Автодромы — для слабаков: реформа экзамена на права спровоцировала хаос в автошколах

Всё более запутанной становится история реформы экзамена на водительские права: до введения нового формата остается чуть больше недели, но автошколы до сих пор не понимают, какие изменения их ждут. Кандидаты на права тем временем торопятся сдать экзамен «по старинке», и к этому их мотивируют сами инструкторы автошкол. Чего они так боятся?

— Учиться на права я пошел в начале года, но из-за высокой нагрузки на работе два месяца почти ничего не делал, — делится своей историей Вадим. — И вдруг в середине марта руководство автошколы сказало мне, что я должен сдать экзамен до конца месяца. Я ответил, что вообще не готов и даже не откатал положенные часы с инструктором, но мне объяснили, что с 1 апреля меняются правила и сдать будет очень сложно. Мне назначали крайний срок — 30 марта.

После реформы городской этап будет занимать не менее 30 минут, а от фиксированных маршрутов откажутся

Изначально апрельскую реформу подавали под соусом полной отмены автодромной части — якобы экзамен будет приниматься сразу в городе, а первичные навыки вождения инспектор проверит на тихой улочке. При этом регламент, опубликованный на портале нормативных правовых актов ничего подобного не подразумевал. Если верить ему, с 1 апреля практический экзамен осуществляется, цитируем, «на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движение, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки». То есть вроде бы новый регламент не запрещает автодромы, а лишь дополняет их альтернативными способами сдачи практического теста.

Но уже в марте 2021 года сумятицу внесло сообщение на сайте ГИБДД РФ:

— Напомним, что проверка первоначальных навыков управления транспортным средством на закрытых площадках в формате отдельного экзамена теперь проводиться не будет. Сотрудники Госавтоинспекции будут давать объективную оценку готовности будущих водителей управлять транспортным средством исключительно в условиях реального дорожного движения.

Эту же информацию агентству ТАСС подтвердили в пресс-центре МВД, объяснив необходимость реформы:

— Она позволит исключить натаскивание кандидата в водители на отдельные виды упражнений в условиях закрытой площадки, в конечном итоге изменив подход автошкол к обучению практическому вождению.

По информации ГИБДД, с 1 апреля 2021 года практическая часть экзамена на права переедет в город

Так останется ли этап «Автодром» или его отменят?

— Этого пока никто не знает, потому что новый регламент есть в распоряжении руководства ГИБДД, но не опубликован, — рассказывает преподаватель челябинской автошколы «Метар» Юрий Панченко. — В интернете циркулирует три версии этого регламента, но какую именно в итоге утвердили, мы пока не знаем.

Дефицит информации подтвердили и в других автошколах России.

— С тревогой, конечно, ждем 1 апреля, потому что очень много непонятного, и комментариев со стороны МВД пока нет, — объясняет заместитель управляющего по учебной работе волгоградской автошколы «Зелёный свет» Ольга Чурзина. — Если прием экзаменов будет сразу в городской среде, будет волнение со стороны курсантов, наших клиентов. Кроме того, рядом будет сидеть товарищ из ГИБДД, а не инструктор, который ведет обучение. Это дополнительный фактор нервозности. Пока нет ни рекомендаций, ни требований по формату экзамена, ни сетки улиц, на которой он будет проводиться. Ждем.

— Никто этих изменений не знает, даже сами сотрудники полиции, — говорит заместитель директора екатеринбургской автошколы «Курсант» Никита Балмин. — И вообще неизвестно, состоится ли реформа или нет. Если состоится, думаю, станет хуже, потому что автодром, насколько я понимаю, не отменили — его всё равно будут принимать, просто сократят число элементов.

Руководители многих автошкол подозревают, что глобального запрета на использование автодромов всё же не будет, и речь идет лишь о совмещении двух частей практического экзамена. Но есть и другие изменения.

При проверке начальных навыков курсант будет сдавать лишь четыре элемента: маневрирование в тесных пространствах, параллельную и перпендикулярную парковку, а также горку. Как именно воспроизвести необходимый уклон без автодрома, пока также неясно.

Кроме того, оба этапа, «Автодром» и «Город», предполагается сделать неделимыми: если сейчас можно сдавать их независимо, то с 1 апреля — только оптом.

— А значит, при каждой пересдаче нужно будет проходить оба этапа, даже если при первой попытке курсант сдал экзамен на первичные навыки, — объясняет Никита Балмин. — То есть вырастет нагрузка на ГИБДД, а значит, будут очереди — они и сейчас уже есть.

Директор челябинской автошколы КАФС Владимир Котров также видит в новом регламенте ряд минусов:

— С 1 апреля курсант должен сесть за руль учебной машины и сдать сразу два этапа, «Автодром» и «Город», но это значит, что учебные машины будут как козы на веревочке — они не смогут отъезжать далеко от автодрома, потому что в случае несдачи курсантом городского этапа нужно будет как можно быстрее возвращаться на автодром, чтобы начать экзамен со следующим кандидатом, — объясняет он.

Это мнение разделяет Никита Балмин:

— Теперь автошколы будут привязаны к автодрому, то есть для экзамена, видимо, будут использоваться только ближайшие улицы.

Хотя по замыслу авторов реформы всё должно быть наоборот: вместо фиксированных экзаменационных маршрутов с 1 апреля МВД утверждает сетку улиц, на которых инспектор вправе принимать экзамен. Сам городской этап должен длиться не менее 30 минут. Но сотрудники опрошенных нами автошкол до сих пор не получили уведомления о том, какие улицы будут использоваться для экзамена с 1 апреля и в каком именно формате пройдет экзамен. В Челябинске, предположительно, карта останется той же — Ленинский и Тракторозаводский районы.

Ожидается, что в регламенте будут прописаны 19 нарушений, которые означают несдачу экзамена. В их числе — пренебрежение ремнем безопасности, пользование телефоном во время движения, пауза более 30 секунд при троганье с места, пересечение стоп-линии (когда остановка требуется) и так далее.

Часть спикеров высказалось в пользу того, что реформу могут перенести в связи с ее сыростью — у автошкол просто не остается времени, чтобы подготовить курсантов к сдаче экзамена по новым правилам. Похожую суету мы видели с реформой техосмотра, которая должна была состояться 1 марта, но в конце февраля вроде бы была перенесена. Как оказалось, не для всех, поэтому на станциях техосмотра всё равно возникли очереди.

— Для МВД вопрос подготовки водителей очень больной, — объясняет ситуацию преподаватель автошколы Юрий Панченко. — После нескольких попыток реформирования этой сферы количество ДТП с малоопытными водителями всё равно остается высоким, что свидетельствует о плохой подготовке курсантов. Поэтому поставлена задача снизить аварийность. В последнее время проблема маскировалась уменьшением числа курсантов примерно на миллион человек в год, поэтому абсолютные цифры аварийности также упали. А в прошлом году статистику исказила пандемия. Но сейчас проблема снова набирает обороты, и в МВД, судя по всему, лихорадочно ищет формат реформы. Я подозреваю, что ее могут и перенести.

Совмещение этапов «Автодром» и «Город» изначально подвергалось критике сотрудниками самих автошкол. В теории это должно поставить курсанта в более сложные условия, но сулит больше головной боли, чем выгод. Нынешняя неопределенность лишь добавляет скепсиса.

4 комментария

  1. ЯРиК

    Блин. Столкнулись тоже с проблемой обучения. Старшая в прошлом году пошла учиться. В октябре заключили договор, и не с ем нибудь а с ДОСААФом, офицалом, тем что на 8 марта. Дочь, до сих пор, прошла только 3 занятия по вождению,еще в декабре сдала внутрениий экзамен по теории, а почти вся группа прошла сдачу в ГИБДД. То машина сломалась то мастер заболел, то у мастера сдача экзаменов в ГИБДД, до февраля всего одно занятие было, ( по графику оговоренному занятия должны были быть в четверг и в пятницу после 16.00) . В феврале, пошел накатал заяву на смену мастера по вождению, надоело. Вроде повеселее стало. Отличия от КАФСА, это автодром в жопе мира, куда макар телят не гоняет. Впрочем и КАФСовский автодром в Ленинском, так же, как и ГИДДДшный, нужно пешечком пройти от остановки немного, но там хоть люди ходЮт, а не вдоль всего кладбища с остановки на свердловском херачить, да еще и после 18.00 в сумерках.
    А проблема сдачи, и как это будет, пока особо не волнует. Тут не знаешь за что больше волноваться ЕГЭ, сдача на права, или поступления в ВУЗ, или просто потому, что уже 18лет и поэтому, можно, качать права в родительском доме.

    • По факту вряд ли что-то изменится с 1 апреля, даже если примут они эти идиотские варианты с отменой автодрома, всё равно первое время будет то же самое, я думаю. Никому нафиг не нужны эти заморочки. Мне сказали, что даже формат экзамена не изменится — сначала все сдают автодром, потом город (хотя в теории курсант вроде как должен проезжать всё за один раз).

  2. ЯРиК

    ну вот, все же понимают что автодром, это профанация и ни чего более. Помню, в школах, а права я получал именно там, на занятиях на УПК. мы что Газ-53, что новгый Газ головастик и в хвост и в гриву, катали по автодрому. Нам до того было по нему неинтересно ездить. что мы ездили только задним ходом, все было отточено до автоматизма, при этом трогание в горку с ручника, это 10метровый участко выезда со стадиона на котором проводилось так называемый Автодром, и сколько ручников оставалось в руках «курсантов» особенно девочек, вырывали кхуям с корнем. Город, город в те времена А это95 год, машин не такое количество, но при этом специфика местности. а это был Трехгорный, где безуклонных участков раз два и обчелся.
    В училище, было интереснее (ну не сказал я что у меня есть права). Там одни прапорщики инструкторы чего стоят, да и машины Камазы и Уралы, ну и конечно же УАЗы.
    Во время службы, сдавал на Е, так там достаточно было Трал танковый, на МАЗ 537 задом в гараж сдать. Сдал.
    ЩАС, Жалею что сам же обучал мехводов на гусянки, с выдачей тракторных прав до F, категории включительно, а о себе любимом не подумал, и корочки не сделал, хотя так же раз в полгода сдавал на квалификацию. На гусянках интереснее, там по танковому курсу вождения боевых машин обучаешься, Ну примерно то что в танковом биатлоне показывают, колейный мосты проходы в минных полях, ограниченные проезды, водные преграды, жд платформу, погрузка на полуприцепы,и противотанковые рвы, и первый раз солдат без инструктора за штурвалом ЗРК БУК, у которого в кабине как в вертолете. В общем веселее в армейке.

    • Автодром — это, по сути, фильтр, чтобы отсеять совсем ламеров, которые тронуться толком не могут. И вполне нормальный фильтр: у меня товарищ (не рождённый водить) раз 8 пытался автодром сдать, но то на горке глох, то на парковке конусы скашивал. Я и сам за автодром, помню, сильно переживал, но в 1997 году он был сложнее, чем после ряда реформ. Да и машина была — четвёрка с движком от таврии, глохла от любого ветерка.
      В любом случае мне видится что не наличие автодрома — главная проблема в подготовке водителей. Автодром — это нормальный полигон для отработки элементарных навыком и габаритов автомобиля. Даже относительно опытным водителям невредно иногда покататься между конусами (некоторые за это даже деньги платят). Не вижу причин, зачем его нужно непременно убирать из программы и/или экзамена.
      Куда больше проблем с тем, что городской этап у нас выглядит профанацией: вот здесь, наверное, есть куда расти. Хотя дай новичкам возможность по всему городу гонять, мы сами же и повесимся )))

Добавить комментарий