Как борец с маршрутками разозлил управление транспорта

Александр Хлопов, написавший программу для фиксации нарушений общественного транспорта, попытался привлечь к проблеме маршруточного беспредела чиновников из управления транспорта, но разговора не получилось. Вместо конструктивной беседы челябинца вытолкали из кабинета начальника управления транспорта Максима Кичеева.

Маршрутчик в центре города высаживает людей в забор

Кто такой Александр Хлопов

Александр составил программу, которая выявляла нарушения по видеозаписям с камер «Интерсвязи» и автоматически направляла жалобы в интернет-приёмные разных ведомств: администрацию города, в управление транспорта, в ГИБДД. Первая реакция чиновников была болезненной: Александру говорили, что «его действия отдают маразмом». Но упорство челябинца дало результат — через полгода водители маршруток и транспортные компании получили штрафы на сотни тысяч рублей.

Помимо рассылки автоматических сообщений, Александр вёл и «личную работу», записываясь на приёмы к чиновникам и объясняя им суть проблемы.

— Я обращался к начальнику управления транспорта Максиму Кичееву полгода назад, и он сказал, что продлевать соглашения с транспортными компаниями, которые допускают регулярные нарушения, город не будет, — рассказал Александр. — Но прошло время, а ситуация не меняется. Я вижу, как маршрутки систематически объезжают пробку по улице Кирова в районе храма Святой Троицы. Я вижу высадку пассажиров в забор около площади Революции. Я вижу сотни нарушений на остановках.

Эти нарушения происходят под носом у городской администрации: Александр Хлопов предлагает чиновникам лично выйти и понаблюдать за ситуацией

тобы заметить нарушения маршруток, не нужны спецсредства: достаточно встать почти на любом перекрёстке и понаблюдать за манерой их езды. В нашей рубрике «Нарушение месяца» без маршруток не обходится ни один выпуск. Такой стиль езды регулярно приводит к авариям с пострадавшими.

Что ответил начальник управления транспортом Максим Кичеев

На днях Александр повторно обратился к Максиму Кичееву с вопросом, почему маршрутные компании, чьи водители совершенно открыто плюют на Правила дорожного движения и маршрутные карты, продолжают работать в городе. Разговор получился напряжённым.

Чиновник сослался, что обращения Александра относятся к зоне ответственности ГИБДД и территориального отдела Государственного автодорожного надзора (ТОГАДН).

— Когда с вами в прошлый раз встречались, вы говорили, что не будете заключать договоры и продлевать их с теми организациями, которые нарушают, — напомнил чиновнику Александр.

— А у меня есть основания? — парировал Максим Кичеев.

— А у вас нет оснований? Вы с ГИБДД не сотрудничаете? Меня давят. Я ежедневно иду, и меня пытаются задавить. У вас нет оснований?

— Я ещё раз говорю: это не относится к тем компетенциям, которые есть. У нас в договоре не прописано «нарушение Правил дорожного движения».

Складывается впечатление, что ответ чиновника означает следующее: нам неважно, как ездят маршрутчики, и при заключении договора мы смотрим на другие аспекты. Хотя вполне очевидно, что Александр спрашивает о системном решении проблемы, а не пересылке его жалоб между ведомствами.

В Челябинске контроль маршруток распределён между тремя ведомствами. ГИБДД может выявлять и наказывать традиционные водительские нарушения (глава 12 КоАП), соблюдение маршрутов и специфические для общественного транспорта нарушения выявляет ТОГАДН, а управление транспорта отвечает за проведение конкурсов и соблюдение контрактов. Но ни одна из перечисленных структур не берёт на себя ответственность за царящий в городе маршруточный хаос: на наши многочисленные запросы ответ всегда был один — это не наше дело, обращайтесь туда-то.

Попытка Александра привлечь внимание экипажа ГИБДД к массовому нарушению маршруток на пересечении Кирова и Труда завершилась побегом экипажа

Это создаёт идеальную ситуацию для административного футбола, потому что, например, полномочия сотрудника ГИБДД не позволяют контролировать соблюдение маршрута или отстранить водителя от работы, а сотрудник ТОГАДН не может оштрафовать за проезд на красный свет или движение по встречной полосе. Управление транспорта и вовсе занимает позицию молчаливого согласия.

Фрагмент беседы Александра Хлопова с маршрутчиком, который пытается срезать пробку по улице Кирова через проезды в районе храма Святой Троицы. Водитель убеждён, что делает правое дело, а штрафы его не волнуют

Маршрутчики чувствуют себя неприкасаемой кастой — огромные деньги, которые прокачиваются каждый день через транспортные компании, делают невыгодным их чрезмерный контроль. Маршрутчик, проскакивающий на красный свет, опасен для людей, но выгоден для тех, кто контролирует бизнес. Чем чаще он проскакивает, тем большую прибыль получают хозяева. Городская администрация, судя по всему, занимает позицию невмешательства.

Неуловимые контракты

Александр Хлопов привлёк внимание Максима Кичеева и к непрозрачности сведений о контрактах.

— Например, по городу ездят маршрутки № 35, 39, 40, 48, но если верить реестру, который размещён на сайте Тransport.cheladmin.ru, договоры операторов этих маршрутов закончились летом и осенью этого года, — объясняет свои претензии Александр Хлопов. — При этом на том же сайте информация о проведённых конкурсах очень скудна: я не вижу в перечне ни одного из указанных маршрутов. Откуда тогда эти маршрутки берутся на линии?

Максим Кичеев сослался на изменение правил ведения реестра, с чем якобы и связана неполная информация о маршрутах.

Фрагмент скачанного нами в пятницу (20.12.2019) файла реестра, из которого следует, что контракты многих маршрутов истекли ещё летом (четвёртая графа таблицы). Сейчас файл удалён с сайта

Скачанный нами в пятницу файл подтверждал слова Александра: сроки договоров по указанным маршрутам уже истекли. В пятницу же мы обратились к Максиму Кичееву с просьбой пояснить ситуацию: он обещал сделать это в понедельник. В понедельник дозвониться до него не удалось, но на сайте Сheladmin.ru появился новый файл, где перечисленные маршруты указаны без даты окончания действия договора. Даже если все процедуры проведены по закону, вопросы к прозрачности остаются.

«Вы просто дармоеды»

Разговор Александра с Максимом Кичеевым закончился на повышенных тонах. Челябинец назвал чиновников дармоедами, за что чиновники, судя по аудиозаписи, перешли на грубый тон и вытолкали его из кабинета.

Сам Александр считает, что использованное им слово верно:

— Что мешает самому Кичееву выйти с фотоаппаратом на остановку рядом со своим офисом, где нарушения происходят пачками, и набрать «нормативную базу»?

Больше всего Александра задевает вопрос: почему управление транспорта продлевает договоры с компаниями, чьи водители нарушают совершенно открыто и регулярно.

— Представляю, как это происходит, — иронизирует Александр. — Приходит за свидетельством директор организации-перевозчика и просит продлить договор. Кичеев строго так спрашивает: «А вы ничего не нарушаете? Карты маршрута соблюдаете? Пассажиров всегда на остановочных пунктах высаживаете?» Директор говорит, мол, конечно, как вы могли такое подумать? Кичеев: «Ну, раз так, конечно, можно продлить договор ещё на пять лет».

Десятки тысяч нарушений в месяц

Александр тем временем перенастроил свою программу на контроль нарушений на трёх других остановках, и результаты впечатляют: за три первые недели декабря его нейросетевой бот в автоматическом режиме выявил более 20 тысяч нарушений.

Примеры фотографий с пересечения Комсомольского и Свердловского проспектов

И если добиться улучшения ситуации хотя бы на отдельно взятом перекрёстке удалось Александру, частному лицу, то непонятны признания чиновников в собственном бессилии решить проблему радикально — у них и связей, и полномочий гораздо больше. Меньше только желания. И вместо удаления корня проблемы они в очередной раз предлагают челябинцам рубить ветки, отправляя по инстанциям жалобы, на которые маршрутчикам наплевать. Бизнес, и ничего личного.

9 комментариев

  1. Ой, чую. прихлопнут Хлопова. Он, конечно, молодец, и правильно, что вы его поддерживаете, но когда он начнет очень сильно мешать чьему-то бизнесу, его уберут и заметут под коврик, мол, не было, ничего не знаем…

  2. Ольга

    Вот Лев Владов досуетится до какого-нибудь чиновничьего кресла (пишут, ему теперь в Минстрое место забрезжило), и посмотрим, может, все кинемся какие-нибудь программки писать…

    • ЯРиК

      Ольга, вот честно, не зная почему, но озвученный вами типчик, лично у меня доверия не вызывает. ТЕрзают меня смутные сомнения, что в его случае, просто карьерный рост бывшего полпреда, одного европецкоазиатского округа, покоя не дает. Так быстро звания даже Ю.Гагарин не получал. Тот тоже, за один вопрос, из работяг- да в окружение царя. Вот только толку тоже ноль, а апломбу и охраны, пол города перекрывали.

      • Ольга

        Ярослав, надеюсь, мой сарказм понятен — кто все они, хлоповы, владовы? и почему на пути к исправлению несовершенств этого мира они не забывают и себе удивительным образом подыскать тёплое местечко…

        • Алексей Андреев

          Пусть даже человек получит какую-то должность, если его усилия объективно изменят ситуацию. Разве это плохо?

          • Алексей, в чем то соглашусь «если его усилия объективно изменят ситуацию». Вот только «Свежо предание, а верится с трудом».
            Пока из тех кто оказался у власти, хорошее можно услышать только об Якутской мадаме.

  3. Антон Л.

    Максим Кичеев не просто дармоед, он еще и вредитель, паразит иначе говоря. Потому что сидит и занимает своей жопой кресло, в котором мог бы сидеть адекватный управляющий.

  4. ЯРиК

    А меня только одно удивляет, по поводу руководителей. «Выйдите ( покиньте) кабинет» , да у тебя время приема для граждан должно быть ежедневно, и минимум полрабочего дня по времени, а если нет то после окончания рабочего дня проводи встречи с электоратом. Хозяева кресел, блт. Народные избранники и назначенцы, а доступа к ним ни какого, и по времени на народ у них один-два часа в рабочую неделю, а то и месяц. Как в бывшие времена производственники и депутатами быть успевали и с народом встречаться и на производстве херачить. А энти прям занятые до нельзя.

    • Надежда

      Поддержу горячо. 90% времени руководителя конторы, которая обязана служить народу, тратится на семинары, совещания, конференции, вебинары с такими же «служителями». Вместо того чтобы встречаться между собой и перетирать без конца ненужные вещи, проводили бы прием граждан. Пользы было бы больше.

Добавить комментарий