КоАП добрался до газонных парковщиков (ура)

Продолжается обсуждение нового КоАП РФ, предложенного Минюстом, и после очередной порции улучшений в нём появился штраф за парковку на газонах и детских площадках. А ещё — наказание для владельцев, бросивших свои автомобили.

Трудные роды нового КоАП

Проект нового административного кодекса разрабатывают с конца прошлого года, его первая редакция вызвала скандал — Минюст тогда предлагал резко (и, вероятно, бездумно) повысить штрафы для водителей, например, за превышение скорости на 20–40 км/час штрафовать сразу на 3000 рублей (сейчас — 500). Во второй редакции КоАПа водительскую часть оставили без серьёзных изменений, но добавили долгожданную статью, которая наказывает за типичные нарушения во дворах: парковку на газонах и детских площадках.

Нарушения на газонах вывели из серой зоны

За такие проступки в проекте КоАП отвечает статья 16.10 (многие СМИ ошибочно написали 16.9). За стоянку и езду по зелёным насаждениям любого типа предусмотрен штраф 1,5–4 тысячи рублей, а на детских площадках — 2–5 тысяч рублей. Причём штрафовать за эти нарушения новый административный кодекс позволяет «заочно», то есть с помощью камер фотовидеофиксации: штраф в этом случае составляет половину от максимального. Выписывается он на владельца автомобиля, даже если за рулём был другой, но хозяин машины вправе доказывать свою невиновность. Аналогичный подход используется сейчас для нарушений, зафиксированных камерами.

Есть и ещё два новых штрафа: за мойку автомобиля во дворе (до 2 тысяч) и за оставление во дворах разукомплектованных транспортных средств (до 3 тысяч рублей).

Одна из проблем — доказать, что машина стоит именно на зелёных насаждениях. Как быть, если бывший газон раскатали до состояния грунтовой дороги?

Штрафовать будут не только гаишники

Меняется и список лиц, которые могут наказать за подобные нарушения: помимо полиции (в частности, ГИБДД) наказывать водителей смогут представители местной власти. В КоАП появляется понятие «административная комиссия», которое до сих пор существовало на птичьих правах. Теперь оно подробно прописано в статье 42.5 КоАП. Комиссии из представителей местных органов власти смогут выписывать постановления водителям без вызова полиции.

Прояснение этого момента важно, потому что сейчас во дворах царит «двоевластие»: проезжими частями и тротуарами ведает ГИБДД, а вот за озеленённые территории и детские площадки обычно отвечают местные власти разного уровня и другие структуры (во дворах это могут быть, например, управляющие компании). Но чётко выстроенной практики наказаний нет, потому что местные законы зачастую противоречат федеральным и системно не применяются.

Если новый КоАП РФ примут, штрафовать газонщиков смогут, например, районные комиссии без присутствия автовладельца, что существенно упрощает всю процедуру.

Под снегом сложнее отличить дорогу от газона. Но не в этом случае

Почему штраф вводят так долго?

В 2017 году уже была попытка ввести в КоАП новую статью 8.23.1, которая предусматривала штраф в 1–5 тысяч рублей за стоянку на газоне, но законопроект забуксовал в том числе из-за споров о том, кто должен его применять: ГИБДД или участковые?

Сейчас подобные нарушения регулируются местным кодексами о правонарушениях, например, в Челябинске этому посвящён пункт 10 статьи 3 КоАП (она также штрафует за помехи мусоровозам). Штрафы для частников — 1–5 тысяч рублей, для юрлиц — от 50 тысяч до 200 тысяч. Это создаёт парадоксальную ситуацию, когда, например, парковка на газоне тестовой (дилерской) машины может обойтись в стоимости половины самой машины. Но применяются такие штрафы редко, в том числе из-за невозможности точно установить, кто именно был за рулём транспортного средства. В проекте КоАП РФ эту проблему решили, добавив газонные нарушения в список исключений, для которых не действует презумпция невиновности (то есть крайним по умолчанию является автовладелец).

Проект КоАП РФ предполагает штраф для владельцев сгоревших автомобилей, если они брошены в неположенных местах

Штрафа за оставление во дворе разукомплектованной машины в нынешнем КоАП и вовсе нет, но в регионах России практикуется более жёсткая мера — эвакуация на штрафстоянку с последующей продажей. В проект КоАП РФ, предложенном Минюстом, такой штраф появляется вместе с определением «разукомплектованный автомобиль».

__________________________________

Под разукомплектованным транспортным средством следует понимать транспортное средство, у которого отсутствуют одна или несколько кузовных деталей, предусмотренные конструкцией (капот, дверь, замок двери кузова или кабины, запор горловин цистерн, пробки топливного бака) и (или) отсутствуют одно или несколько стёкол, внешних световых приборов, колёс, шин, а также сгоревшее транспортное средство.

__________________________________

Эвакуация остаётся, но не для газонщиков

Из нового КоАП исчезла глава, посвящённая задержанию транспортного средства (в народе процедуру называют эвакуацией на штрафстоянку), но её не отменили, а перенесли в процессуальный кодекс об административных нарушениях. Основные поводы те же самые, например, нарушение правил остановки и стоянки, создание помех или езда пьяным. Но вот за парковку на газоне или детской площадке эвакуации по-прежнему не предусмотрено.

Новый КоАП должен был вступить в силу уже с 1 января 2021 года, но из-за проволочек вряд ли будет утверждён раньше весны.

5 комментариев

  1. Чебурашка.

    Несомненно хорошее решение но есть одно НО. 99% лезут на обочину не по говнистости своей, а потому что машину негде поставить.
    К примеру, возле меня, в радиусе хз сколь км, стоянок нет. Ладно мне везет, что двор огромный а машин мало.

    • Опять же, в КоАПе вполне разумно полномочия по ловле газонщиков делегировали местным властям. Грубо, вот есть двор и все ставят как попало, ходит комиссия из представителей управляйки. И если выясняется, что она не обеспечивал людей парковками, у неё во дворе бардак и все газоны изъезжены, но управляйка собирает с жильцов дань — это повод уже раскачать скандал, обратиться в СМИ, прокуратуру. По крайней мере, проблема будет на виду и как-то решаться, а сейчас просто с молчаливого согласия всех в старых дворах творится бардак.
      Ну и потом практика показывает, что некоторые запреты только поначалу кажутся невыполнимыми. Когда-то мы думали, что останавливаться перед стоп-линей — это что-то из ряда вон.

      • Чебурашка

        имхо, в большинстве случаев сам двор изначально запроектирован под гораздо меньшее количество автомобилей. И ладно бы это это касалось только хрущевок (что отчасти понятно), но был в челябе в районе 55 микрорайона в свежей застройке — там же пиндец. проблема настолько трудно решаема, что одними кнутами ее не решить.

  2. Ну, в случае с новыми микрорайонами вопрос и жильцам: вы на кой покупаете квартиру во дворе, где машину не запарковать? Для меня это было важным критерием, когда выбирал. Ясно же, что это потом будет геморроем, в том числе и по рискам получить утром помятое крыло или проколотое колесо.

Добавить комментарий