Электронные ПТС стали обязательными. Как они выглядят и насколько надёжны

Переход страны на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) начался еще три года назад, но до сих пор покупатель новой машины имел выбор: оформлять бумажный ПТС или его электронную версию. С ноября 2020 года альтернатива останется лишь у тех, кто меняет бумажный ПТС из-за его утраты и порчи. Что касается вводимых в эксплуатацию машин, им теперь положен только ЭПТС. Мы собрали ответы на наиболее популярные вопросы об основном автомобильном документе, который больше нельзя пощупать.

Чем ЭПТС отличается от ПТС?

Паспорт технического средства — это бумажный документ, в котором фиксировались регистрационные данные автомобиля, сведения о владельцах и масса другой информации. Его не нужно путать с СТС (свидетельством о регистрации), которое мы возим с собой — ПТС можно было хранить дома.

Классический ПТС уходит в прошлое. Но запрета на его использование нет, и принудительного перевода на ЭПТС не будет — новость касается лишь покупателей новых или импортируемых машин

ЭПТС — это защищенная электронная запись в базе данных компании АО «Электронный паспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»), содержащая значительно больше информации — примерно 150 полей и граф. Помимо традиционных сведений, ЭПТС включает «историю болезни» автомобиля, например данные о прохождении техобслуживания или кузовных ремонтах.

Какие документы получит на руки автовладелец при регистрации?

В управлении ГИБДД Челябинской области объяснили, что, во-первых, это свидетельство о регистрации (СТС), которое, как и прежде, необходимо возить с собой. Во-вторых, по желанию владельцу могут оформить выписку из ЭПТС, которая включает следующие данные: VIN, номера узлов и агрегатов, год выпуска, параметры силового агрегата, экологический класс, максимальную массу, территорию регистрации. Персональных данных владельца выписка не содержит, но они могут быть добавлены по желанию. Кроме того, они есть в свидетельстве о регистрации.

Так выглядит выписка из ЭПТС

Выписку можно получить и самостоятельно, например через портал госуслуг или в МФЦ. Выписка выполняет роль памятки и особой юридической значимости не имеет. При всех регистрационных действиях используется ЭПТС, хотя на первых порах выписку могут использовать, например, страховые при оформлении ОСАГО.

Сколько стоит ЭПТС?

Предельный тариф за его выдачу — 600 рублей. Стоимость бумажного ПТС — 800 рублей.

Сколько ЭПТС уже выдано?

К началу ноября 2020 года в России выдано 1,4 миллиона ЭПТС. К концу 2028 года охват должен составить три четверти автопарка страны, или около 40 миллионов единиц.

Кто имеет доступ к ЭПТС?

В первую очередь это автозаводы и таможенная служба, которые выпускают ЭПТС на конкретный автомобиль — проще говоря, делают в базе данных первую запись, копируя сведения из ОТТС (для новых машин) или СБКТС (для подержанных). Полный доступ к базе имеет также ГИБДД.

Поскольку ЭПТС содержит информацию практически о всех действиях с машиной, включая ее страхование, ремонты, обслуживание и так далее, ограниченный допуск к базе получили страховые компании, операторы техосмотра и официальные дилеры. Но они могут редактировать только поля, касающиеся оказываемых ими услуг. Например, страховщик может внести в ЭПТС данные о новом страховом полисе ОСАГО.

Насколько защищен ЭПТС от взлома и манипуляций?

Это покажет лишь практика. Система представляет собой закрытую сеть серверов, сделанную по аналогии с банковскими базами данных. Вероятно, со временем обнаружатся те или иные бреши, с другой стороны, и подделка бумажных ПТС, равно как и VIN автомобиля, поставлена на поток. В целом причин считать ЭПТС более проблемными, чем бумажные, пока нет. Например, в случае, если кто-то попытается внести изменения в ЭПТС, владелец получит уведомление.

Часть данных, которые берутся из ОТТС или СБКТС, также будут некорректируемыми, то есть ошибки с названием модели, ее полной массой или мощностью должны быть сведены к минимуму.

Но человеческий фактор всё равно не исключен: часть данных будет вноситься вручную

Впрочем, определенные тревоги связаны с тем, что доступ к ЭПТС имеет достаточно большой круг ведомств и фирм. Например, к официальным дилерам со временем добавятся одобренные Минпромторгом автосервисы, которые также смогут вносить информацию о прохождении техобслуживания или кузовном ремонте после ДТП. Какие-то манипуляции в этой области вполне вероятны (как в интересах владельца, так и против него). Чтобы их исключить, Минпромторг будет следить за компаниями, допущенными к работе в системе. Любые изменения в ЭПТС будут подтверждаться электронной подписью сотрудника или организации, которые их производят.

Как отзываются об ЭПТС дилеры и страховые?

Многие компании работают с ЭПТС уже больше года, и наш опрос показал, что как таковых сложностей они не обнаружили. Так, в компании «Регинас» рассказали, что система работает стабильно.

Впрочем, есть и нюансы:

— Сейчас ошибки возникают крайне редко, — рассказывает генеральный директор компании «Сатурн» Александр Мещеряков. — Существует проблема с пиковыми нагрузками на серверы ЭПТС, например, в последние дни месяцев, когда дилеры страны выполняют планы и выдают кучу машин: система может проводить авторизацию ЭПТС по полтора дня вместо положенных двух-трех часов. Но последние месяцы даже этой проблемы нет.

Впрочем, перегрузка серверов возможна в будущем, потому что теперь все новые машины ставятся на учет через ЭПТС, а в месяцы вроде декабря регистрация обычно возрастает. Но нынешний дефицит машин может снять и эту проблему.

Не возникает сложностей с ЭПТС и у страховых. Поначалу были опасения, что отсутствие бумажного ПТС сделает невозможным оформление ОСАГО (такое требование было в пункте 3 статьи 15 закона об ОСАГО). В ответ на наш запрос в страховой компании «АСКО-СТРАХОВАНИЕ» ответили, что проблем нет:

— Согласно подпункту «г» пункта 3 статьи 15 закона об ОСАГО, для заключения договора страхователь предоставляет страховщику документ о регистрации — ПТС, СТС или аналогичные документы, под которыми в данном случае понимается выписка из электронного паспорта.

В перспективе страховщики будут взаимодействовать с базой данных «Электронный паспорт» самостоятельно.

Можно ли узнать по электронному паспорту аварийную историю машины?

Один из самых ценных аспектов ЭПТС — он может хранить информацию практически обо всех проблемах автомобиля. Скажем, исключить тайную продажу машины, находящейся в залоге у банка, что сулит большие проблемы. В ЭПТС есть поля, отражающие историю ДТП и крупных ремонтов, плюс все записи отражают пробег автомобиля, что осложнит скрутку одометра.

Проблема в том, что расширенный функционал будет доступен только в перспективе. Так, в ГИБДД нам сообщили, что в настоящий момент информацию об авариях в ЭПТС инспекция не вносит.

Чтобы ЭПТС стал аналогом американской системы CarFax, помимо подключения к «Электронному паспорту» сотен компаний по ремонту и обслуживанию машин, необходимы юридические последствия за искажение (или игнорирование) информации о тех же ДТП. Кроме того, даже если эта информация начнет вноситься повсеместно, пройдет не один год, прежде чем наработается достаточный массив данных. Так что этот аспект ЭПТС — на вырост.

One Comment

  1. ЯРиК

    Не вникал еще в эту «проблему». Но что точно плюс, это то что автосалон, видимо, не сможет без такого ЭПТС вообще продать автомобиль. Ну и не редки ситуации, когда голова и ПТС в другом городе, как у меня с «Наташкой в кубе» получилось. Здесь мы от «бумажки» не зависим, опять таки при срочной продаже КТС в другом городе, за тысячи километров, мы ни чем не обременены, ведь не многие возят с собой на дальняк ПТС ( я после известных событий так и делаю).
    Хотя, есть вопросы, будет ли туда доступ простым смертным, (ведь сейчас инфу о количестве хозов можно узнать только по бумажке и из сайта ГИБДД, который вечно морозится (кстати единственный интернет ресурс где меня радует реклама, ведь она, после запроса, означает что все серверы в работают и сейчас выплывет нужная инфа, а не ссылка на ошибку на стороннем ресурсе), или как в росреесте за денюжку инфа о собственниках, и ремонтах (как на многих теперешних сайтах), ну чтобы исключить эту наживу иили наоборот золотую жилу. Вот только еще один вопрос, сейчас за достаточную сумму с базы, можно удалить инфу по «крестам», (один крест два три десятка тысяч), не получится ли потом что и в ЭПТС можно будет что то корректировать с помощью «убитых енотов». Ну и все таки «без бумажки ты какашка». Тогда и нотариусов туда прописать чтобы доверку на доверенное лицо, туды с перечнем доверительного функционала.

Добавить комментарий