Чему учат в автошколе

Расскажу шепотом про одну подругу, которая прошлым летом загорелась идеей сдать на права. Я тогда ещё побрюзжал старчески, что, мол, настройся-ка, дочка, этак на полгода мытарств, потому что нынче влёт пропускают не более трети курсантов. Но в тот момент она была полна решимости разделаться месяца за три.

Потом как водится началось: внутренний экзамен, провал, ещё один — провал… То на автодроме разметку зацепит, то в билете лишнюю ошибку допустит, то в машину сядет как-то не так. Последние пару месяцев сдача экзамена превратилась для неё в сверхзадачу, о которой она думала, по-моему, круглосуточно. А сегодня говорит — всё, Тёмыч, я сдалась. Выгорела дотла и не видеть, ни слышать про автошколу не хочу, и если вернусь к вопросу — то через год. Говорит, после очередного не сданного экзамена была в такой депрессии, что не пошла даже забирать документы.

Школа — самая модная в Челябинске. Машина скромная, но всё же Renault Logan (не чета нашим «Жигулям»). Учиться ей, конечно, сложно, потому что есть рабочий день 10 часов, дома есть парень, его надо кормить и так далее. Потратила она на весь проект уже 70 тысяч и дожимать не хочет: денег и сил жалко, но, говорит, довели до ручки.

Я вполне допускаю, что она не идеальный курсант и где-то теряется, где-то косячит. При этом я знаю её по работе и могу сказать, что она очень педантично относится к заданиям, совершенно точно не халтурит и вкладывается в этот проект душой. Короче, нормальный мотивированный ученик.

И в голове возникает следующая цепочка мыслей. Мы ведь говорим про вождение машины — это не кастинг на шоу «Голос» и не отборочные перед Олимпиадой. Это процесс, который доступен любому человеку с нормальной психикой. Чтобы научиться ездить на том минимальном уровне, который даёт автошкола, не нужно открывать чакры и прыгать выше головы. Это достаточно рутинный процесс. И появляются вопросы и к автошколе, и к её инструкторам: как вы, красавцы, умудрились мучить её полгода, срубить на этом 70 косарей и не научить толком трогаться с места? Я уверен, что они сошлются на её патологическую неспособность водить, но думаю, что дело в патологической неспособности научить. Может быть, дело не в формальных аспектах, а, например, в психологическом фоне, но это ведь тоже часть обучения. У меня две версии: либо КАФС тупо доит курсантов, либо он набрал в инструкторы каких-то даунов без малейшего понятия об азах педагогики.

Водить машину несложно. Посмотрим на США: с правами 99% населения уже после школы. Да, лучше дороги (не везде), да машины с автоматами. Но если освоить эту алхимию может американская блондинка в 16 лет, я не могу поверить, что наша русская девка в 30 лет за полгода не способна развернуться на «Логане». В конце концов, она на сноуборде катается.

А самый парадокс, что пройдя весь этот адок, водитель получает права, но по-прежнему не умеет ездить. То есть все мытарства вообще ничего не гарантируют, и недавняя трагедия на остановке ещё раз напомнила об этом.

Вопрос от ЯРиКа

Комрады, тут Ярик спрашивает, почему изменилось анонсирование рубрик в блоге, прицеплю сюда ответ, вдруг кто-то ещё запутался:

«Ярик, да, я изменил анонсирование материалов. Самый надежный вариант — заходить на главную krasnov74.ru, и ты будешь видеть все последние материалы плюс-минус в хронологическом порядке.

Сначала будет «Главное», потом «Новое», потом «Полезное»/»Нетленка», потом «Блог» (6 материалов), потом «Полезное» (3 материала») и так далее. Короче, тыкай в главную страницу и в ленте будешь видеть всё 100%.

Раньше я в клетки под «Главным» ставил старые материалы и они получались на самом верху страницы, чтобы было не очень логично. Сейчас восстановил хронологическую ленту, что, по-моему, удобнее. Просто может быть непривычно. Но хорошо, что написал, я думал, что все на главную заходят сразу».

Так теперь выглядит главная на десктопе (на мобилках она вытягивается в ленту). Я добавил рубрику «Новое» (два предшествующих главному материала) и плавающую рубрику «Нетленка»/»Полезное». А ниже уже идут более старые материалы. В целом лента выстроена в хронологическом порядке

39 комментариев

  1. Илья

    Во, отличная тема, объясните подробно либералам, почему автошкола у нас должна чему-то учить? (ну за исключением морали)
    Деньги взяли, права не выдали, новые ученики все равно придут, главное чтоб с бюрократией было все хорошо.
    Тут ведь главное перед кем отчитываешься, а в данной ситуации ну никак не перед клиентом.

    А как обычный инструктор в автошколе заинтересован, чтобы научить, ему может автошкола премию большую дает, за сдавшего?) или наоборот за часы платит.

    Как там любят у нас «сама виновата», надо было договариваться с инструктором и/или искать частного))).

    Проходили подобное, пришлось найти горку и знатно пожечь разок сцепление автомобилю, рассказать лайфхаки. (сейчас же вроде можно просто на автомате, вот он рост продаж автоматов)

    Город просто с частным инструктором и на удачу попытка за попыткой)

    Это ладно не научит, еще и привычки дурные останутся после обучения (автомат форева)

    • Kriptonus

      Я, так понимаю, сарказм. Если честно, вопрос заставил задуматься: действительно, чему учебное заведение должно научить? Если взять университет: де юре — не сдал квалификационную работу — не допущен до работы как квалифицированный специалист.Никто ж не спросит с университета — чего вы там, не могли его за 4 года научить?
      Конечно, там есть все равно показатели. А в случае со школой — абсолютно коммерческая организация, что с нее можно спросить? По договору она свои задачи выполнила, курс начитала, практикум проводила. Дальше -сам.

      • Илья

        Поддерживаю, со школой и университетом та же история.

        Образование цветет и пышет в условиях либерализма и просвещения (нравится Вам это или нет), когда там работают энтузиасты и люди заинтересованные в своих успехах, и уверенные в завтрашнем дне, им еще и платят за это очень хорошо. А когда Вы занимаетесь в первую очередь бюрократическими процедурами (а как бы чего не вышло), которые в любой момент могут поменяться, то образовываться придется самим.

        Вы мне расскажете про советского образование, но оно по большей части заточено под узких технических специалистов.

  2. kriptonus

    А сейчас не разделяют теорию и практику? Раньше теорию сдал и все, можешь про нее забыть.

    • Я сильно не вникал, но там какая-то многослойная система. Внутренние экзамены, внешние, теория, практика. Она то одно завалит, то другое. Ну, с теорией я считаю, сама виновата — тут только жопу приклеить и учить. А вот по практике вопросы

  3. Илья

    Вы платите в автошколе не за обучение, а за прохождение программы обучения согласно бюрократическим процедурам и возможность сдать экзамен. А если Вы вдруг решили научится, то идете и договариваетесь. И только на свободном рынке Вас могут научить) (и есть у нас такие инструктора, не видел, но слышал)

    • kriptonus

      Если мне не изменяет память, когда деревья были большими, можно было даже теорию придти и сдать без автошколы. А вот с практикой было сложнее. Хотя я когда на мотосикл учился, то так и делал. Теорию сам повторял, а на практику нанимал инструктора с мотоциклом. Хотя фактически его работа была стоять и смотреть, как я фигуры кручу на площадке.

      • Парящий над дорогоЙ

        «когда деревья были большими, можно было даже теорию придти и сдать без автошколы» — было дело. В самом начале 90-х сдавал экстерном. В школу не ходил. ПДД дома подучил чего не знал. Навык езды уже был (по поселку, по полям). Теорию сдал, автодром сдал, а по городу даже не позвали сдавать… Гаец который принимал автодром отдал доки и сказал идти оформляться. Видимо на фоне тех кто там «чудил» на автодроме я был чуть ли не ас. )))

  4. ЯРиК

    По опыту племянника. 6 раз сдавал от автошколы, не сдал. Притом за пересдачи и доп наезды отваливал ох…ных денег, конечно же в автошколу.
    Плюнули забрали документы, пришел через месяц, сдаваться сам сразу в ГАИ на первый попавшийся автомобиль. Сдал с первого раза. При этом, ни разу не садившись за месяц за руль.

  5. Антон Л.

    Прошу прощения, моё мнение не совпадет с мнением большинства, но я считаю, что далеко не каждый должен и может водить в нашей стране(именно о нашей стране речь, не о США). Чтобы эффективно ездить у нас, должны быть хорошие физические данные — отличное зрение, в т.ч. ночное, хорошая реакция, какие-то средние навыки контраварийного вождения так же желательны. Не приспособлена наша инфраструктура под «всех», увы. Результат мы видим в статистике аварийности, результат я вижу каждый день на дорогах, парковках, во дворе и т.п. Другой вопрос в том, что наши автошколы не способны, конечно, дать те навыки, которые необходимы — это тоже факт. Повторюсь — всего лишь моё мнение, возможно ошибочное.

    • Юрий

      Предлагаю не кидаться в крайности. То, что в США 99% после школы имет ВУ ещё не значит, что все эти 99% умеют полноценно водить авто.
      Что касается России. Ввязавшись в квест по получению ВУ, нужно отдавать себе отчет, какая из сторон (ученик, школа, ГИБДД) какие имеет права, обязанности и интересы.
      По советской привычке свесив всё на автошколу, ученик сам ставит себя в невыгодное пололжение тупой дойной коровы.
      Если отдавать себе отчет, ВУ нужно только тебе, а автошкола зантересовани лишь в том, чтобы как можно дольше удерживать ученика у себя и доить-доить-доить, то сразу же становиться понятно, что нужно самому предпринимать некоторые меры для уменьшения зависимости от школы. Во-первых, вызубрить ПДД и решать самостоятельно билеты в большом количестве, чтобы именно применение ПДД отложилось в башке, а не только заученный текст. Во-вторых, если есть неуверенность в практическом вождении, и сам не видишь прогресса от практических занятий, значит, нужно сменить инструктора или вообще практиковаться вне автошколы, до состояния способности выполнять обязательную программу вождения на автомате. Ну и в третьих, если несмотря на все усилия толку не выходит, есть немалая вероятность, что вождение тебе не подходить по каким-то врожденным особенностям, и лучше найти более полезное применение своим усилиям.

      • Антон Л.

        Согласен, так и есть)

      • >>>Предлагаю не кидаться в крайности. То, что в США 99% после школы имет ВУ ещё не значит, что все эти 99% умеют полноценно водить авто.

        Полноценно водить учатся потом годами, но речь про другое. По крайней мере, в свои 16 лет они вполне сносно ездят на том уровне, который необходим моей знакомой для сдачи. Об этом речь. Ей же и не нужно быть ассом, пока речь просто про базовые навыки

        • Юрий

          >>> Полноценно водить учатся потом годами
          Да, и при этом после школы имет такие права, по которым обязательно присутствие рядом опытного водителя, считай, того же инструктора, присто не имеющего лицензии
          >>> пока речь просто про базовые навыки
          Так я и писал только про базовые навыки. Но именно про навыки. Если человек для исполнения базовой программы по вождению так нервничает, что не попадает в дверь авто с первого раза или ещё как чудит, то тут до навыков как до луны пешком. Тут или отказаться от идеи, или тренироваться и тренироваться.

          • Да, я согласен, что её в таком виде на дорогу выпускать низзя. И что часть ответственность на ней. Но я всё же её знаю, она молодая, деятельная, очень ответственная, спортивная… Я не вижу фатального изъяна, который не позволял бы научить её за 70 тысяч рублей и полгода.

      • Илья

        Вы совершенно забываете, что по нашей стране совершенно спокойно можно ездить с ву международного образца. Поэтому обучение новичков важное и нужное дело, и почти каждый желающий должен эти самые ВУ получить.

    • В принципе, я согласен, что в России уровень подготовки водителей нужен другой. Вопрос же в том, что автошкола в любом случае не отсекает по этому принципу. За что они неуд ставят? К машине не так подошёл. Тронулся не так. Как я вижу, если инструктор ставит незачёт за то, что курсант не так трогается, то инструктор сам себе приговор подписывает. Херли ты 4 месяца делал с этим курсантов? 😀 Я абсолютно допускаю, что моя знакомая косячит. У меня просто вопрос, почему она косячит, то есть это же тоже проблема обучения.

      • Юрий

        >>> в России уровень подготовки водителей нужен другой
        Какой такой другой? Зачем другой? Российские ПДД примерно соответствуют международным, автомобили — тоже. Почему же уровень подготовки-то нужен другой?
        >>> Как я вижу, если инструктор ставит незачёт за то, что курсант не так трогается, то инструктор сам себе приговор подписывает.
        В наших реалиях, если зачет принимает тот же инструктор, что и обучал вождению — так это он себе премию выписывает, а не приговор.
        Принимать зачеты должен некий инспектор, никак не связанный с автошколой. Тогда и через проверку учеников можно проверять и работу инструкторов по вождению. Если после некоторых инструкторов количество неудов зашкаливает, нужно отстранять такого инструктора и направлять на перепоготовку и переэкзаменовку.
        Таким образом, дело, скорее, стоит в контроле за работой автошкол.

        • >>>Какой такой другой? Зачем другой? Российские ПДД примерно соответствуют международным, автомобили — тоже. Почему же уровень подготовки-то нужен другой?

          Ну, если мы уже о неком идеальном варианте говорит, то можно скандинавский опыт перенять, где обучают в том числе вождению в сложных климатических условиях. А то чуть снежок и в интернете вой — опять дороги не чищены) А когда советуешь им научиться ездить в снег, обижаются))) Хотя я лично убеждён, что в России небольшой снег/накат/лёд на дорогах будет всегда, как ты их там не чисти (тем более на фоне истерии по поводу реагентов)

          • Ну какой
            >>>А когда советуешь им научиться ездить в снег, обижаются)))
            Это клиника, можно не принимать во внимание. Так можно дойти до того, что учить вождению по пояс в воде, по селевым и лавовым потокам, в отсутствие гравитации и атмосферы.
            А вот базовые навыки — это выбор скорости соответственно дорожным условиям (погода, освещение, интенсивность движения), применение ПДД во время движения, ну и конечно, базовые навыки вождения (при внезапной помехе руль прямо тормоз в пол, мониторнг обстановки по зеркалам, маневры в ограниченном пространстве и т.п.)

          • А, ты, что ли, то же из тех? 😀 Навязывать не буду. Но после пары курсов контраварии я испытываю даже некий кайф от езды по нестабильным покрытиям. Не буду его преувеличивать, ибо всё же езда по городу рутинная и скучная, но по крайней мере я не испытываю стресса от дорог в том виде, в каком они сейчас. Езжу по северку и центру, и вроде нормуль везде. Но люди рассказывают мне какие-то ужастики, как их крутит, вертит, как они тронуться не могут… Отсюда делаю вывод, что им самим неплохо бы чуть-чуть потренироваться и стресс уйдёт.

            В Скандинавии многие дороги подо льдом полгода, поэтому ничего клинического в их методах обучения нет. Да и потом, я сделал оговорку, что говорю о неком «идеальном варианте», понятно, что с нынешними инструкторами уровня ПТУ подобное не реализуется.

        • >>>Принимать зачеты должен некий инспектор,

          Да, но мы же и про внутренний экзамен говорим.

          • Результат внутреннего экзамена должен носить рекомендательный характер. Чтобы не могли бесконечно мурыжить по кругу учеников с целью дойки. Я думаю, в оборот там берут не тех, кто плохо водит, а тех, на кого легко давить. Таким, излишне неуверенным в себе, кстати, и на дорогах тоже не место. А вот упражнений по психологии в программе автошкол нет.

          • Ну, ты уже апологией занялся, по-моему. Типа синдром жертвы: сами виноваты, что юбку надели. Не, мне это не близко. То есть почему так, я понимаю, но одобрить не могу

          • >>> То есть почему так, я понимаю, но одобрить не могу
            Так и я не одобряю. Но такова окружающая действительность. И грабят не богатых, а тех, кто не может отпор дать.
            Но яписал совсем про другое. Наоборот, как защитить таких людей от бесконечного доения автоинструкторами.

          • Ясно. А вообще напрашивается примерно вузовская система: платишь сколько-то денег, но практически с гарантированным результатом. Ну, то есть в вузах есть второгодники, академщики и просто разгильдяи, но в целом те, кто хотят, к концу заявленного срока уже обучены и способны сдать экзамен. Фиксированная сумма, фиксированный результат.

          • ТотЧувачок

            Артем, ты же пишешь про ситуацию на примере только одной своей знакомой. а если взять более широкую выборку учеников автошкол? я думаю, в целом ситуация именно такая «кто хотят, к концу заявленного срока уже обучены и способны сдать экзамен.»

          • Вполне возможно. Я, в принципе, не настаиваю — это так, зарисовка под влиянием момента. Кто-то сдаёт, да. Хотя в последние годы сдача с первого раза — удел небольшого процента. Есть мнение, что у них прям разнарядка есть оставлять 70% на повторки — это же деньги. Знакомая пошла учиться якобы за 30 тысяч рублей, а отдала уже более чем в 2 раза больше — вот и профит. Кто-то поменьше отдал, но всё равно хорошая кормушка для автошколы.

    • kriptonus

      На мой взгляд, любое ужесточение, причем, бездумное, приводит к еще худшим последствиям: коррупция, как правило. Ну что толку от вашего супер обучения, если в соседней комнате касса?
      Если нужно отделаться от малостажных летунов, нужно им внушать, на протяжении всего курса обучения, что ТС это средство повышенной опасности, со всеми законами физики уровня школы 9 класса. Надо создавать кино с разборами аварий, а не «тупое прорешивание билетов», как мы обучались. Может, зацепит и не всех, но останется процент неуправляемых и «асов» гораздо меньше. Нынешние средства автоматизации и дополненной реальности позволяют создавать такие ситуации, которые, практически, ничем не отличаются от настоящих. За исключением, травм, наверное. Подробный разбор правовой базы, не монотонное зачитывание статей АК (не Артема 😉 ) или УК, а именно пояснения, чем это каждому новоявленному водителю может быть опасно. Я пмню, когда обучался на Отв БДД, то пришел дяденька, про которого писал Артем (по его инициативе внесли порядок в знаках на М5). Первое, про что он начал рассказывать, это про абсолютную оторванность обучения от реального положения дел. например, скорость а/м измеряется в км/ч, но это экономически удобная единица измерения. Для водителя крайне важна физическая способность измерения: м/с. На это скорости я пролетаю столько метров за секунду! Применяя торможение, я также подвергаюсь действиям законов физики. Но это про летунов.
      Вряд ли знакомая Артема может представлять из себя такую угрозу. То есть, налицо должна быть и дифференциация в процессе обучения, как мне кажется. Если одному достаточно один раз услышать, или он и так знает о потенциальной опасности для себя и окружающих, другие «асы» требуют гораздо большего времени на проработку. Все ж есть: психологическое тестирование, составление ориентировочного образа будущего водителя. Сложно, но можно.

  6. Антон Л.

    Вот, Артём пишешь: «Это достаточно рутинный процесс. И появляются вопросы и к автошколе, и к её инструкторам: как вы, красавцы, умудрились мучить её полгода, срубить на этом 70 косарей и не научить толком трогаться с места?»

    Вот как можно не научиться трогаться за пол года? Ну как? Уроки она посещала, практика была. Трогаться — это далеко- не главная сложность в вождении по российским дорогам, ведь так? Может и не нужно игнорировать знаки свыше и лезть в эту мясорубку?

    • Антон Л.

      Короче говоря, я за ужесточение требований к водителям. Сам готов всё пересдать, пройти экзамены по контраварийному вождению и если не справлюсь, отказаться от прав:)

      • Илья

        Пандемия должна была Вас научить, что при таких мерах, цены вырастут, экономика замедлится, и количество больных не получивших необходимую срочную помощь вырастет в разы. И профита не получится, скорее ровно наоборот.

      • Илья

        А вместо «неумеющих» водителей, за рулем будут «умеющие таксисты» (возможно даже с правами другой страны), а как мы знаем у стражей порядка нет возможности и технич. средств отслеживать агрессивное вождение. Т.е. и на дорогах результат будет прямо противоположный.

    • ЯРиК

      «Вот как можно не научиться трогаться за пол года? Ну как?».
      Антон, да очень спокойно.
      Это как личное оружие. Я пока не начал стрелять с личного ПМ, у меня тоже неуд по огневой подготовке был ( по стрельбе из ПМ)
      Мужику с опытом, тронуться на большинстве авто, да без проблем, но тому кто немного знает устройство и принцип работы, того же, сцепления (я конечно же не про АКПП говорю), но при этом пару тройку дестяков минут (а иногда и часов) надо на привыкание к автомобилю.
      Женскому полу, который обучался на одном авто, потом сдает на другом, нужно много чего сделать и понять. (Подстроить все под себя на месте водителя, плюсом попробовать педаль сцепления, стоя или на ходу, сами передачи повтыкать, опять же, к самому авто чуть привыкнуть.

      • Антон Л.

        Ну вот вы сами пишете про ПМ:)) Машина — это тот же ПМ, только мы не в тире и кругом народ, который стрелять не умеет) И еще есть убеждение, что типа стрельба из ПМ — это прям каждый может и должен. Моё мнение, что не каждый.

  7. ТотЧувачок

    аналогию с обычной школой можно провести. никаких особо сложных заданий там не было и нет, тем не менее, есть такие ученики, кто на тройки еле тянет, а кто-то нормально учится. люди разные, разные способности.
    по поводу именно вождения, многие волнуются сильно, нервничают. экзамен же все-таки, плюс господин полицейский рядом сидит, не хухры-мухры. ))) из-за этого косячят. я первый раз сдавал, передачу включать начал, не выжав сцепление. ))) тоже просто волнение. сдал со второго раза.
    обучение — всегда палка о двух концах. не всегда учитель дерьмовый, иногда просто ученик тупой. извините, никого не хотел обидеть. )))

  8. Чебурашка

    Усложнение получения прав не считаю минусом. Но понимаю, что автошкола полноценно научить никогда не сможет. Научит улица. Но тут есть нюанс. Одно дело когда новичок набирает навык среди большинства адекватных и когда улица больше похожа на «соревнование с выживанием». Ну и не забываем про плохой пример биомусора за рулем.. А вот с этим у нас все очень плохо. Думаю, что при жестких наказаниях за нарушения и при повальном соблюдении ПДД базовых умений тех же молодых американцев более чем хватает для безаварийной езды. У нас же, у меня сложилось впечатление, пошли по пути не борьбы с нарушениями а подготовки выживания.

  9. Киноман

    Предположу, что эти мытарства в итоге закончатся покупкой прав, как у некоторых моих знакомых). Кажется, в крупных города (Москва, Питер) из-за высокого темпа жизни некоторые первый этап ( обучение в автошколе) пропускают, сразу покупают права и дальше как-то учатся сами). Так что она хоть какие-то преставления имеет, уже хорошо.
    На глазах был обратный пример — девочка молодая сдала с первого раза, и инструктор ее якобы хвалил, и мать за нее вся такая гордая, говорит, дочка моя просто прирожденный водитель, я даже с ней не пристёгиваюсь(sic!). Ожидаемо, через пару месяцев после то, как услышал эту историю, она попадает в аварию(благо не серьезную). В итоге со слов матери прирожденного водителя примерно такое объяснение произошедшего: «она виновата, но она не виновата))), виноваты коммунальные службы (январь, фигли), что ее доча-профессионал поскользнулась и в кого-то въехала,

    • Ну да, есть обратная крайность. У нас в автошколе был парень лет 30, по-моему, который приезжал на занятия на своей машине (то бишь ещё без прав). И вот из всей группы только он не сдал вождение. Из-за самоуверенности: тут разметку задел, там скорость превысил.

Добавить комментарий