В Грузию на мотоцикле: путевые заметки

Автор: Юрий Русановский (URaL).

— Коля упал!!! — кричу я в интерфон

— Как упал?! — отвечает Олеся

— Разбился…

 

Поездка куда-нибудь далеко, да на мотоцикле зрела давно. Прошлогодний прохват до Казани только разогрел кровь. Первые мысли стали появлятся еще в апреле, когда был приобретен мотоцикл подходящий под путешествия, а именно Suzuki DL650 V-strom. Мотоцикл класса эндуро-турист, то есть имеющий возможность временами съехать с асфальта без особого ущерба для пилота и самого мотоцикла. Далее шли наработки: куда ехать-то? Крым — не то, Абхазия? Алтай? Грузия? Байкал?… В итоге было принято мнение, что нужно побывать на море — это раз, второе — побывать в местах еще не испорченных туристами. Поэтому выбор пал на Грузию, море есть, места вроде бы красивые тоже, отзывы положительные, хотя из СМИ говорят, что все не очень хорошо. Время идет, закупаем экип для жены, Отдаем документы на загранники 21 июня. Решаем самую большую задачу с детьми, куда их, как объяснить, почему без них и т.д. Все срастается, набирается компания предварительно из 6 мотоциклов и 8 человек, но, увы, не всем суждено было поехать, Саня за неделю пробивает на своей Хонде картер, заваривает, но масло начинает течь из шпильки крепления картера. Подобраться к ней сложно, нужно скидывать двигатель. У Майка на его Харли проблема с электрикой. Мы же получаем паспорта за 2 дня до отъезда.

Всё решено. Старт 2 августа, 6 утра. Группа провожающих встречает и провожает на АЗС Башнефть на Витаминном. Мы с Олесей немного проспали, но нас ждем Димка на своем BMW GS800. Подкатываем к АЗС, Коля на Honda Shadow и Игорь с Надей на Yamaha TDM900 уже укатили с полчаса назад. Последние напутствия провожающих и мы стартуем.

Первый день. 2 августа

 

Идем небыстро, километров 90-110. В наших горах погода омерзительная, висит туман, очень прохладно. Дорога мокрая местами, на ветровом стекле скапливаются капельки тумана, но дождя как такового нет. Подогрев ручек и надетые дождевики спасают. Мы с Олесей (женой моей) время от времени болтаем по интерфону. К Уфе выглянуло солнце, стало теплеть. В Октябрьском заезжаем на обед в столовую. Ставим шлема на подзарядку, обедаем и, как оказывается потом, пропускаем Игоря и Колю вперед. Ладно. Летим дальше. Под Самарой ремонты дорог, объезды по разбитым дорогам. Недолго думая Олеся говорит:

— А давай по свежему асфальту проскочим?;

Я отвечаю — Поехали.

Ну и как всегда, в конце ремонта все перекопано, но на мотоцикле перепрыгнуть можно. Прошу Олесю слезть, чтобы проще прыгнуть было. Олеся, когда начинает слазить, цепляется мотоботом за что — то на мотоцикле и тянет весь мотоцикл на бок. Я не удерживаю, т.к. она пытается освободится и прыгает на подножке. Кладем мотоцикл, да не удачно: ломается рычаг сцепления и поворотник. Поворотник не беда — был запасной, а вот без сцепления далеко не уедешь. Хорошо, что на двух мотоциклах. Прозваниваем help list и знакомых. Узнаем, что в городе в 30 км от нас есть аргоновая сварка. Димка рвет туда. Мы не спеша меняем поворотник и без сцепления, вспоминая навыки переключения на «Минске», едем навстречу Диме. Вскоре встречаем Диму, ставим, подгоняем рычаг и летим дальше (к слову, это самая большая поломка за всю дорогу).

Созваниваемся с Игорем и Колей. Они решают тормознуться в районе Жигулевска. Снимают номера в мотеле на всех. Мы прилетаем уже на готовое. Ужин, обмен впечатлениями, планы на завтра и спать. Пройдено около 900 км.

Второй день

 

Просыпаться утром легко, ведь по нашему 7, а по местному 5. Планы — проехать как можно дальше. Стартуем. Сегодня едем в 4 мотоцикла. Тяжеловато, мотоциклы разных классов, разная динамика и расход топлива. Решаем немного растягиваться на трассе, чтобы было проще. С Челябинска приходят новости, что Майк починил свой Харли и в одиночку стартует вслед за нами. Сызрань, Саратов проходим без проблем. За Саратовым неприятный инцидент. Так вышло что мы шли с Олесей одни, все растянулись по дороге. Дорога полоса туда, полоса обратно, по бокам отбойники. Идем на холм, навстречу вереница фур. Вдруг из-за фур вылетает нам в лоб на большой скорости автобус. Деваться и ему и нам особо не куда. Вместо обочин — отбойники. Тормозить поздно. Водитель автобуса принимает максимально на нашу обочину, мы пролетаем в щель между фурой и автобусом. Были бы на автомобиле — не пролезли. Страшно стало минут через 10 после инцидента.

Дальше город-герой Волгорад с дорогами, как будто с ВОВ их и не ремонтировали, в котором замечаю, что заднее колесо у Игоря на TDM приспущено. Прокол. Качаем, едем на шиномонтаж, накладываем жгут. Идем дальше. Мот у нас экономичен — около 5 литров на сотню при полной загрузке и бак достаточно большой — 21 литр. Коле на Honda Shadow с его баком на 15 литров приходится останавливаться в два раза чаще. Решаем ехать до Элисты, по телефону бронируем номера там. К 12  ночи по местному Элиста, обмен впечатлениями и спать.

Пройдено порядка 1100 км.

День 3

 

Сегодня ставим цель — Тбилиси. Ранее утро, старт. Калмыцкие степи навевают тоску, глазу зацепиться не за что, но дороги в Калмыкии хорошие. Потом начинают появляться деревья, приближаемся к Буденовску. Пост полиции нашей. Регистрация и цель поездки. Зеленокумск, Курская, Моздок. На всех постах регистрация и цель поездки. С Моздока по навигатору уходим напрямик в сторону Назрани через какой то полузаброшенный перевал. Красивые серпантины, предгорья, но местами дорога размыта, асфальта не хватает :), Наверху перевала — опять пост. Полицаям не сколько интересна наша регистрация, сколько поспрашивать про мотоциклы, сколько стоит, сколько прет и т.д.  А нам в экипе при температуре +35 на улице и без движения становится временами очень жарко.

В районе Назрани опять видим пост за кольцом, но не разбираемся в нюансах движения, уходим, как оказывается потом, по встречке. Километров через 30 следующий пост с очередью автотранспорта на него. Я всю очередь обхожу по встречке и ныряю перед фурой. Подкатываю к полицаю:

— Регистрироваться надо?

— Документы есть? — спрашивает Полицай

— На 4 постах уже регистрировались, конечно, есть.

— Ладно, сходи в вон ту будку, чтобы на солнце не стоять, загони мот за будку.

— Ок

Я между блоков КПП заезжаю за будку, снимаю шлем иду.

Из будки девушка выходит и спрашивает:

— У вас круиз?!

— Ага, тип того… — отвечаю я.

— Ааа, откуда вы?

— с Челябинска

— Ну ладно. езжайте, счастливого пути.

 

Мы с Олесей стартуем и по кольцу уходим на Владикавказ. Метров через 600 видим бочку холодного кваса и тормозим. А ребят нет, напрягаемся, звоним.

Оказывается когда мы залезли перед фурой, с того поста прикатили за нами с мигалками. Меня они не нашли, т.к. я заехал за будку, а остальных развернули для выписки протоколов за нарушение ПДД, а именно проезд по встречной полосе. Кто как договорился, навыписывали им штрафов от 500 до 5000 рублей.

Ладно, во Владикавказе обедаем и уходим на границу, предварительно заправившись. Дорога фантастическая, ущелье все глубже, наверху, зацепившись за скалы, висят мрачные облака, рядом шумит Терек. Не доезжая границы километров пять, начинается очередь машин. Но так как согласно какой-то конвенции о международном движении мотоциклисты проходят границу без очереди, ухожу по встречной полосе на погранпереход, все за мной. Перед самым постом таможни стоят наши доблесные гайцы. Естественно тормозят. Начинают разводить за встречку и т.д., но для нас самое важное время, оно тикает. Время 18 часов вечера, на Крестовый перевал уходить в ночь попросту страшно. А нам нужно пройти еще границу.. Быстро договариваемся по 1000 руб. с мотоцикла и едем дальше по встречке до самого поста таможни. Залазим в очередь к воротам, проходим границу где-то за час без всякого досмотра. После границы фото на память и рвем дальше.

Местами, где сходит сель, нет асфальта, просто щебень. Но все идут ровно, на мотоциклах проще, на машинах водители крадутся не более 10 км/ч.

Вокруг скалы, на дорогах много коров, особенно на мостах. Все это здорово тормозит скорость передвижения. Начинается серпантин на Крестовый перевал. Вид и ощущения неописуемые. На спуске с перевала — Арка дружбы народов — заезжаем прям в нее. Холодно, очень сильный ветер и внизу вдалеке течет ручеек, как потом оказывается — это Терек. Минут 20-30 и летим дальше, Повороты, туннели, мот закладывается на асфальтовых поворотах до края резины, голова идет кругом от 180 градусных поворотов.. Темнеет очень быстро. До Тбилиси меня ставят первым, т.к. у меня лучше всего  головной свет. Въезжаем в Тбилиси, тормозим у стеллы. Уже совсем темно. У Коли навигатор прокладывает путь через весь город в тот хостел, который был заброниван еще с Челябинска через Букинг. Делать нечего, стартуем за Колей. Стараемся не теряться. Развязки кошмарные, иногда в трех уровнях, дикие пешеходы, которые кидаются под колеса. А еще полиция, ее очень много, все ездят с включенными светодиодными люстрами. Чудом никто не потерялся, доехали, заселились. Возникает новая проблема — куда ставить мотоциклы. Стоянки своей у хостела нет. Местные говорят, ставьте прям на улице, у нас не тронут, но нам так скажем прям — очково. Ладно, после раздумий оставляем мотоциклы на улице. Узнаем, что Майк уже у Владикавказе где то .Все. Спать.

Пройдено порядка 700 км.

День четвертый

 

Утром завтрак. Я, Олеся и Коля делаем небольшой променад по округе. Живем, оказывается, в спальном районе. До центра достаточно далеко.

Принимаем решение поменять хостел, на тот который центре. (также был предварительно забронирован через букинг). Я используя планшет, как навигатор, веду всех туда. На удивление, приезжаем правильно :). Живем практически в центре. Заселяемся, говорят, что рядом есть подземная парковка, метров 300. Решаем доехать налегке, даже без шлемов. В итоге оказалось, что 2.5 км, далее идем гулять. Гуляем от души, пешочком. Мосты, река, фуникулер, крепости, старый Тбилиси…

Пробуем местную кухню и вино. Цены приемлимые, например, в кафе в центре (как наш Арбат примерно) в шесть человек откушали на 257 лари (курс 22 руб). Не ограничивая себя в еде и вине абсолютно. Причем, большая часть счета — это вино 🙂

Вечером встречаем Майка, который в одиночку добрался до Тбилиси.

Пробег за день — 25 км 🙂

День пятый

 

Коля принимает решение съездить в одиночку в Кахетию.

А, мы по рекомендациям и просто для познания местности решаем съездить в Мцехету. Едем я, Олеся и Игорь с Надей. Дима остается маяться с похмелья (полночи пил со словаками в хостеле) и ждать Майка когда тот отоспится с дороги.

В Мцехете заехали на винный базар и решили подняться на крепость которая наверху гор

Не сразу нашли дорогу, но нашли. Очень красивые виды, ни одна фотография не способна передать это.

К этому времени приехали Майк и Дима. Побродили по крепости, поехали в очередной ресторан вкушать местные явства и планировать завтрашний день. По дороге заехали на Тбилиское море (местное водохранилище). Оттуда опять в Тбилиси небольшими серпантинами.

Порешили, что с утра стартуем в сторону Батуми, но не по автостраде, а по нижней горной дороге вдоль границы с Арменией и Турцией. Мотоциклы решили уже не ставить на паркинг, оставили на улице. В 10 вечера вдруг приспичило идти кататься на Тбилиском метро :).

Пробег за день около 150 км

День шестой

Выезд из Тбилиси по серпантину, уходим вверх. Временами закладывает уши. Становится прохладно. Но опять виды феноменальные. Очень красиво катить по дороге вровень с облаками.

Люди живут очень не богато, собирают кизяк, косят траву, в основном вручную. Встречали иностранцев на мотоциклах, но им  не понравилась что-то наша компания 🙂  и они поспешили ретироваться.. Проходим Ниноцминду, в Ахалкалахи останавливаемся на обед. От души заказываем полный стол, приезжает хозяйка заведения, расспрашивает, откуда мы, куда едем, и говорит: — весь стол за счет заведения. Такие гости из далека бывают очень редко у нас.

Честно — мы выпали в “осадок”. Неожиданно очень. И приятно.

После обеда заезжаем на крепость Хертвиси, встречаем такой же V-strom, только белый и из Белорусии. На сегодня цель — Вардзия — горный город. Вардзию описывать смысла нет, надо побывать. Это в основном рукотворные пещеры начала 10 века вроде бы. Пещер таких около 600,  с ходами, проходами и т.д. Мы были там около 4 часов. Далее стартуем и ночуем в Аспиндзе. Придорожный отель с красивыми видами.

За день пройдено — около 300 км.

День шестой

Утром принимаем решение идти в Батуми не через Боржоми по хорошей дороге, а через перевал и п. Хуло. Предстоит участок порядка 60 км вообще без асфальта. По пути заезжаем в одну из самых больших крепостей в Грузии в г.Ахалцихе. Крепость отреставрирована, но теряется связь со временем, слишком все гламурно. Сглаживает все это  нанятый эксурсовод, особенно экскурсия по музею. Узнаем больше об истории данного края и Грузии.

Далее уходим на перевал. Красиво и не обычно когда водопад бежит прям через дорогу. Встречаем девушку и парня на мотоциклах из Англии.  У них поломка, что-то с электрикой  глючит. По возможности пытаемся помочь и перетряхнуть всю проводку и контакты. Неисправность плавающая и при нас никак не проявляется. Трогаемся далее только после того, как они уехали. Далее опять перевалы, виды, обрывы и скалы. И пыль 🙂 И на кочках достается пятой точке Олеси, что отчетливо слышно в Интерфон на каждой кочке: ОЙ, ой, ой…

Проезжаем несколько горнолыжных курортов в поселке Хуло, выезжаем на асфальт. Далее дорога на Батуми, блуждание по нему в поисках ночлега. Доехали аж до границы с Турцией. Вернулись и нашли ночлег благодаря Коле наверху скалы. Заезд туда очень крут, порядка 35 градусов с разворотами каждые 100 метров. Хозяева организовали стол и предложили чачу. Напиток ядреный, хозяева говорят 78 градусов крепости. После сходили в местный ресторан и  спать.

Пройдено около 250 км.

День седьмой

Решаем не жить в Батуми, а ехать в пригород в Кабулети. Но сначала море. Купаемся — отдыхаем.

После в Кабулети едем. По пути красивый Батумский тоннель, полностью подсвеченный. В Кабулети брони у нас, естественно, никакой. Заезжаем на прибрежную улицу, и пешком девочки ищут комнаты на сдачу. Минут через 20 находят полностью второй этаж, который местные готовы отдать нам по 10 лари с человека. Мы соглашаемся..Начинается пляжно-ресторанный отдых. Очень вкусно готовят грузины. Хачапури, хинкали и т.д. кушаешь и еще хочешь…

Пройдено порядка 50 км.

День восьмой

У Игоря и Нади сильно заболел ребенок и завтра они будут стартовать в сторону дома. Принимаем решение, что Игорь, Надя и Майк поедут обратно, Дима вместе с ними, но в Пятигорске уходит в Сочи и Абхазию, т.к. его там ждут друзья. А  я, Олеся и Коля,  еще на один день остаемся в Кабулети. Этот день посвящаем морю, гуляем, купаемся.

Пройдено 0 км.

День девятый

Провожаем ребят. Сами едем гулять в Батуми на маршрутке. В Батуми самая длинная набережная — 28 км. Соглашаемся на морскую прогулку на катере. Вид на Батуми с моря очень красив. Далее гуляем по набережной, фотографируемся, проходим ботанический сад, зоопарк. Возвращаемся также на маршрутке.  С утра планируем стартовать в сторону дома. Устраиваем прощальный ужин, где мы с Колей съедаем 21 хинкали и закусываем шашлыком. Думали разорвет, а нет 🙂 Складываем вещи, готовим мотоциклы.

Пройдено на мотоциклах — 0 км

День десятый

 

Стартуем, по дороге заправляемся. Движение какое-то изначально нервное. Один раз оттормаживались из-за фуры на грани блокировки колес. Подъезжаем к Кутаиси, немного загоняемся и уходим не по объездной, а через центр города. Движение в городе кошмарное, пешеходы бегают, как хотят и где хотят. Колю впереди зажимает машина, он пытается отомстить и сложить зеркало машине. Разъезжаются. Проходим город, Олеся говорит, быстрее бы границы, а то боюсь что-то. Через 25 км я на обгоне обхожу заодно и Колю. Потом машу ему, обгоняй. Он идет впереди меня на машину вслед за контейнеровозом со скоростью около 70 км/ч и я вижу только сам момент аварии. Он сбивает женщину, падает и я кричу Олесе в Интерфон:

— Коля упал!!!

— Как упал?! — отвечает Олеся

— Разбился…

Он летит на встречку, мот впереди него. Я тоже ухожу на встречку, чтобы прикрыть от встречных. Вижу краем глаза, что мотоцикл крутится на боку и бьет встречную тойоту в заднее левое колесо и вспыхивает факелом. Останавливаюсь у Коли, прикрываю его мотоциклом, соскакиваем с женой с мота моментом. Я к Коле, она к этой женщине. :

— “Коля — как ты, жив?”

— “Спаси и сохрани, спаси и сохрани, спаси и сохрани” — без остановки повторяет Коля. Пытается подняться, я не даю. Прошу пошевелить руками и ногами. швелит — это радует. значит позвоночник цел. Внешне из повреждений правая рука — кровь, что то торчит. подозрение на открытый перелом. Аккуратно растегиваю перчатку, обильного кровотечения нет. Прошу его шевелиться. Спрашиваю свидетелей — как там женщина — отвечают — Жива! Звоню родственникам и друзьям в Челябинск, чтобы максимум собрали информации о том, что делать надо и не надо в Грузии в случае ДТП. Полиция уже тут, спрашивают про документы. Коля говорит во внутреннем кармане. Забираю все документы себе, полиции отдаю только техпаспорт на мот. Подходят свидетели и отдают гоу про, остатки его телефона и прочие разлетевшиеся вещи и детали с мотоцикла.

Передаю данную инфу Коле о том, что женщина жива — он немного успокаивается и говорит:

— Мот жалко…

Отвечаю:

— Спасти было не реально …

Он.

: — Там все вещи сгорели, фотоаппарат жалко и деньги там были.

Подходит водитель «Тойоты» и говорит, что у него под машиной мешок с вещами.

Заглядываю —  ага, мешок там, в нем должны быть и фотик, и деньги. Но это потом.

Минут через 7 приезжает пожарная, тушит остатки мотоцикла. Минут через 5 после пожарной  приехала скорая, сначала хотели забрать Колю, отправил скорую сначала к женщине. Забрали ее, минут через 15 вернулись и забрали Колю. Олесю отправил с ним. Сам собирал информацию о том как действовать, но ее очень мало. Звоню в представителю РФ посольства Швейцарии, т.к. посольства РФ в Грузии нет, там ничего внятного не говорят, оформляйте ДТП в полиции и все..   Полиция все оградили лентой и ждут следователя. Следователь на место ДТП приехал только часа через 2. Опять замеры, опросы. За это время 3 местных жителей предложили мне и моим друзьям ночевку, еду. Накормили яблоками и напоили кофе. Следователь после опросов и замеров поехал в больницу. я остался ждать. Олеся и Коля приехали на полицейской машине, Коля оказался цел, в руку воткнулось стекло, которое я принял за кость. Для него последствия ДТП это три шва на правой руке и пара незначительных царапин и ушибов. Экипировка уберегла от более значительных травм. Достаем мешок из под тойоты, фотоаппарату копец, объектив отломило. но карта памяти вроде жива, и деньги целы. Часть вещей тоже уцелела. Все, Олеся ко мне на мотоцикл пересаживается, едем в полицейское управление в кутаиси.  Целый день допросы, правда, с предоставлением переводчика, и нас как свидетелей, и водителя тойоты, и Коли. Заехал Лисей (байкер с Челябинска), тоже был в Грузии, помог найти гостиницу и перевезти Олесю и вещи туда. У Коли изымают загранпаспорт, чтобы не сбежал из страны. Следователь рассказывает перспективы .1 Это экспертиза — мог ли избежать ДТП. 2. Это компенсация владельцем понесенных расходов и морального вреда родственнкам  и самой потерпевшей. Встречаемся с родственниками в полицеском участке, но внятного не мы, ни они сказать не могут. Женщина в тяжелом состоянии в больнице.

Все едем в номер, спать.

В целом картина ДТП выглядела так. Дорога полоса туда, полоса обратно. Женщина стояла на разделительной между потоками. Она не видела Колю из-за контейнеровоза, а он ее аналогично. Она пропускает грузовик и начинает бежать и практически успела перебежать, но Коля зацепил ее правой стороной мотоцикла.

Пробег 300 км.

День 11, 12, 13

 

Тут все дни смешались в кучу.

С утра на базар, купить обувь и футболку Коле. После в больницу на перевязку. А вся медицина в Грузии платная. В первой больнице врач на операции, едем во вторую — 35 лари перевязка. Едем к следователю — ничего нового. На вечер встреча с родственниками. Встречаемся во избежание недоразумений у полицейского участка. Начинается торг. Они предложили цену 15 тыс. дол. Естественно мы в отказ, таких денег. Предлагают встретится в больнице (в другом городе, 40 км от Кутаиси), обговорить стоимость лечения с врачом. Они стартуют туда, мы с Олесей едем вдвоем, Колю оставляем в гостинице. Встретится с врачом не удалось, но удалось встретиться с врачом, который накладывал Коле швы.  Нам он тет-а-тет прояснил ситуацию, что все страхованы, и в частности эта женщина 15 тысяч лари. Что родственники пытаются нас развести. Ладно, возвращаемся на крыльцо к родственникам. Я подбиваю местных на диалог что и как, Олеся общается с родственниками с криками и орами. К двум ночи все уже прекрасно понимают, что врач не выйдет. Выходит от родственников представитель и говорит, чтобы передали Коле, что цифра в 5 тысяч долларов их устроит. Возвращаемся в гостиницу и спать. Утром узнаем, что женщина скончалась. Это плохо. Идем в полицию, экспертиза не готова. Следователь обещает помочь в переговорах с родственниками. Вечером опять встречаемся с родней, их устраивает уже цифра в 3,5 тысяч долларов. На следующий день получаем с Челябинска перевод и встречаемся у нотариуса. Но не все родственники приехали, переносим еще на один день. Рассчитываемся с родственниками. Пишут расписку у нотариуса и у следователя. Остался вопрос только в результатах экспертизы. Уже пятница, если не сегодня то только в пн. Нам с Олесей смысла сидеть и ждать нет .Переговариваем с Колей и решаем в субботу с утра стартовать.

День четырнадцатый

 

Наш старт — первые сто км было страшно ехать. Потом вкатились. Прошли крестовый перевал, границу, ушли от Владикавказа на Мин.Воды. Там с удовольствием отобедали борщом. Далее ушли на Элисту, где на выезде заночевали в придорожном мотеле.

Пробег около 1000

 

День пятнадцатый

 

Следующий день — дорога. Волгоград отметился самыми плохими дорогами, В Саратове на объездной три аварии, одна со смертельным, это точно. Стояла машина ритуальных услуг. И пробки. Прорвались через пробки, дошли до Сызрани, в Жигулевске и Тольятти пробки. Хорошо, что на мотоцикле. Не быстро, но просочились. Решаем ночевать в Самаре у родни.

Пройдено 1200 км

День шестнадцатый

 

Этот день можно назвать уже как дорога до дома. Ехали побыстрее. В Уральских горах мотоцикл дает неоспоримое преимущество при обгонах, Златоуст, Миасс. Так медленно все. Осталось 100, 90, 80 . Бензина хватает без остановки дойти до дома. И вот они пара поворотов в родном поселке и мы дома. Ура. Мы сделали это. Пройдено более 7000 км. претензий к мотоциклу никаких. Общий бюджет путешествия порядка 34 тысяч рублей. Впечатлений море. ЗА исключением ДТП мы очень довольны, но и очень устали. Это активный отдых, путешествие и получен громадный опыт в разных ситуациях.

Добавить комментарий