Опасен ли бензин АИ-95?

Передо мной лежат протоколы испытаний всех 10 проб бензина АИ-95, которые мы отбирали месяц назад. Конечно, меня подмывает рассказать вам подробности, но пока нельзя – на следующей неделе опубликуем подробный отчет на сайте autochel.ru. Пока лишь скажу, что из 10 проб требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному топливу…» соответствуют лишь четыре! А в тесте принимали участие весьма уважаемые бренды: «Лукойл», «Челнефть», «Сибнефть», «Татнефть», «Башнефть», «Газпромнефть», «Оптан», плюс АЗС «Сфера», «Ликард» и «Тоник».

Мы проверяли каждый образец по 16 параметрам. В основном нас интересовало содержание антидетонаторов и высокооктановых добавок. Я расскажу вкратце, что означает каждый параметр, чем опасно его превышение, а также сколько заправок из протестированных не уложилось в значение нормативов.

Октановое число по исследовательскому методу

Самый «раскрученный» параметр бензина, который фигурирует в названии его марки. Мы проверяли бензины АИ-95, соответственно, их октановое число по исследовательскому методу должно составлять не менее 95 единиц. Октановое число определяет склонность бензина к детонации – аномально быстрому (взрывному) сгоранию топлива в цилиндрах. Обычно, чем выше степень сжатия мотора (и чем он форсированней), тем большее требуется октановое число. Если оно недостаточное, детонационное сгорание не только ухудшит мощность и экономичность мотора, но и выведет его из строя.

Из 10 проб в требования регламента не уложились 2.

Массовая доля серы

Продукты сгорания сернистого топлива обладают повышенной коррозионной активностью, что снижает ресурс цилиндро-поршневой группы и выпускной системы. А еще – подавляет эффективность каталитического нейтрализатора и со временем выводит его из строя. На волне тотальной борьбы за экологию требования к содержанию серы становятся все жестче: к примеру, если Евро-2 допускало содержание серы на уровне 500 мг/кг, то Евро-3  — 150 мг/кг, Евро-4 – 50 мк/кг, а Евро-5 – 10 мг/кг.

В действующие у нас нормы Евро-3 уложились 5 проб из 10, а еще 2 – в требования Евро-4.

 Содержание свинца

Тетраэтилсвинец – популярный антидетонатор на основе свинца, с помощью которого изготовляли так называемый этилированный бензин. Во всем мире вытеснение этилированных бензинов началось еще в 1970-х годах в связи с распространением каталитических нейтрализаторов, для которых наличие свинца в бензине пагубно. Кроме того, этилированный бензин ядовит и канцерогенен, а продукты его сгорания загрязняют придорожную почву и воды. В России с 1999 года начал действовать ГОСТ 51105-97 на неэтилированный бензин; с 2003 года тетраэтилсвинец наконец запретили, соответственно, не допускает его применения свинца и новый техрегламент.

Тетраэтилсвинец относительно дешев, при этом один миллилитр на литр бензина повышает октановое число на 10 единиц. Поэтому его до сих пор используют нечистоплотные заправщики для подтягивания октанового числа под нормы. Заправка современной иномарки этилированным бензином выведет из строя нейтрализатор (как скоро — зависит от концентрации свинца), а это – очень недешевый узел.

Свинец был найден в 2 пробах из 10.

Содержание железа

Ферроцен — очень эффективный и дешевый антидетонатор на основе железа. Судите сами – добавление 100 грамм ферроцена на тонну топлива повышает октановое число бензина на 3-4 единицы. При этом килограмм вещества стоит всего 200-600 рублей. То есть превращение тонны бензина АИ-92 в АИ-95 обойдется всего в 50 рублей, хотя в реальности разница в оптовой цене составляет примерно 2000 рублей. Одно время ферроцен был разрешен к применению в количестве 37 мг/л, что позволяло поднимать октановое число примерно на 4-5 единиц. Сейчас содержание железа в бензинах недопустимо. Но в силу дешевизны ферроцена, им охотно пользуются заправщики и сейчас, бодяжа 95-ый из 92-го.
При сгорании ферроцена на деталях камеры сгорания откладывается токопроводящий налет, который рано или поздно выведет из строя свечи – мощность искры падает либо за счет уменьшение зазора между электродами, либо за счет «утекания» заряда через изолятор. Характерный признак работы на «железном» бензина – образования красного налета на электродах свечей. Кроме того, продукты сгорания ферроцена могут вывести из строя лямбда-зонд и каталитический нейтрализатор.

В ряде проб мы обнаружили следы железа, но в концентрациях меньших 10 мг/кг — по ГОСТам, такое содержание эквивалентно отсутствию железа (ниже погрешности метода измерений).

Содержание марганца

Во многом присадки на основе марганца (ЦТМ, МЦТМ) аналогичны ферроценам – недороги, но имеют проблему с выносимостью из камеры сгорания и повышают нагарообразование. Техрегламент не допускает содержание марганца в бензине. Ни в одной из 10 проб следов марганца обнаружено не было.

Объемная доля оксигенатов

Оксигенаты – это спирты и эфиры. Они обладают высоким октановым числом и позволяют поднять этот параметр и у бензина. За счет содержание кислорода они также снижают выбросы некоторых вредных веществ, в частности, угарного газа СО.

В отличие от металлсодержащих антидетонаторов, оксигенаты добавляют в больших количествах, поэтому «бодяжить» бензин с их помощью сложнее.  Оксигенаты зачастую добавляют в топливо на НПЗ для доведения октанового числа до нужного значения.

Тем не менее, регламент ограничивает содержание оксигенатов в топливе как по группам, так и суммарно (показатель «Массовая доля кислорода»). Один оксигенат – метанол – запрещен полностью из-за ядовитости,  для остальных установлены предельные концентрации. Это связано с двумя основными причинами: многие оксигенаты летучи и меняют физические свойства топлива, но главное – обладают меньшей теплотворной способностью. К примеру, удельная теплота сгорания бензинов – 42-44 МДж/кг, у этилового спирта – всего 25 МДж/кг, зато октановое число – 120 единиц. Соответственно, небольшая добавка этилового спирта допустима (до 5%), но если бахнуть много, топливо станет менее калорийным и при прочих равных возрастет его расход. Ведь, если разобраться, вы платите не за литры топлива, а за мегаджоули энергии, поэтому спирт по цене бензина – это невыгодная сделка.

Одним из наиболее перспективных антидетонаторов считается метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) – другой оксигенат с высоким октановым числом. В США были зафиксированы случаи загрязнения МТБЭ водоемов, и хотя сам по себе этот эфир и не ядовит, даже в малых количествах он дает неприятный привкус. Поэтому его применение ограничено.

Мы проверяли топливо на содержание метанола, этанола, изопропилового, изобутилового, третбутилового спиртов, эфиров и других оксигенатов, а также определяли массовую долю кислорода.

Ни один из бензинов не вышел из за рамки требований по этим параметрам, хотя в одном случае массовая доля кислорода была на грани допустимого.

Объемная доля ароматических углеводородов и бензола

Вы спросите, а можно ли получить просто высокооктановый бензин без всяких добавок? Можно. Например, есть такой эффективный способ переработки бензиновых фракций – каталитический риформинг, который увеличивает содержание в бензине ароматических углеводородов, обладающих высоким октановым числом. К примеру, при риформировании в так называемом жестком режиме получается бензин с октановым числом 95. Но, как обычно, есть проблема – высокое содержание ароматики существенно увеличивает нагарообразование в двигателе и количество канцерогенных веществ в выхлопных газах. В приведенном примере, 95-ый бензин содержал бы порядка 65% ароматических углеводородов, а это слишком много.

Поэтому общее содержание ароматических углеводородов ограничено на уровне 42%, а ядовитого бензола – не более 1%.

Все пробы уложились в действия нормативов, хотя в трех случаях концентрация бензола была на границе допустимого.

Объемная доля олефиновых углеводоров

Олефины – это непредельные углеводороды, и слишком большое их содержание снижает стабильность бензина. Олефины окисляются при хранении топлива, что повышает концентрацию смол и придает ему желтоватый оттенок. В основном олефины получаются в результате крекинга – способа обработки продуктов нефтеперегонки, при котором большие молекулы углеводорода делятся на меньшие, более легкие. Это нужно для увеличения выхода светлых нефтепродуктов из сырья.

Все пробы уложились в действие нормативов.

Итого

Несмотря на то, что большинство проверенных нами бензинов АИ-95 не соответствуют требования регламента, особой опасности они не представляют. Даже в самых плохих пробах содержание вредных веществ было сравнительно невысоко. К примеру, максимальное содержание железа, которое мы выявили – 7,5 мг/кг, что по ГОСТам принимается за ноль. Или взять серу – мы обнаружили максимальную концентрацию в 348 мг/кг, а для 92-го бензина, который многие из нас используют вместо 95-го, допустима концентрация 500 мг/кг. Свинца мы обнаружили максимум 5,6 мг/л, а еще 10 лет назад бензин с содержанием этого металла до 13 мг/л считался неэтилированным. Да и октановое число в самом плохом случае не опустилось ниже 92,0 единиц, что, в целом, некритично.

Так что если есть желание заправлять свою новую иномарку бензином АИ-95 – почему бы и нет? Мнение о том, что у нас его нет в принципе, сильно преувеличено. Пусть не всегда идеальный, но есть.  Впрочем, встречает даже идеальный, причем, удовлетворяющим нормам Евро 4 (две АЗС) – где именно, читайте на сайте autochel.ru через несколько дней.

 

Добавить комментарий