Это не наша дверь: Глеб и 31 лицей

Осенью этого года Глеб ходил на подготовительные курсы в физико-математический лицей №31 (воскресная школа), и вот что из этого получилось.

Сейчас Глеб учится в школе на Северо-Западе, переполненной и не самой передовой. Поскольку из всех предметов математика идёт у него лучше всего (и мы верим в генетику), решили проверить, способен ли он поступить в лицей №31 на общих основаниях.

Курсы стоимостью 7500 рублей состояли из 10 воскресных занятий: каждое — это два урока математики, плюс русский язык или география.

Изначально Глеб был переполнен энтузиазмом и рвался в бой. На все десять занятий, которые разрывали его выходные, от отходил без скрипа. Домашние задания делал со скрипом, но делал.

Вступительный экзамен был в прошлое воскресенье, результаты объявят завтра, но с уверенностью 99,99% Глеб не поступил и даже если каким-то чудом это произойдёт, мы, скорее всего, откажемся всё равно.

По складу ума он оказался совсем не математиком. Когда мы делали с ним первые задания, я думал, сложности связаны с непривычной постановкой вопросов. Думал, что он втянется. Но время шло, задачи повторялись, а прогресса не наступало. Всё это напоминало попытку тронуться на машине с мёртвым сцеплением: дым идёт, зацепа нет.

Он не мог визуализовать цифры. Чтобы решить большинство задач, нужно было представить их в виде образов, но Глеб видел наборы символов и гадал, что с ними делать. Я мог бы надрессировать его на решение их алгоритмическим путём, потому что алгоритмы он как раз любит. Но мне показалось это бессмысленным, потому что всё обучение в 31 лицее построено именно на умении искать нестандартные решения, а не только запоминать готовые рецепты (которые сами по себе тоже полезны, но не заменяют смекалки).

Поначалу ситуация меня напрягала. Казалось, ещё чуть-чуть и наступит просветление. Казалось, нужно просто поднажать. Я стал думать, что у него низкая мотивация. Что нужно вывести его из режима вселенского добродушия и разбудить спортивную злость. Несколько раз мы крупно поцапались, но стало очевидно, что это путь в никуда. Как и я, Глеб лишён духа соревновательности и не терзается по поводу того, что кто-то лучше него решает задачки. Он хорошо думает в спонтанном режиме, когда ему интересно, и абсолютно замыкается, если начинаешь на него давить.

Занятию к восьмому я вдруг почувствовал облегчение. Стало очевидно, что дело не в интенсивности наших занятий. Просто у него другой склад ума. Просто ему в 31 лицее делать нечего. Я представил, что если он поступит, ругань будет у нас каждый вечер, и никакие посулы светлого будущего не перевешивают для меня вред от испорченных отношений. Даже если каким-то чудом мы разбудим в нём ту самую спортивную злость, профит в виде математических навыков может быть полностью нивелирован изломанным характером.

31 лицей является идеальной стартовой площадкой для людей с природными способностями. Им действительно создавали отличные условия для роста: с одной стороны, пестовали и приглашали лучших учителей, с другой — постоянно задирали планку и будили в них тот самый дух соревновательности.

Приносил лицей пользу и второму эшелону учеников, которые звёзд с неба не хватали, но учились прилежно и с желанием. А вот тем, кто шёл туда из-под палки, свирепая лицейская среда подрывала самооценку и создавала массу комплексов. В конце концов, жизненный успех определяется не только способностями к точным наукам.

Я рад, что наш результат получился однозначным. Было бы хуже застрять где-то на середине: условно, способности есть, но ребёнок невнимательный. Вроде бы может учиться, а вроде бы и не лучший. Но у нас всё просто: это не наша дверь.

По мне, школа должна быть вот такой) Не знаю чья фотография, но она потрясная. И это не 31 лицей 😀

Заодно посмотрел я на родителей и детей, которые ходили на курсы, вспомнил былые годы. Нескладные интроверты в очках со странным (мы его называли ботаническим) чувством юмора. Непримиримые зазнайки с очень острым умом. Поздние дети, закутанные в шарфы по самые ноздри. Мамаши, возмущённые тем, что сынок как-то неправильно поделил квадрат на шесть клеток. Папаши, устраивающие допрос с пристрастием после каждой самостоятельной работы («А ты точно правильно решил??!!»). Я на их фоне снова выглядел разгильдяем через букву пэ.

А тут ещё один френд, взрослый дядька, при должности, стал воспевать 31 лицей под соусом «все беды от гуманитариев», потому что у них «нет логики». Я попробовал выяснить, почему он проводит столь резкую границу между «логиками» и «гуманитариями», тем более, логика, как наука, отпочковалась от философии. Я предположил, что когда мы говорим о дураках-гуманитариях, проблема именно в том, что они дураки, а не в том, что они гуманитарии. Эта примесь дураков портит всё: есть дураки-патриоты, которые портят патриотизм, а есть дураки-учёные, которые портят науку. Френд разнервничался, поставил мне диагноз (мол, сразу видно гуманитария) и удалил все посты. А я подумал: вот оно нам надо? В 31 лицее создали культ точных наук, но не учли, что его будут портить такие вот дураки-логики и математические сектанты.

Зная ревностное отношение некоторых сотрудников лицея к моим постам, подчеркну, что никаких претензий к самой воскресной школе у меня нет. Всё было по-честному. Дело исключительно в самом Глебе и во мне. Курсы показались мне вполне адекватной разминкой для ума, так что если у вашего ребёнка есть склонность — идите и не сомневайтесь. Всё отлично организовано и для детей интересно. Отношение по-прежнему олимпийское: отбирают сильнейших.

О потраченном времени мы не жалеем и рассматриваем воскресную школу как секцию, которая хоть чуть-чуть, но разбудила Глеба.

Нам ещё предстоит найти и раскрыть его таланты, которые пока обозначены лишь контурно. Он хорошо играет в логические игры, к нему липнут научные факты, он здорово учит стихи, считает профессию автомобильного журналиста идеальной и года три пытается завести свой видеоблог. Скорее всего, станет он кем-то ещё, но кем бы он ни стал, пусть это будет соотноситься с его естеством, а не только нашими предположениями о нём. Успеха мы добиваемся благодаря набору качеств, и развивая одни, не хочется придушить всё остальное.

Пока же мы размышляем над сменой школы и держим в уме репетиторов — индивидуальное обучение даёт поразительный результат. Это я даже на себе ощутил.

Это мы с одноклассницами на пороге лицея через 29 лет после знакомства

Мои впечатления о том, каким стал лицей №31 через двадцать лет после нашего выпуска.

История одноклассника, который ушёл из 31 лицея и не пожалел.

А вот как я учился в 31 лицее (с 1990 по 1996 годы).

32 Comments

  1. Как повезло Глебу с родителями, которые спокойно отнеслись к ситуации, которую большинство восприняло бы как провал или даже позор рода до седьмого колена. Лучше быть сильным в том, где ты силен, чем посредственностью там, где ты слаб.

    1. Единственное, мне всё же хочется его слегка разбудить, а то он уж совсем расслабленный. Для меня главный плюс 31 лицея был именно в этом.

      1. Если человек еще не готов проснуться, ты не сможешь его разбудить. Думаю, ты на своем опыте знаешь, что все изменения происходят в тот момент, когда ты готов их принять и подхватить. Возможно, «разбуждение» Глеба совпадет со сменой школы или вида занятий, а возможно, и не совпадет. Твои чаяния как отца понятны, но ты тоже сильно не накручивай ни себя, ни Глеба.

      2. Ну, видишь, я сам был «ёж птица гордая, пока не пнёшь, не полетит» 😀

      3. Даже в полёте ёж может сопротивляться и цепляться всеми конечностями за ёлки. 🙂 Поэтому полёт после пинка тем удачнее, чем более к нему готов ёж (читай — Артем Краснов). Или Глеб.

  2. Мне просто интересно?! А будет ли 31-й лицей 31-ым, если вдруг, не будет Попова.
    Будет ли он таким же математико-патриотическим. Будет ли доносится царица наук, до ученика, теми (легкими) методами какими ее дает Попов. и много ли чего еще будет и останется если вдруг просто нет Попова?
    С Поповым познакомился в 2007 году, в компании Константина Филимонова. Послушал шесть или семь его лекций (приглашали на беседы), приобретал даже книгу Мама-математика. Задался только одним вопросом, а если бы у меня был таковой педагог, дающий материал в именно таком качестве. Скорее всего мне бы этот предмет понравился гораздо больше. Ну а так я не переоцениваю свои возможности, в области данной науки, ни тогда ни сейчас. Тогда бы вряд ли прошел конкурс, ну а сейчас, этого просто не надо. Хотя постоянная работа с цифирками, и прочими методами матанализа.

    1. Я Попова всегда уважал, потому что лицей — это его плоть от плоти. Он у нас не преподавал, а иногда приходил и просто говорил, и, честно говоря, мне не очень нравилось его слушать. Вот не знаю почему. Какая-то поза вечная была. И стихи его по этой же причине мне сложно воспринимать, не покидает ощущения, что человек пытается себя наизнанку вывернуть, но это тоже нужно делать изячно. В общем, чисто в творческом плане мы с ним совсем разные люди, и, наверное, поэтому мне было так сложно воспринимать сектантство 31 лицея. Но, к счастью, там были очень простые и честные преподаватели, которые всё это компенсировали. Тут, конечно, вопрос индивидуальной совместимости.
      А вот чем Попов реально впечатлял — это своим бесстрашием, решительностью, верностью себе. Этим он мне всегда Высоцкого напоминал.
      PS за математику не скажу — возможно, он её очень хорошо преподавал.

  3. Помню, когда лежала на родильном столе и держала свою первую дочку, сказала себе, что буду самой лучшей матерью, и буду больше всех любить своих детей. Что бы с ними не случилось, какими бы они не стали, и даже если будут бестолковые и не найдут своё место в этой жизни, всё равно буду любить их, потому что они мои.

    Конечно, я не стала самой лучшей матерью. Но про остальное периодически себе напоминаю, когда идеи об успешности детей начинают заволакивать мой мозг. Мы недавно перевели младшую дочь в частную школу. Давление педагогов в 9 классе стало невыносимым для неё — борьба за галочки в нашей гимназии достигла апогея. Мысль о том, что покидаем школу, которой отдали много лет, и что на нас косо смотрят, доводила до бешенства. Но я рада, что в итоге выбрали для ребенка, а не для своей самооценки. В итоге, дочери сейчас комфортно, она старательно учится и даже пробилась в актив класса.

    Всё давно расписано психологами: как мы хотим, чтобы дети сделали за нас то, что мы не смогли, чтобы оправдали в своём лице все наши лишения и чтобы в случае, если ничего не добьёмся в жизни сами, сказать: «ну зато у меня двое детей». Мне в этом году ещё предстоит смириться с вероятным не поступлением старшей дочери на бюджет, и кредитка наше всё, но это никак не изменит моего отношения к ней (только ей не говорите).

    1. На мой субъективный взгляд, вы всё верно делаете, да и борьба за галочки — тоже в копилку опыта. Опять же, полностью ограждать ребёнка от стресса нельзя. Мы-то оградим, а жизнь потом подкинет, так что нужны и ему вызовы судьбы. Просто когда эти вызовы заслоняют все остальное — тут да, можно уже и задуматься, надо ли оно тебе. Кому-то, может, и надо, но точно не всем.

      1. Если уж мы сегодня про детей откровенничаем – мои спринтеры. Если их увлекает что-то, они прикладывают все силы и не боятся стрессов. Но, к сожалению, в жизни много длинных расстояний.

        Может, Глеб стаер, и ему наоборот нужно время. А может, он найдёт своё место на срезах наук. Ведь говорят, что чистые специалисты уже отживают своё, будущее – за некими амбидекстерами, дивиргентами.

      2. Я вообще придерживаюсь спорного мнения, что не так важно, что умеет человек в 10 лет. Важнее, что он умеет в 30 (окей, если речь о гимнастке, то важно, но в широком ключе — нет).
        Нам удобно абсолютизировать процесс развития, мол, если за год у ребёнка прогресс 100%, то он выдержит этот темп во все последующие годы. А развитие идёт неравномерно, импульсами.
        Самое забавное, что вчера ради хохмы предложил Глебу решить одну из задач 31 школы, и он мгновенно с ней справился в уме. Может быть, ему просто не нравится формат работы под давление (как и мне — я просто научился этому, но мне тоже не по душе, когда кто-то нависает надо мной).

      3. Тут я с тобой согласна, но с небольшими оговорками. Есть умения, которые характерны для определенного возраста. Грубо говоря, если ребенок в 10 лет не умеет читать и считать, то это плохо, а если он в 10 лет не умеет водить машину или готовить, то это ничего не значит.

  4. Тема интересная в контексте морального выбора между непременной устроенностью детей в жизни и интересами общества в любой его части…т.е. например есть большой начальник у которого есть средненькие, а чаще вообще никчемушные дети…как он должен себя вести? Продавить чадо любыми средствами на хлебную должность (и задвинуть таким образом более достойных её кандидатов) или пустить всё на самотек и что будет — то и будет? Первый подход обоснован родительскими чувствами, но не гарантирует стабильности после отхода начальника от дел к тому же формирует социальную напряженность (хотя она в любом случае будет)….второй бросает чадо на произвол судьбы, что вроде как неправильно с родительских позиций….как быть?

    1. Хлебная должность, подозреваю, не гарантирует ребёнку полноценной жизни.
      Да и бросать чадо на произвол не обязательно. Главная проблема, к.м.к. — это если нарушается взаимопонимание (или его изначально нет). Тогда появляются все эти уродливые проявления, вроде попыток заставить ребёнка делать что-то чуждое ему или другая крайность — демонстративная отстранённость от его судьбы. Да и никчемушные дети, наверное, довольно условное понятие: скажем, они не рождены быть большими полководцами, как папаша, но, может быть, они превзойдут его в чём-то, о чём он изначально и не думал.
      Есть у меня несколько знакомых, детей богатых родителей, которых папаши пристроили. В целом, люди выглядят благополучно, так что судить веско не берусь. Но и всё равно есть от них ощущение, что по пояс деревянные, вторичные на фоне родителей, выращенные в клетке. Такие эрзац-подководцы. Их счастье в том, что они этого не замечают, так что в каком-то смысле это гармония 😀

      1. «Главная проблема, к.м.к. — это если нарушается взаимопонимание» — мне кажется всё более прозаично, главная проблема в том, что если ребенку не получится пристроиться, то придется потерять привычный образ жизни…круг общения…уровень потребления и т.д….т.е. спуститься вниз по социальной лестнице, что крайне неприятно….просматривая же историю многих знатных семейств мы обнаруживаем взлеты и падения, расцвет и упадок, но почти никогда если семья вышла в высшую лигу она не возвращается на социальное дно…в чем секрет?

      2. Там же проблема обычно не в том, что ребёнок не может пристроиться (с деньгами в любом случае проще стартовать). Проблема, что родители хотят своих чад при себе держать, в своём кругу, в своей компании, на своём уровне. Хотят, чтобы дети оставались понятными, благодарными и так далее.
        Но есть и обратные примеры. Скажем, один из самых лютых гонщиков Ф1 Ники Лауда был сыном банкира и финансиста, поссорился с отцом, занялся гонками, стал трёхкратным чемпионом мира после тяжелейших ожогов. Но попутно всю жизнь тяготел к коммерции и стал самым высокооплачиваемым для своего времени гонщиком, создал авиакомпанию, прокатную контору, руководил командами Ф1 и так далее. То есть вполне себе пристроился, пусть и не по божественному замыслу своего папки.

      3. Не согласен. Держать при себе хотят далеко не все, точно так же как не все хотят полного отрешения от ребенка…есть конечно крайние случаи, когда родители хотят создать собственную реплику, но этот ФГМ бывает крайне редко…в основном просто хочется чтобы ребенок не преодолевал заново те трудности, которые пришлось преодолевать тебе, т.е. чтобы он преодолевал уже свои трудности, более высокого порядка…но для этого нужно научить его преодолевать трудности…и в этой связи возможно поступление в лицей может быть шагом на этом пути (чисто как проверка, не обязательно потом там учиться).

      4. Тут интересная тема прослеживается. Родители в своё время преодолевали трудности, чтобы ребенку не пришлось их преодолевать. Но если посмотреть на этот же постулат с другой стороны, то получается человек преодолел столько преград и не понимает зачем. Должен же быть какой-то смысл! А, вот он! Чтобы детям было хорошо! По большому счету все эти прорывы наверх удовлетворяют самолюбие только в первые несколько месяцев, а потом начинает хотеться больше. Но кто-то может больше и потому прет дальше, а кто-то, увы, уперся в потолок. И тогда, чтобы не пропало «все шо нажито непосильным трудом», человек начинает искать оправдания для этого. И находит его в детях, мол, все для них.
        Что из этого получается, мы все знаем.

      5. Так вопрос «зачем» в принципе не имеет ответа, что для людей, которые пробились, что для тех, кто просто сидят. Пробиваясь, они, как правило, испытывали много позитивных и разных других эмоций, и какой-то локальный смысл был в этом. Сама природа нас запрограммировала на эти смыслы, а что до чего-то более глобального — сколько уже копий сломано, а заверенного печатью ответа нет. Так что вполне естественно, что простой человек уповает на эти локальные смыслы, вроде детей поднять. Возможно, природа хочет от большинства именно этого.

      6. Не знаю, как все присутствующие, но я для себя поняла, что сам смысл — в процессе, в прохождении пути, а не в том результате, который получается в итоге. Как у Ржевского: «Детей не люблю, но сам процесс…» Вот если в своей сфере ты не Ржевский, то увы, тебе придется искать оправдание своим потугам, чтобы не мучиться от экзистенциального «зачем». 🙂

      7. На вопрос «зачем» человечество придумало множество вполне подходящих ответов, каждый выбирает себе тот, который ему больше подходит…тут тебе и деньги и личный комфорт, и признание окружающих и мессианство и прочие христианские догматы и философские смыслы вроде скидывания ярма тоталитаризма, да мало ли ответов на вопрос зачем…ими всё вокруг наводнено…выбирай любой. Детей тут можно рассматривать как продолжателей великого дела отцов…типа построить дивный новый мир без — изм(а) на конце, или наоборот завоевать всех или решить задачу тысячелетия или расшифровать геном…в такой постановке условный «провал» ребенка действительно ставит под удар всю продуманную стратегию.

      8. В самой формулировке «… придумало много ответов» сквозит, что ответа нет 😀

      9. >>>… в процессе, в прохождении пути, а не в том результате
        Человек на биохимическом уровне так и устроен. То есть природа уже внедрила в нас все эти подпрограммы «любить женщин», «испытывать удовольствием от еды», «наслаждаться чувством превосходства» и абсолютизировать их. Я бы просто не заменял эти краткосрочные восторги смыслом в том глобальном понимании, о котором, видимо, мы говорим.
        И тут интереснее говорить не о смысле для конкретного человека (потому что этот смысл очень локален), а о смысле человечества вообще. Что мы такое и для чего мы? Ответа мы не знаем и не узнаем, но, вполне возможно, ответ бы нас расстроил. Ну, представим более развитую цивилизацию, которая сеет по Вселенной генетический код и смотрит, что получилось. И мы один из таких экспериментов. И, может быть, через сколько-то тысяч лет мы полностью исчезнем, и станем одной из миллиона цивилизаций, которые не состоялись. А ещё 10 миллионов состоятся и продолжат жить дальше. И так далее.
        А что до человека современного, то у него всё довольно линейно: тепло/холод, хорошо/плохо. А всё остальное — попытка придать этому тепло/холодно немного вселенского пафоса 😀

      10. Ответы есть, и их много, хотя это только для тех, кто за деревьями всё-таки видит лес. Остальным любой любой будет неподходящим.

      11. Ответ человека, которому нечего сказать. Как функционер во время пресс-конференции: есть множество версий происшествия…

      12. «Ответ человека, которому нечего сказать.» — странные дела…вроде выше описал всё детально…что еще к написанному выше я должен сказать?

  5. Ещё за обучаемость хотела сказать. Согласна, что многое зависит от педагога, от его умения привить интерес, выстроить урок, дать возможность ученику выразиться. Но думаю, что и этого мало. Я вот считаю себя гуманитарием, но однажды помогла своей близкой подруге-математику решить задачу (Светик, привет тебе и спасибо! – я до сих пор горжусь). Ну, не то чтобы решить, а просто подсказала, в каком направлении думать надо, дальше она уже сама непонятными формулами листок заполнила. Видимо, это тоже что-то из визуализации проскочило, я и всю физику только через представление могла изучать. Вот я и думаю, кто знает, может, я латентным технарём умру? И может, если бы в школе не нужно было на скорость решать шаблонные примеры, а я пока представлю, пока напишу, — может, точные науки не вызвали бы у меня такого отторжения тогда. А как дать такую возможность в школе? Никак. Урок 40 мин. Кто не успел, тот тупой гуманитарий(.

    1. У меня похожая дилемма с гуманитарной сферой. Изначально я действительно был похож на анти-гуманитария, потому что ненавидел историю, литературу и все близкие по духу предметы. Ненавидел их подачу, все эти нафталиновые новости из XVII века и посулы, что знание их сильно поможет мне в жизни. Ненавидел читать депрессивных русских классиков. Ну и всё в таком духе.
      Но вот философия, например, мне сразу понравилась. Английский неожиданно легко дался. Появилось много друзей (окей, подружек) с филологическим образованием. И к литературе, истории и т.п. я потом изменил отношение. Нет, бывает конечно «филология головного мозга», но её не больше, чем в других дисциплинах.
      Думаю, все эти классификации абсолютно условны. В большинстве людей есть и то, и другое в разной пропорции. Меня смешат высокопарные заявления тру-технарей о том, какие идиоты гуманитарии. Технарям не хватает кругозора понять, что они, будучи прикладной профессией, являются инструментами в руках людей, которых они презрительно называют «гуманитариями». И даже если те идиоты, вы для них строите условные атомные бомбы.

      1. А ведь Вы ловко мирите все противоречия, получив техническую специальность и став при этом журналистом. Который освещает опять же технические темы, но на досуге пишет про любовь.
        И ещё чему-то удивляется в Глебе).

      2. Ну, это моя природа. Разница между мной и Глебом вот в чём: мне всегда нравились машины, а в семье машины не было, и это создало какой-то мощный дефицит внутри. Мотивацию, которая определила потом меня на годы (пусть я потом частично отказался от этого). Что-то вроде стартового запаса топлива.
        А Глеб, как и его сверстники, живёт в мире, где почти всё сразу доступно: и компьютеры, и машины, и книги… Может быть, поэтому он ничем так остро не интересуется, увлечения быстро проходят. Поэтому мы пока не можем понять, что ему хочется делать и что у него получается. Он за всё легко берётся и легко бросает.
        Есть вещи, в которых он много лучше меня, например, он не такой застенчивый и твёрже отстаивает свою позицию. Какие-то ещё мелочи. Но глобально пока неясно.

      3. В этой проблеме есть еще некий гендерно-исторический подтекст.. Уж коли у нас патриархальное общество, то тенденции общественного мнения задают мужчины. И в 19 веке мужчины сплошь получали гуманитарное образование, а ремесленные училища считались для черни, низшего класса. Но с развитием технологий выросла потребность именно в инженерах и мастерах, то есть людей технических специальностей. И кто шел на них учиться? Преимущественно мужчины, поэтому во главу угла автоматически поставилось и техническое образование. Чисто формальный подход.
        Сразу оговорюсь: это не единственная причина идеологической войны между технарями и гуманитариями. Но она тоже имеет место.

  6. А вы не делайте поспешных выводов, Артём. Судя по тому, что вы описываете, проблема у Глеба в оформлении своих мыслей (именно дословно — в придании мыслям формы). Если хотите, приводите ко мне, попробуете второй раз. Группы у меня сильно меньше, достучаться и проконтролировать проще. Вдруг получится? )
    Жалко, вчера только увидел эту статью, через полтора часа начинается последняя группа первой недели занятий, но и со второго начать — тоже нестрашно.

Добавить комментарий