Первая машина: что выбрать?

Написал по заказу нашей сети текст о выборе первой машины. Ну, постоянным читателям я ничего нового не открою, так что можете просто написать в комментах, на чем начинали вы (и что советуете сейчас). У меня была шестёрка.

К выбору первой в жизни машины есть два глобальных подхода. Первый — взять что-то очень старенькое и дешевое, чтобы набить шишек в прямом и переносном смысле. Второй — сразу начинать с новой машины. Существует также бесконечное число промежуточных вариантов, и сегодня мы разберёмся в их плюсах и минусах.

Вариант 1. Колеса по цене смартфона

Логика покупки машины за 50-100 тысяч понятна — не так жалко. Если у новой машины мелкая ошибка может повлечь ремонт на те же 50 тысяч, то у «Жигулей» бампер ремонтируется сапогом, а на что-то можно закрыть глаза, потому что ни функциональность, ни остаточная стоимость от этого сильно не меняется.

____________________

Выбор автомобилей ценой 50-100 тысяч рублей обширен, но доминирует, конечно, продукция АВТОВАЗа. Встречаются также Daewoo Nexia и Matiz, «Волги», «Уазики». Есть и брендовые иномарки, но чаще в возрасте 20-30 лет.

____________________

Косвенный плюс дешёвой и старой машины: освоив её, вы справитесь и с любым современным аппаратом. Подобная хтонь учит разбираться в технике, и вы наверняка узнаете, где у машины аккумулятор, какого цвета должно быть «Тосол» и почему он всё время капает.

За эту «семёрку» 2007 года простят около 100 тысяч рублей. Вазовская классика по современным стандартам архична, но с неё начинают многие: на фоне иномарок она почти бесплатна в эксплуатации

Дешёвый автомобиль почти не теряет в цене, потому что дальше некуда. Если новая машина в первые три года может подешеветь этак треть (сотни тысяч рублей), то автомобиль ценой 65 тысяч через три года вы продадите… допустим, за 55 тысяч.

Но есть и минусы. Старые корчи, как правило, доставляют много хлопот и требуют внимания. Пусть ремонт старых «Лад» стоит недорого, они могут доставать частотой поломок: то «печка» перестала работать, то холостые поплыли. Если у вас есть интерес к технике, можно рассматривать это как школу жизни, но в остальном эти пляски с бубном достают.

Можно поискать и переднеприводные ВАЗы: на фоне «классики» они пошустрее и проще в управлении

Кроме того, старые машины небезопасны как в силу архаичности конструкции, так и возраста конкретной машины. Подушек безопасности за такую цену чаще всего нет, а если и есть, то не факт, что рабочие. Впрочем, осознание этого учит осторожности на дороге, что само по себе неплохо.

За этот Suzuki Swift просят копейки, но состояние видите сами

Впрочем, мы вас не отговариваем: машина за 50-100 тысяч рублей умеет 90% того, что может машина за миллион, так что по соотношению цены и функциональности старые «Лады», «Нексии» и праворучки впереди планеты всей.

Вариант 2. Иномарка по цене гарнитура

Подняв планку до 250-300 тысяч можно поискать уже иномарку с усилителем руля, кондиционером и даже «автоматом». Она будет ощутимо комфортнее «Жигулей» и проще в управлении, а живой вариант отъездит год-другой без особенных вложений: как раз хватит, чтобы научиться.

____________________

За 250-300 тысяч рублей есть неплохой выбор иномарок В-класса (городских хетчей) вроде Skoda Fabia или Hyundai Getz. Можно поискать и Ford Focus середины нулевых или Mitsubishi Lancer японской сборки. Есть и широкий выбор машин с правым рулем, включая экзотические варианты: мини-внедорожники, компактвэны, микролитражки.

____________________

Впрочем, годных иномарок за такие деньги не так много, поэтому выбирать нужно тщательно. Желательно проверить кузов толщиномером и провести диагностику двигателя и ходовой части. Также невредно почитать форумы, чтобы понять, нет ли у конкретной машины рискованных агрегатов. Например, французские автомобили оснащались проблемным четырёхступенчатым «автоматом» (DP0/DP2/DP8 у Renault, AL4/AL8 у Peugeot и Citroen), которые медлительны и часто выходят из строя. Проблем могут добавить и ранние версии фольксвагеновских роботов DSG, стоимость ремонта которых иногда превышает остаточную цену автомобиля. Не меньше проблем было с «роботами» у Toyota и Opel.

С другой стороны, большая часть таких агрегатов хорошо известна, та что, погуглив, вы без труда поймете, относится ли конкретный автомобиль к зоне риска. Выбирая дешёвую машину, не гонитесь за богатством оснащения: лучше взять вариант поскромнее, но с хорошей репутацией и в приличном состоянии.

Skoda Fabia неказиста на вид, но практична, сравнительно надёжна, с хорошей управляемостью. В диапазоне 250-300 тысяч есть приличный выбор

В принципе, за сумму до 300 тысяч рублей можно найти хоть Mercedes-Bens S-класса, но мы, конечно, не советуем: на него легко спустить все свободные деньги и время.

Вариант 3. Оправдана ли новая машина?

Самый дешёвый из новых автомобилей, Lada Granta, стоит сегодня 511 тысяч рублей, а оснащённые версии — 600-700 тысяч. Помимо «Грант» за эти деньги можно посмотреть начальные версии Renault Logan или чуть подержанные Lada Vesta. Если же брать автомобили класса Hyundai Solaris или Skoda Rapid, цена приблизится к миллиону, хотя трёхлетки стоят в районе 800 тысяч. Проще говоря, новая машина сегодня — это довольно накладно.

Lada Granta имеет свои плюсы: у неё терпимая к нашим дорогам подвеска и множество модицикаций, включая версии с кузовом универсал и лифтбэк. Можно купить её и с автоматом.

Стоит ли напрягаться? Вопрос спорный. Цена мелких ошибок умножается на цену автомобиля, и для новичков это проблема. Не факт, что вы выиграете с точки зрения простоты управления и комфорта: Lada Granta по большинству позиций проиграет иномарке нулевых годов, если выбрать её правильно.

Но есть и плюсы. Покупать автомобиль у дилера проще и не так рискованно, а первые годы будет действовать заводская гарантия. Новая машина дисциплинирует, так что, возможно, вы совершите меньше глупостей. Кроме того, ей просто приятнее владеть.

Volkswagen Polo стоит уже ближе к 1 млн рублей, но имеет свои плюсы: практичный салон, хорошая управляемость, внимание к деталям

Покупая с рук слегка подержанный автомобиль (скажем, до 3 лет), уделите внимания юридической чистоте: в этом сегменте встречаются кредитные машины, которые может изъять банк. В день покупки желательно обратиться к нотариусу и подтвердить, что машина не находится в реестре залогового имущества.

Кроме того, правильно рассчитывайте силы. Автокредит помимо ежемесячных выплат почти наверняка потребует страховки каско. Денег потребует обслуживание у официального дилера. В теории можете им пренебречь, но с риском потерять гарантию.

18 Comments

  1. если бы я надумал сейчас становиться автовладельцем я бы …. еще раз подумал. содержание не дешевое. и если бы не покатушки по области я бы вообще стал опять пешеходом
    но если все таки решил брать то как неумеха смотрел бы нашенваген, что то типа гранто/калин хэтч на автомате. пофег на притертости и прочие потери внешнего вида.
    типа что то такой тачанки (не примите за рекламу 🙂 )
    главное накатать опыта и через пару лет уже пересесть на что бюджет тянет. брать что то старее указанного варианта я бы не стал. а то получится ты для машины а не машина для тебя.

    1. Сейчас, конечно, Жига выглядит слишком деревянным вариантом даже для первой машины, а с другой стороны, те же гремучие калины или «пятнашки» хоть и попроще в управлении, но… нет в них цельности, что ли. Ну а так да, наши тачки для обучения самое оно.

      1. Про пятнашку ничего не скажу, а пара калин-1 было/есть у знакомых в эксплуатации. вполне себе транспорт для города (уж получше моей бывшей приоры). гремучесть салона, кстати, там довольно легко фиксится. а вот шумность работы двигателя-коробки, к сожалению, нет 🙂
        ну и свежие (до 7 лет) гранта-калины предоставляют уже вполне себе уровень комфорта (попогревы, кондер, балалайка и етц) в отличие от пятнах или, боже упаси, классики 🙂

      2. Ну так-то да. Мне классика нравится именно сочетанием функциональности и предельной дешевизны. Понятно, что все показатели у неё почти на нуле, но и расходы (если не убитая машина) низкие. Чисто опыт приобрести — вполне себе самокат.
        Хотя помню, как жена в автошколе с классики села на «четырку» и сказала — вот это самолёт.

      3. в автошколе меня, помню, тоже садили на классику кататься. я в итоге пошел и попросил переписать на передний привод со словами что на бэху мне сесть не позволит кошелек, а на классику — голова. в итоге катался на девятине xD

      4. С учетом собственного опыта и современных реалий я бы посоветовал новую гранту с каско и, желательно, без кредитной нагрузки. Вместо «гранты» по желанию можно подставить любой авто, который кажется недорогим.
        У меня первой машиной был ВАЗ 2110. Да, ракета по сравнению с учебной «шестеркой». Большой опыт по знакомству с системами автомобиля и ремонтам, хороший опыт в физике вождения. Впечатления, в целом, теплые.
        Но первая машина не должна быть все-таки чисто учебной или на убой. В первую очередь, она должна быть машиной, то есть транспортом. И чем быстрее у новоиспеченного водителя аттракцион превратится в приятную привычку, тем лучше. Есть ощущение, что сегодня гранта определенно дает эту возможность и по сути выполняет роль, которая была у жигулей 20 лет назад. Прогресс шагнул вперед, и с этим нужно считаться.

      5. Ну, спорить не буду, прогресс всё же не стоит на месте. Та же «шестёрка» в то время казалась шустрой на фоне жиг с моторами 1,3, а они уделывали «Таврию», которая доминировала над «Окой». На «Оке» мы как-то ездили в Москву втроем, и хотя по современным меркам это было изврат, тогда нам казалось, что мы вполне нормально доехали. И на том фоне «шоха» была прямо каретой 😀
        И, конечно, гранта ощутимо лучше, особенно если свежая. Тут же вопрос цены ещё: отдать 300 тысяч за Гранту, которая лишь на 10% лучше той же шестёрки, которая втрое дешевле? Ну фиг знает.

      6. ключевая разница — безопасность: подушка, абс, тормоза, если найти макс комплектацию то 2 подушки и курсовая.
        хотя конечно и калиногранта не эталон безопасности но классике там не тягаться
        бонусом удобство от автомата, кондера/климата, круиза (который корячат чуть ли не с барабан-эдинш)

      7. Безопасность — это да. У Жиг всё очень плохо: у меня даже ремни не работали. Можно было накинуть через плечо, но они висели тряпками, по сути, бесполезные.

  2. В 01 году, первая машина на какой катали в Воронежской области, рабочая машина, одного из отделов (любимая девушка там работала)городской администрации маленького городишки, с большой историей. Москвич Ижевский 412. В 03 году купил Семёна карбюраторного, реекспортного, на нем и вернулся в 05 на малую Родину. В 08 чепырка. В 09 параллельно Камри 40, три с половиной литра. Ну а дальше только китайцы. Щас думы думаем, старшая сдает на права, брать или не брать, что брать, а вдруг в другой город учится уедет.

    1. Москвич — это, по-моему, ещё круче школа, чем жига)))) Как говорил мой инструктор, на светофорах никогда не вставай близко к Москвичу: они при старте всегда назад откатываются на полметра 😀

      1. Брать Волгу/Жигули новичку не стоит, если только ты не учишься на автомеханика или в автотракторном.
        Вариант 2а: за 250-300 какой-нибудь бодрый ваз(приора/калина/гранта…) со смешным пробегом и почти новым состоянием из вскрытого дедушкиного гаража.
        Какой-нибудь старый азиат(м.б. кореец) в эти деньги тоже неплохо, но они пониже и состояние будет похуже.

      2. У меня «Жига» была, никаких особенных проблем не было. Ну, шаровые у неё летели, да, но стоили они как бутылка газировки и менялись на каждом углу. Один раз сцепление менял, один раз радиатор — всё в сервисе, ценники смешные. Тут главное выбрать хорошо, но это к любой бэу машине применимо. Просто если уж задача тупо водить научиться, может быть, и нет смысла вкидывать лишние 200-300 тысяч. Разница будет не настолько большой, как цена

      3. В прошлом году смотрел шаровые на Волгу (миасская фирма трек, была официальным поставщиком на конвеер) — цена была выше (510р), чем шаровые на элантру(450 руб)(корейская фирма CTR, тоже считается оригиналом, т.е. поставляет на конвеер).

      4. Насчет волг не знаю. Опять же, на Жиги производителей много, я уж не помню, что ставил. Заезжал в первый бокс по пути, говорил, мол, подвеска стучит, через час забирал, платил какие-то копейки (даже по тем минимальным доходам). Самая большая трата у меня была, по-моему, на сцепление, что-то вроде 2000 рублей. Но это 2005-2008 годы

  3. С месяц назад попросили помочь девочке, проверить при покупке новую машину, которую она себе покупала. Новая крио полный фарш, при этом на права уже шесть раз сдавала, так и не сдала. Но машину за нал, купила. Сомневалась стоит ли платить ещё сто за обе страховки, или только 25 за осагу.

  4. На классике зимняя резина будет самой простой и дешевой, да и тормоза у нее плохие, когда вокруг было 90% ВАЗов и машин в десять раз меньше это было не критично, а сейчас шансы новичка приехать в чужой бампер уж очень высоки, да и зимой с дороги вылететь тоже легче легкого

    1. Это да, с другой стороны, это и называется школой жизни 😀 Я когда ситро купил, продавал шестёрку. Выехал из гаража, нажал на тормоз, а она не тормозит — причалил в забор. Потом понял, что по меркам шохи я не на тормоз нажал, а только люфт выбрал 😀

Добавить комментарий