Где в Челябинске посмотреть настоящую военную технику

Накануне Дня Победы решил выяснить, куда сводить ребенка, чтобы заинтересовать его темой Великой Отечественной войны. Для мальчишек лучший способ — это показать им настоящую боевую технику, а в Челябинске есть целый ассортимент памятников и экспозиций с «живыми» образцами. Уверен, что нашел далеко не все экспонаты, так что подсказывайте в комментариях.

Как ни странно, самый необычный памятник танку нашёлся не вблизи ЧТЗ, а на вокзале: здесь выставлен Т-62 бок о бок с паровозом серии 9П. Самое забавное, что модель 9П называлась «танк-паровоз», и такое же название получил весь памятник. Видимо, это и подтолкнуло его создателей разместить рядом с танком-паровозом с настоящий танк.

Английской слово tank означает емкость или бак, и военная техника получила это название из-за попыток англичан еще на заре танкостроения замаскировать перевозимые гусеничные машины под цистерны: на коробках написали tank, которое к ним так и прилипло

Правда, в случае паровоза приставка «танк» означает не бронирование или вооруженность, а наличие бака, в котором хранилась вода, а иногда и топливо, если паровоз использовал жидкие сорта горючего. У обычных паровозов для этих целей есть тендер — отдельный вагон.

Музей железнодорожной техники. Выставленные образцы участия в войне не принимали, но сама выставка посвящена Победе. Например, на этом зеленом красавце есть табличка: «Паровоз П-36 установлен в память о воинах-железнодорожниках, ковавших победу в тылу и доблестно сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны». Сам паровоз П-36 выпускался с 1950 года и за свою колоритную внешность получил прозвище «генерал»

Кстати, если пройдете чуть дальше, попадете в бесплатный железнодорожный музей под открытым небом: здесь выставлены десятки паровозов, тепловозов и электровозов разных эпох. Правда, именно военных моделей (кроме упомянутого 9П) среди них нет. Тем не менее, паровозы сыграли важную роль в войне и после неё: даже после электрификации российских железных дорог в резервы страны находились паровозы на экстренный случай: они, фактически, всеядны и могут ездить почти на любом горючем.

Но вернемся к танкам. Ещё один образец марки Т-55 вы найдете около мемориала «Скорбящие матери», а по соседству с ним — БМП-1 и БТР-60.

Танк Т-55 около кладбища на улице Блюхера рядом с мемориалом «Скорбящие матери»
БМП-1
Мемориал в память о воинах, погибших во время Афганской войны: даты смерти у всех — 80-е годы…

Впрочем, эти образцы в Великой Отечественной войне участия не принимали и появились позже. Но есть здесь и аутентичная техника — 122-миллиметровая гаубица М-30. Кстати, она могла стрелять на 12 километров: то есть, с постамента на улице Блюхера добила бы до «Паркового».

Гаубица М-30. Гаубица, в отличие от пушки, используется в основном для навесной стрельбы на большие расстояния
Мемориал обрамлён двумя зенитно-ракетными комплексами С-75

Сам памятник «Скорбящие матери» производит сильное впечатление. Рядом находится мемориальная кладбище, где в годы войны и после неё хоронили тех, кто умирал в госпиталях Челябинска. Автор мемориала — скульптор Лев Головницкий, в честь которого названа одна из улиц Челябинска.

Мемориал «Скорбящие матери»: мать и вдова погибшего держат каску над его могилой
Памятник установлен 9 мая 1975 года
Рядом расположено кладбище, где хоронили умерших в госпиталях воинов
Люди приносят сюда цветы и игрушки

Ещё один танк Т-62 стоит возле «Киномакса-Победы» на Комсомольском проспекте.

Всего я насчитал четыре танка типа Т-55 и Т-62

Самый известный памятник танку в Челябинске находится на Комсомольской площади. Некоторые по инерции считают, что это танк Т-34, на самом же деле здесь стоит тяжелый танк ИС-3, который ближе Челябинску — его разработали на ЧТЗ.

Танк ИС-3 легко опознать по «оплывшей» форме башни, которая как бы сливается с его корпусом. Выпуск танков начался в апреле 1945 года, поэтому до полей сражений они не добрались, став символом мощи СССР в послевоенный период.

Танк ИС-3 считался тяжелым танком прорыва. Для конца войны это было актуальной задачей

Кстати, насколько тяжелым был тяжелый танк ИС-3? Он весил 49 тонн. и для сравнения, такую же массу имеет самый современный российский танк «Армата». Однако сейчас классификация по массе (легкий, средний, тяжелый) практически не используется, поэтому «Армату» тяжелым танком уже не называют.

Самый известный памятник «Катюше» в Челябинске находится около ДК «Колющенко». Романтичное имя никогда не было официальным, и по документам «Катюша» называлась очень сухо: гвардейский реактивный миномёт БМ-13. Однако для 40-х годов её огневая мощь была беспрецедентна: за десять секунд «Катюша» запускала на 8 километров 16 реактивных снарядов. Точность стрельбы была сравнительно невысокой, но большая площадь поражения и ураганный характер огня производил не только физический эффект, но и психологический. Немцы прозвали её Stalinorgel – орган Сталина (орган, как музыкальный инструмент).

Снаряды крепились сверху и снизу направляющих: в общей сложности их было 16

«Катюша» около ДК «Колющенка» собрана на шасси ЗИЛ-151/157 — такие начали выпускать уже после войны. Первые «Катюши» делали на базе грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6, а также с использованием лендлизовских шасси, самым известным из которых был Studebaker US6.

«Катюша» с кабиной от Studebaker US6 в Челябинске тоже есть — она выставлена в парке «Сад Победы».

Наследница «Катюши» — установка «Град» на улице Блюхера перед здание НПО «Сплав»

Идея реактивных установок получила развитие и после войны, и прямым наследником «Катюши» является установка «Град» или РСЗО БМ-21. Памятник такому орудию есть на улице Блюхера перед зданием НПО «Сплав», которое как раз и занимается разработкой и выпуском сухопутных ракетных систем (головной офис находится в Туле).

Если у первых «Катюш» было 16 реактивных снарядов…
… то у «Града», который выпускался с 1960 года, уже 40. Те, кому доводилось видеть его в действии, говорят, что именно так выглядит ад

При этом тот же «Град» значительность превосходил возможности «Катюши», например, дальность его стрельбы составляла 30 километров, а за один залп он мог «вспахать» поле в 20 гектаров. Позже появились еще более мощные системы «Ураган», «Смерч», «Торнадо-С», а дальность стрельбы превысила 100 км.

БМД-1 на улице Гагарина

Есть в Челябинске памятники, не связанные напрямую с Великой Отечественной войной, которые я всё же включил в список. Так, на улице Гагарина около музея памяти воинов-интернационалистов стоит боевая машина десанта БМД-1, как напоминание о конфликтах нашего времени — от Афганистана до Южной Осетии.

В «Саду Победы» 9 мая запланированы праздничные мероприятия. Выставка военной техники здесь постоянная, так что можете приходить в любой день. По соседству есть детские аттракционы
В отличие от других мемориалов, в «Саду Победы» есть таблички с названиями образцов и их характеристиками
Есть здесь БТР и РСЗО «Град»

В парке «Сад Победы» выставлены сразу несколько танков (Т-54, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80), самоходные установки, зенитки, БТР-60, «Катюша» и «Град».

К 9 мая челябинские граффитисты нарисовали обширную панораму на одном из строений в «Саду Победы»
Она изображает батальную сцену с танками, самолётами и даже поющим Кобзоном (на момент съемки Кобзона ещё не нарисовали)
Танк Т-34 можно посмотреть и пощупать именно в «Саду Победы»

Что интересно, я не нашел в Челябинске памятник самому известному танку войны — Т-34. Его разработали в Харькове, но выпускали на нескольких заводах, в том числе на ЧТЗ (примерно 14% от общего объема). В Волгограде, например, есть памятник танку Т-34, названный «Челябинский колхозник». В самом же Челябинске увидеть «тридцать четверку» можно как раз в парке «Сад Победы». Что интересно, здесь выставлен танк Т-34-85 — именно такую модификацию на Урале делали лишь в Нижнем Тагиле, но не в Челябинске.

9 мая здесь будет очень людно, так что если хотите посмотреть технику спокойно, приходите в любой другой день

Для детей большим достоинством экспозиции в «Саде Победы» является свободный доступ ко всем экспонатам и возможность залезть на них. Залезть можно и на паровоз «Красный коммунар», который выставлен в парке Пушкина около ДК ЖД.

Раньше окраска этого паровоза была интереснее: на тендере было большое панно с изображением рабочего и противоречивой надписью: «Дорогой товарищ! Минут не теряй, разрушенный транспорт скорей создавай»

Это настоящий паровоз серии Е выпуска аж 1915 года, который был построен в США для Российской Империи, но сильно пострадал во время Гражданской войны. Рабочие восстановили его в 1920 году по собственной инициативе, назвав «Красный коммунар», и более тридцати лет он отработал на железных дорогах Союза. В 1960 году он прошёл ещё одну реинкарнацию, став челябинским памятником.

Кстати, возрождаться из пепла умел не только конкретный образец, но и весь род паровозов серии Е: первый раз их производство превратили в 1918 году, но в 1943 году возобновили в США по заказу Советского Союза, хотя и в модернизированном виде. Железнодорожный транспорт имел в те годы стратегическую значимость.

Ещё один паровоз предвоенного периода — серия 157. Такой выставлен около локомотивного депо на пересечении улиц Российской и Евтеева. Правда, из-за узкой колеи использовался он в основном для обслуживания промпредприятий.

А этот ролик мы сняли в цехах ЧТЗ пару лет назад: гидами выступили ветераны, собиравшие танки в самый разгар Великой Отечественной. С праздником!

6 Comments

  1. В Челябинске есть памятник с башней от Т-34 перед школой №25 (остановка поселок Бабушкино на Братьев Кашириных). Правда, вместо орудия — труба.

    1. А еще на Овчинникова около школы башня танка стоит — не доехал туда. Но всё же странно, что саму 34-ку нигде не поставили, хотя, конечно, она не совсем челябинская. Я бы еще дизель В-2 на постамент поставил — гениальная разработка (к сожалению, изначально тоже не челябинская)

      1. На Овчинникова, похоже, от Т-62 башня (сегодня случайно увидел). А про В-2 даже не знал, что это та «печка» от которой все дальше «плясали». На военке изучали комплекс на базе ПТ-76. Оказывается и там половинка от В-2.

  2. Пропустил слово, когда про СУ-152 рассказывал (~6:46). Не просто орудие на шасси тяжелого танка поставили, а корабельное орудие. Аналогичные на «Авроре», например, стояли. «Сушка» была первой в мире сухопутной машиной с корабельным орудием.
    А вообще, от рассказов о том времени у меня всегда мурашки. Восхищаюсь теми людьми, страшусь повторения тех событий.

    1. С корабельным орудием была ИСУ-122, а Су-152 и Ису-152 были с «сухопутной пушкой».

Добавить комментарий