ОСАГО по 40 тысяч: что нас ждёт в 2020 году

До конца года остаётся меньше трёх недель, а законодатели не могу определиться с реформой ОСАГО-2020. Вариантов два: первый, дорогой, предложен Минфином и предусматривает устрашающий рост тарифов. Альтернатива ему — мягкий вариант, разработанный самими депутатами: они предлагают оплатить реформу ОСАГО за счёт нарушителей правил. Мы изучили «суповой набор» предложений, из которого депутаты пытаются слепить новое ОСАГО.

Вариант № 1: телематика и лимиты до 2 млн рублей

Предложение Минфина экстремально не только с точки зрения стоимости полисов, но и технических сложностей. Например, предлагается повышающий коэффициент не только для нарушителей ПДД, но и водителей с агрессивной манерой езды. Её оценят с помощью телематических устройств, которые сейчас страховые компании используют в добровольном порядке. В машину устанавливается небольшой блок, фиксирующий интенсивность разгонов и торможений, скоростной режим и резкость манёвров. За грубую езду водителю начисляются баллы.

Так выглядит телематическое устройство для оценки стиля вождения

Два традиционных коэффициента — мощностной и территориальный — предлагается отменить вовсе. Что касается коэффициента мощности, он морально устарел: например, стоимость страховки повышается для автомобилей с двигателями 50 до 150 л.с., но перестаёт расти для более мощных моделей. Хотя аварийность машин мощностью, например, 99 и 101 л.с. вряд ли различается из-за двух лишних «лошадей».

Ещё сложнее с территориальным коэффициентом, который зависит от места прописки автовладельца. Ряд городов попали в список неблагополучных и для них установлен непропорциональный коэффициент. Например, для Челябинск и Мурманска он составляет 2,1 единицы — больше, чем в других мегаполисов, включая Москву и Санкт-Петербург. Отмена территориального коэффициента выгодна «дорогим» городам, но может ударить по жителям мелких населённых пунктов, где сейчас ОСАГО дешевле.

Минфин предлагает увеличить лимит выплат за вред здоровью с 500 тысяч до 2 млн рублей. Побочным эффектом станет общий рост выплат по здоровью, потому они вычисляются в процентах от суммы лимита. Так, серьёзное сотрясение мозга оценивается в 5%, и увеличение лимита повысит выплаты за такую травму с 25 до 100 тысяч рублей.

Сторонники законопроекта отмечают низкую стоимость компенсация за ДТП с пострадавшими и погибшими: сейчас лимит составляет 500 тысяч, предлагается — 2 млн рублей

За чей счёт банкет? За счёт автомобилистов, конечно: тарифный коридор предлагается расширить на 30% в обе стороны. Если сейчас «база» составляет 2746–4942 рубля, то в случае принятия поправок станет 2112–6425 рубля.

Как рассчитывается ОСАГО. 

Страховщики выбирают базовый тариф из коридора 2746–4942 рубля и умножают его на восемь коэффициентов, которые учитывают мощность двигателя, период использования машины, аварийность водителя (коэффициент бонус-малус), возраст и стаж водителя, территорию использования, срок страхования и наличие грубых нарушений. Последний коэффициент зависит не от штрафов ГИБДД, а от нарушений правил страхования.

Предложения Минфина укладываются в стратегию либерализации ОСАГО, которая идёт последние полтора года. Либерализация включает две идеи: избавление от жёсткого госрегулирования тарифов и учёт индивидуальных особенностей водителя.

— Сейчас на рынке ОСАГО среди страховщиков идет ожесточенная конкуренция за клиента, поэтому, даже если этот законопроект будет принят, не стоит ожидать роста средней премии по ОСАГО. Повышение тарифа может произойти разве что для самых злостных нарушителей ПДД, — считает директор управления продуктами СК «Согласие» Андрей Ковалев.

По мнению эксперта, отмена моратория на изменение тарифа чаще, чем раз в год, для учёта аварийности конкретного водителя также способствует более справедливому ценообразованию по ОСАГО.

Но рост выплат по здоровью вкупе с отменой двух «жирных» коэффициентов (мощностного и территориального) может спровоцировать рост тарифов до максимальной планки. Эти опасения разделают некоторые депутаты, которые поставили проект Минфина на паузу и предложили свой вариант.

Вариант № 2: дорогую страховку получат нарушители-рецидивисты

Альтернативный законопроект внесён в Госдуму группой депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Проект не столь радикален и его главная изюминка: введение повышающего коэффициента за нарушения ПДД (эта идея есть и в минфиновском варианте). Речь идёт о только о грубых нарушениях: проезде перекрёстка на красный свет, выезде на встречную полосу, превышении скорости на 60+ км/час, езду в пьяном виде и так далее.

Предлагается учитывать только штрафы, полученные водителем за год. Какой именно порог по количеству нарушений установят депутаты, неясно: ранее обсуждалась идея наказывать дорогим ОСАГО водителей, которые попались не менее 5 раз за год — для них предлагался коэффициент 1,86.

Учитываться будут и нарушения, зафиксированные камерами. По умолчанию виновником будет считаться владелец автомобиля

Новый законопроект ограничивает максимальную стоимость страховки для водителей-нигилистов уровнем трёх базовых тарифов, то есть для жителей мегаполиса лимит составит порядка 24–30 тысяч рублей.

Предложение депутатов технически проще, чем вариант Минфина, поскольку не требует поголовной «оцифровки» водителей с помощью телематических устройств. Но оно требует подключения страховщиков к штрафной базе данных, усложняя задачу.

Чего ждать в 2020 году

Дорогой вариант реформы поставлен на паузу, но не отвергнут окончательно. В Минфине считают его более справедливым в отношении людей, пострадавших в ДТП (поскольку растут выплаты), но также готовы поддержать депутатскую версию «мягкого» проекта. Но и у дорогой версии есть поклонники, например, в её пользу высказался лидер «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов и заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин.

Обсуждаются и альтернативные идеи, например, введение единого полиса гражданской ответственности, который покрывает расходы не только в случае ДТП, но и, например, при затоплении чужой квартиры.

С октября лимит выплат по европротоколу вырос до 400 тысяч рублей

Российский союз автостраховщиков (РСА) категорически опроверг страшилки о подорожании ОСАГО с Нового года на 30%. Ряд СМИ накануне распространили такую информацию, но, судя по всему, перепутали возможный рост максимального тарифа и стоимость полиса (выше объяснялось, что это не одно и то же).

В целом, РСА поддерживает курс на либерализацию ОСАГО. По данным Союза, с начала 2019 года, когда тарифный коридор был расширен на 20%, средняя стоимость полиса снизилась на 5% относительно уровня 2018 года за счёт обострения конкуренции между страховыми компаниями. Попутно возросли средние выплаты по ОСАГО с 66 до 68 тысяч рублей.

Президент РСА Игорь Юргенс заявил, что страховщики согласны и на компромиссный вариант законопроекта, который возьмёт лучшее от обоих предложений. В качестве основной проблемы современного ОСАГО он отметил некачественный учёт водительских рисков:

— Сейчас аварийные водители и нарушители платят за полис столько же, сколько аккуратные автовладельцы, — считает Игорь Юргенс. — То есть хорошие водители, которых у нас более 80 процентов, субсидируют плохих.

Судя по стагнации в обсуждении реформы ОСАГО, согласовать её концепцию до Нового года депутаты не успеют. Пока законотворцы склоняются к более мягкому варианту, так что мы не ждём массового удорожания ОСАГО в обозримом будущем.

6 комментариев

  1. ЯРиК

    Еще не читал статью но уже пробрало.
    ОСАГО по 40 тысяч, не ну а чЁ доктрина Сиплого (план Даллеса) в действии. Все водилы=права как на штурмана ( за соответствующие деньги), недоступность полиса ОСАГО, а да самое главное, по этому полису в случае вашей же вины Вам придется доплачивать до 50% от разницы в стоимости деталей, поврежденного вами автомобиля, на зимние колеса еще больший налог. Чё то там еще было.
    Сбывается мечта товарища Сиплого. Все на ОТ.

    • Сиплый

      К сожалению всё не так однозначно…скорее всего для большинства вообще ничего не изменится…а это значит, что улучшения ситуации ждать пока не приходится. Но в целом движение в верном направлении. К тому же уже сейчас до 30% водятлов ездят без полиса…не вижу причин по которым что-то изменится в случае удорожания полиса…просто увеличится процент нигилистов.

  2. На практике вырастет число тех, кто вообще не покупает ОСАГО. И пострадают в первую очередь те, кто попадёт в ДТП с такими.

  3. Парящий над дорогоЙ

    Интересно, как такие ДТП разруливают? https://auto.mail.ru/article/75519-massovoe_dtp_v_primore_stolknulis_pochti_50_mashin_video/

    Это же адова работа…. Как тут выявить зачинщика или крайнего? Страховые местные плачут наверное.

    • ЯРиК

      С таким дтп как раз проще всего. Тут сотни пар глаз, и вся хронология, мигом восстановится. Не будет виноватым только тот у кого целая морда.
      Ну а местных СК, осталось не так много. И в приморье, рулетка или лохотрон с полисами е-осаги. Кого тебе РСА назначит.
      Мне вот тоже стало интересно.
      Иностраховщик.
      http://www.asn-news.ru/news/72249?from_daily
      За 14 лет собрал в РФ 7лярдов, а выплатил ущербу на 27лярдов. И ведь не плачутся не стонут что у них одни убытки, ещё и развиваться как то получается.
      Почему у наших так не получается.

      • Аяврик

        Дык у них специализация на крупняке, всего десяток ответчиков, тем более солидарных. На тыщи наших чайников у них юристов не хватит, в бумагах зароются, тут им и кирдык…

Добавить комментарий