Безосажных всё больше. Кто платит за их ДТП?

 

В 2021 году в России резко осложнился процесс оформления полиса ОСАГО: несмотря на его отвязку от техосмотра, водители с невыгодными параметрами вынуждены ждать в очередях и получать многочисленные отказы от страховых. Поэтому количество безосажных водителей пошло в рост, и помимо откровенных нигилистов к ним прибавились те, кто попросту не сумел уговорить страховую продать им полис. Однако при ДТП по вине незастрахованного водителя шанс получить страховую компенсацию есть — в ряде случаев пострадавший имеет право обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА). Ниже мы собрали ответы на часто задаваемые вопросы о получении выплат от РСА.

___________________________________

Российский союз автостраховщиков (РСА) — профессиональное некоммерческое объединение страховщиков, которые занимают обязательным страхованием автотранспорта. РСА выполняет несколько функций, например, занимается регулированием рынка ОСАГО (при этом основным регулятором остается Банк России), формирует справочник цен на автозапчасти, является посредником между страховыми компаниями и различными ведомствами. Помимо прочего закон об ОСАГО возлагает на РСА необходимость осуществлять компенсационные выплаты пострадавшим в ДТП.

___________________________________

В каких случаях можно обратиться за компенсацией в РСА?

Сделать это разрешено в трёх ситуациях. Первая: у страховой компании виновника отозвали лицензию или она обанкротилась. Вторая: виновник скрылся с места аварии. Третья: виновник вообще не имел полиса ОСАГО. Однако во втором и третьем случае компенсация от РСА положена только при нанесении вреда здоровью и жизни людей. Что же касается ДТП «по железу», то здесь, увы, взыскивать деньги за ущерб придётся с виновника в рамках гражданского делопроизводства.

При этом РСА осуществляет не страховую выплату, а компенсационную, порядок которой прописан в статье 19 закона об ОСАГО.

Насколько сложно получить компенсацию от РСА?

В теории это несложно. Процесс напоминает обращение за выплатой в страховую компанию: потребуется тот же комплект документов, включая заявление на получение выплаты. Обращаться можно в центральный офис РСА в Москве (например, заказным письмом), либо в одно из региональных представительств РСА.

Однако РСА далеко не всегда удовлетворяет требования пострадавшей стороны сразу.

— Случаи, когда они платят после получения заявления, бывают, но не так часто, — рассказывает юрист компании «Автоадвокат» Наталья Усова. — Нередко после первого обращения гражданин получает отказ из-за отсутствия тех или иных документов, и часто возникают разночтения в понимании законов у РСА и судов. Например, если вред причинён пассажирам или пешеходам, РСА ждёт приговора виновнику ДТП, хотя на самом деле для выплаты достаточен документ, подтверждающий факт аварии и ее характер: справка о ДТП, постановление о возбуждении уголовного дела и так далее.

Споры возникают, например, если в ДТП пострадал ребёнок:

— РСА часто требует реквизиты расчётного счёта ребёнка, и, в принципе да, можно оформить на него счёт, но даже если ребёнок потом получит компенсацию, воспользоваться деньгами будет сложно: может потребоваться разрешение органов опеки, — объясняет эксперт. — При этом суды спокойно удовлетворяют иски, когда мы требуем перечислить деньги на счёт законного представителя ребёнка.

Но в целом получить компенсацию от РСА через суд несложно, поскольку такой порядок прописан в законе об ОСАГО (статья 19).

Какие суммы компенсирует РСА?

Они идентичны страховым выплатам. Лимит для ДТП «по железу» — до 400 тысяч, для вреда жизни или здоровью — до 500 тысяч. В первом случае расчёт ущерба ведётся по стандартной методике РСА, во втором — по таблице, которая учитывает характер травм или группу инвалидности пострадавшего. Например, перелом первого и второго ребра оценены в 20 тысяч рублей, каждого последующего — 10 тысяч рублей. Повреждения головного мозга оценены в сумму от 15 тысяч рублей (лёгкое сотрясение) до 75 тысяч (ушибы головного мозга). При множественных повреждениях суммы складываются. В случае инвалидности компенсация составляет 250 тысяч (третья группа), 350 тысяч (вторая группа), 500 тысяч (первая группа). За гибель человека компенсация также составляет 500 тысяч рублей, из которых 25 тысяч — расходы на погребение.

Нужно ли обращаться к омбудсмену?

В 2019 году при спорах со страховыми появилась новая инстанция: финансовый омбудсмен. В случае разногласий обладатель полиса должен направить досудебную претензию в страховую, а в случае отказа обратиться к омбудсмену, и только затем он получает право направить исковое заявление в суд.

— РСА не является финансовой организацией, поэтому в этом случае обращения к омбусмену не требуется, — объясняет Наталья Усова. — Сначала направляем досудебную претензию, а в случае отказа идём в суд.

Можно ли получить компенсацию от РСА, если у виновного водителя не в порядке документы?

В классическом случае страховая выплата подразумевает, что водитель-виновник сотрудничает с пострадавшими и готов предоставить полный комплект документов. Компенсационная же выплата возможна как в случае, если виновник скрылся с места аварии, так и при отсутствии у него тех или иных бумаг, но, напомним, только для случаев причинения вреда здоровью и жизни. Наталья Усова иллюстрирует это случаем из практики:

— Была клиентка, чей ребёнок погиб после наезда автомобиля: водитель скрылся, но позже был найден. При этом у него не было ни страховки ОСАГО, ни даже полноценных документов на машину: он ездил по договору купли-продажи, и в базе данных АИС РСА эта машина числилась за другим человеком. Мы попробовали обратиться в страховую прежнего владельца, но получили обоснованный отказ, равно как не согласился на выплату и РСА. Однако суд признал, что мама погибшего ребёнка может претендовать на полную выплату, в результате, она получила из фонда РСА полмиллиона рублей. Также суд взыскал с РСА значительную сумму штрафов за неисполнение в добровольном порядке требований пострадавшей.

Накажут ли РСА за волокиту с выплатами?

Да, в случае необоснованного отказа помимо самих компенсационных выплат суд может наложить на РСА штрафы. Взыскиваются они в пользу пострадавших, а суммы могут быть сопоставимы с выплатами и даже превышать их. В практике есть случаи, когда штрафы достигали миллиона рублей, то есть в два раза больше лимита по компенсациям.

Может ли пострадавший пассажир или пешеход получить компенсацию с двух водителей?

Поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, по статье 1079 ГК РФ владелец обязан компенсировать ущерб пострадавшим в ДТП людям вне зависимости от распределения виновности. Несколько лет назад при ДТП с несколькими автомобилями это позволяло получать страховую выплату от всех водителей, то же самое касалось и компенсационных выплат из фонда РСА. Однако сейчас эту практику прикрыли:

— Раньше Верховный суд РФ придерживался позиции, что если вред здоровью возник при столкновении нескольких источников повышенной опасности, пострадавшие пешеходы или пассажиры могут получить выплаты по полису каждого участника, — объясняет Наталья Усова. — Но сейчас внесены поправки в федеральный закон об ОСАГО, согласно которым получить выплату можно по одному полису: обращаться можно в страховую любого водителя. То же касается компенсационных выплат от РСА.

6 комментариев

  1. ТотЧувачок

    у суровых челябинских водителей память короткая, все забыли как было дело до осаго. )))

    • печально было :((

      • Kriptonus

        Возможно, печально было не только и не столько от отсутствия осаго. Это были 90. Считай, рынок и отношения не сформированные. Сейчас, даже если отменить осаго, к такому не вернётся. Попробовать представить: суды, скорее всего завалят исками о взыскании задолженности, так они и сейчас вроде не без работы по взысканию со страховых. Скорее всего, больше появится контор по оценке ущерба. Про деньги, тогда их просто негде было взять. Сейчас же большой рынок кредитования, также будешь платить за свою фактическую ошибку, Сегодня же ты платишь за возможность совершить ошибку. Как и все в обществе потребления: платится не за конкретную услугу, а за возможность ей воспользоваться.
        Дело, конечно, хлопотное — взыскать с виновника, найди его, источник дохода, вручи приказ… Точно, приставы будут больше всего загружены. Какая-то часть ответственных добровольно будет рассчитываться, с остальных сложно взыскать. Только через органы, а они не особо любят шевелиться. Точнее, как ни придёшь, все в работе, а результат какой-то мизерный. Ну сейчас вроде научились все дистанционно с карточек деньги сдергивать, так что тоже развитие. В общем, так сразу и не оценить. Но и в текущем виде такую осагу тоже вроде не хочется. Тем более, влияния на нее потребителем нет. Вообще, считаю, что роль государства должна ограничиваться установкой тарифа и контролем. Если с первым ещё худо-бедно, со вторым просто швах. Казалось бы, чего проще, несколько раз громыхнуть штрафом на несколько миллионов и все начнет работать. Но громыхнуть, это ведь не для Васи с завода, который далеко. А для Пети с соседнего кресла, почти родня.

  2. Kriptonus

    Может, эту функцию вообще банкам передать? То есть осаго как таковое отменить, а если вдруг непредвиденная ситуация и виновник ни в какую, то обращаешься в такую контору, они тебе выплачивают стоимость ремонта, а с виновника взыскивают, как за кредит. Да, много нюансов, но это так, в первом приближении.

    • ЯРиК

      Kriptonus, только вчера читал, о предложениях финансовых организаций, организовывать кредитование участников судебных процессов, т.к. у многих вроде и дела выигрышные, но при этом денег нет, ни на представительство ни на сопровождение, ни даже на пошлину заплатить. Вроде и здравая идея но то как сегодня судьи взыскивают за услуги, и пени и штрафы строго регламентированные законами, на свое усмотрение и со ссылкой на ГК статью 333, я, как многие думаю что хз.
      А на счет банкам вменить, тут наверное нужно страхование не ТС, а личное человека. Вот тогда, многие пазлы бы сложились. В том числе и у человека, с мордокниги под статьей Артема где про подписку был разговор и он за немалые деньги просил подписку, но на несколько моделей авто, достаточно приличной марки, типа трусов ежедневок,

      • Kriptonus

        Как говорится, лодка любви разбилась о быт. Идеи, в своем принципе, неплохие, реализуются все время с дичайшими перекосами нашего папуасского общества (если что, я такой же папуас, как и все;). Вроде даже привыкли к этим очагам, понятно, что при серьезной аварии тебе свиной хрен, а не ремонт завернут, но хоть так, ремонт двери, пластика, стекла при шорканьях хоть на сколько-то компенсируют. Менталитет не изменить, хочется зарабатывать быстро и много, поэтому все эти трах-конторки не фонды благотворительности, а серьезные инструменты для быстрого перекачивания денег. Взять забугоришек, ну не верю, что там как-то по-другому. Меньше в глаза бросается, наглости меньше, наверное.

Добавить комментарий