Выжившие

Я чувствовал себя до некоторой степени обязанным посмотреть сериал Андрея Прошкина «Выжившие», потому что многие его сцены снимали под Златоустом и Саткой, и я даже побывал на одном съемочном дне. Все восемь серий вышли на платформе Okko. Тезисно расскажу о впечатлениях.

Златоуст и Сатка узнаются хорошо, например, очень характер вид на проспект Мира и здание с башенками.

Кадр из фильма
Для сравнения мой снимок примерно с того же места

При этом как таковой связи истории с Уралом нет, да и особенного акцента на местный колорит также не делается: сказать, что от съемок перехватывает дух — пожалуй, нет. Златоуст стал декорацией, причём местами вполне себе заурядной.

В день, когда я был, снимали две сцены (одну в машине, одну на улице), и вторую вырезали полностью, что немного досадно.

Бородатый Артур Смолянинов во время съемок одной из сцен около златоустовского техникума

Сам сериал оставил двоякое впечатление. Назвать его совсем безнадёжным не могу: например, в сравнении с нашумевшей «Эпидемией» он брутален и герои не выглядят настолько по-идиотски (но «Эпидемия» мне не зашла совсем, и я только полторы серии этой ТНТ-шной шняги выдержал). Здесь же образы героев Артура Смольянинова и Алексея Филимонова довольно удачны, не резали глаз и съемки пост-апокалиптического мира, хотя сериал вряд ли очарует поклонников высокобюджетного кино.

При этом смотреть его на удивление скучно. Казалось бы, беспроигрышная тема вымирания от эпидемии, пара интересных особенностей вируса, богатый героями мир… Но на протяжении всего сериала маячат не отвеченные вопросы, из-за которых ты никак не можешь погрузиться в повествование. Например, поначалу совершенно не ясно, касается ли эпидемия только города или всей планеты, а герои как будто и не слишком стремятся это выяснить, хотя для них это вопрос жизни и смерти. Они вообще никуда поначалу не стремятся.

В этом главная проблема: весь сериал не очень-то понятно, чего, собственно, хотят герои. Они поставлены в трудные обстоятельства, но в них нет ни смирения, ни явной устремлённости вовне. Нет любопытства, нет злости, нет рвения к земле обетованной. Они как бы плавают по волнам сюжета, колыхаясь то влево, то вправо, но все их колыхания не дают нужного градуса ожиданий и напряжённости. Даже их достижения не вызывают радости, потому что не совсем ясно, так ли эти достижения им нужны. Я допускаю, что в этом и есть философия сериала — показать людей растерянных, нервных, алогичных. Но тогда нужно было снимать сериал в философском ключе, а он в большей степени экшен, чем притча.

Очень напрягает жуткая дикция актёров, из-за чего половину времени ты просто гадаешь ребусы «что он только что сказал?». Опять же, может быть Прошкин пытался таким образом передать реалистичность разговоров, но мы даже в жизни так не жуём окончания, как герои сериала.

Ещё одна проблема: отсутствие по-настоящему приятных героев. Эмпатия к Смольянинову постепенно улетучивается из-за его упоротой жестокости, которая из целесообразной всё больше напоминает выстрел себе в ногу. Герой Филимонова мог бы стать бриллиантом (клинический шизофреник с высокой моральной планкой), но под конец он, скорее, уже раздражает. А часть героев, вроде учительницы, которая подрабатывала проституткой, выглядят надрывными и истеричными — в сериале вообще очень много ненужных истерик. И герои не развиваются: они движутся по заранее намеченным траекториям, и если уж кто-то кому-то враг — так оно и останется.

Сама тема аполкалипсиса из-за вируса бесконечно избита, но также беспроигрышна. И «Выжившие» пытаются рассказывать эту историю свежо и реалистично, только выходит вторично и местами просто слабо. Провал на стороне сценаристов, которые не сумели превратить повествование в симфонию или туго затянутый узел. К концу особенно заметно, что узел распался, а оркестр всё больше фальшивит. В результате, сериал не оставляет в душе ни катарсиса, ни хотя бы интереса смотреть дальше.

Но если уж после такой рецензии вы всё равно полюбопытствуете сериалом, скажу так: в целом, он смотрится без особого напряжения и в каких-то аспектах добротен и каноничен, поэтому любители жанра вполне могут уделить ему несколько вечеров.

А для меня эталоном российского сериала про апокалипсис является «Шахта».

2 комментария

  1. Сергей Тетюшев

    Развалился в клочья. Отличная затравка. Новую серию ждешь с надеждой что вырурит. Нет. Чем дальше, тем хуже. Шлак.

    • Похожие впечатления. А концовка так и вообще оставляет впечатление из серии: и чо?….

Добавить комментарий