Осенний дефицит: россияне кинулись скупать машины

Сезонное оживление авторынка осенью 2020 года оказалось особенно духоподъёмным: автодилеры рассказывают, что свободных машин почти нет и ситуация отдалённо напоминает конец 2014 года, когда из-за тревожных предчувствий россияне вымели все склады машин. Впрочем, сейчас причина не только в этом.

В конце лета 2020 года возник дефицит автомобилей, связанный прежде всего с апрельским карантином автозаводов. Ожидалось, что ситуация улучшится в сентябре, когда наладятся устойчивые поставки «посткарантинных» машин, но и осенью дефицит сохранился из-за спроса, спровоцированного ослаблением рубля. С начала осени курс доллара возрос с 74 рублей до 78 рублей (с пиком около 80 рублей), курс евро уверенно перевалил за 90 рублей. Поскольку цены на автомобили меняются с «лагом» в несколько недель, россияне уже привыкли покупать на опережение.

Зимой в России дебютировал кроссовер SKODA Karoq, а в октябре добавилась базовая версия с мотором 1,6 и ценником от 1,359 млн рублей

— Ажиотаж есть, но не сказать, что реальный спрос очень сильно вырос, — объясняет коммерческий директор автокомплекса «Регинас» Сергей Попов. — Думаю, дефицит возник в большей степени из-за сокращения импорта и производства во время пандемии. Недостаток машин ощущается во всех сегментах, включая и эконом-класс, и премиум-сегмент. Можно проводить какие-то параллели с 2014 годом, но со скидкой на новые обстоятельства.

В сентябре 2020 года спрос на Toyota RAV4 вырос в 2,5 раза

Например, по данным Федеральной таможенной службы импорт автомобилей в Россию за первые семь месяцев 2020 года сократился на 35%. Чуть меньше, на 30%, сократилось производство внутри страны (данные Росстата). При этом продажи упали не так сильно — на 19%, если брать тот же период в 7 месяцев, и на 15% по итогам января-сентября. С июля продажи не уступают прошлогоднему уровню, то есть устойчивый спрос накладывается на спад производства.

15 октября стартуют продажи нового Kia Sorento четвёртого поколения. Цена — от 2,15 млн рублей

Сергей Попов отмечает большой интерес к покупке в кредит и с использование программ трейд-ин.

— Я не думаю, что основной мотивацией является желание людей спасти рублёвые накопления, — говорит он. — Скорее, их подталкивает к покупке грядущее повышение цен из-за девальвации рубля.

По его словам, высокий спрос наблюдается в том числе на автомобили китайских производителей, например, Haval, Geely, Changan и Chery. Спрос на них действительно резко вырос, например, по итогам 8 месяцев продажи чайнакаров прибавили 44,5%. И это — на фоне падающего в целом рынка.

— Конечно, китайским производителям помогает эффект низкой базы, — поясняет Сергей Попов. — Но всё равно заметно усиление интереса, например, в сентябре Geely попала в топ-12 самых популярных марок России.

Марка Geely в сентябре 2020 года показала рост продаж в 1,5 раза

Генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук добавляет, что большие сложности испытывают поставщики компонентов для автопрома:

— Я бы не сказал, что на рынке ажиотаж — скорее, дефицит машин. Здесь много интересных нюансов, например, новые автомобили везут к нам из Китая напрямую, а вот китайские компоненты — через Монголию, где они застревают из-за коронавирусных ограничений, что приводит к сбоям производства уже в России.

Генеральный директор автомобильного холдинга «Сатурн» Александр Мещеряков также считает, что дело не в шквальном спросе, а в недостатке предложения:

— Трафик в автосалонах более-менее стабильный и проблемы с производством и поставками постепенно решаются. Правда, пока в доступе далеко не всё и в очень ограниченном количестве. Цены в октябре снова немного подросли, но в конце сентября всплесков не было, так что ситуация стабильна. Видимо, люди понимают, что если цены и меняются, то в пределах 7–10 тысяч рублей, что не так существенно.

Из брендов «Сатурна», например, в сентябре изменила ценники компания Renault: так, популярные Logan подорожали на 10–13 тысяч рублей и стоят теперь в пределах 645–851 тысяча рублей.

В сентябре на рынок вышла новая Skoda Octavia, но цена выросла почти на 200 тысяч

Цены на автомобили пухнут весь 2020 год. Например, Hyundai Solaris подорожал в сентябре на 5 тысяч рублей, а если учитывать все корректировки с начала года — на 52 тысячи. Средняя комплектация Comfort с двигателем 1,6 литра стоит сейчас 931 тысячу, а в начале января за неё просили 879 тысяч. Lada Granta в конце 2019 года стоила от 445 тысяч рублей, сейчас — от 484 тысячи. Lada Vesta до январского подорожания стоила от 607 тысяч рублей, сейчас её не купить дешевле 668 тысяч.

С 1 октября изменились цены на большинство моделей BMW: в среднем цена прибавила около 4%

Похожая ситуация в Екатеринбурге. Журналист и автоэксперт Кирилл Зайцев рассказал следующее:

— Склады автомобилей смели ещё в августе, теперь все сидят и ждут: дилеры — новых поступлений, перекупы — нового трейд-ина. Кто-то пристраивает рубли, кто-то пытается забрать машину «лишь бы дали». Если новые разобрали давно, то сейчас и на вторичном рынке беда: автоподборщики говорят, что встал и трейд-ин. Нового нет, поэтому и старое не сдают. На площадках трейд-ина шаром покати.

Не стоит ждать и рождественских распродаж. В этом году очистка складов не предвидится по причине отсутствия этих самых складов, а предновогодние скидки, с большой вероятностью, окажутся лишь маркетинговой уловкой: производители предлагают специальные условия для покупки через трейд-ин и в кредит уже сейчас.

До конца года ожидается очередной виток подорожания автомобилей, связанный с сентябрьским ослаблением рубля.

— В обычное время повышение цен происходит один-два раза в год, но сейчас практически каждый месяц дорожают отдельно взятые модели, — рассказал агентству «Автостат» генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин. — Сильнее всего подорожают импортные бренды, но рост цен на автомобили локальной сборки будет более сдержанным.

Один из руководителей сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников считает, что из-за обвала рубля стоимость автомобилей вырастет до конца года на 3–10%.

А вот цены на вторичном рынке даже слегка упали: по данным агентства «Автостат», средняя цена подержанного автомобиля по итогам сентября снизилась до 602,6 тысяч рублей (-0,3%). Трёхлетние машины, по данным «Автостата» действительно подешевели сильнее рынка, а вот пятилетки наоборот прибавили почти 13%.

Добавить комментарий