Нас вели коридорами. Потом открылась дверь, за которой был еще один скучный кабинет. Я непроизвольно возмутился: «Да нет, говорю же: лучше всего снять прямо в самом центре видеофиксации…» Непонимающее молчание. «Ну в центре, где у вас висят эти огромные мониторы…» Мониторы? Какие мониторы?
Сотрудники надо мной посмеиваются: так то центр видеомониторинга, а центр видеофиксации ГИБДД выглядит, как среднестатистический офис. Три рабочих места, три монитора, три клавиатуры, канцелярские принадлежности на столе. Достал фотоаппарат и почти сразу убрал — фиксировать в центре видеофиксации нечего.
В Челябинске два таких центра, один из которых — в городском ГИБДД на Гончаренко, второй здесь, у областников на Харлова. Вот как все происходит.
Камера в автоматическом режиме фиксирует нарушение, однако «скайнет» никаких писем не рассылает: он просто аккумулирует информацию, включая фото и видео, и заносит ее в базу данных. Пока это просто «мнение» автоматической системы о том, что якобы имело место нарушение.
Каждый случай обязательно проходит через сотрудника, который отсматривает файлы по очереди. Что ищет он на экране монитора? Во-первых, убеждается, что номер автомобиля считался правильно, причем иногда система сама помечает проблемные символы, требуя уточнить: это цифра 6 или 8? Во-вторых, сотрудник объединяет информацию о нарушении с персональными данными владельца из базы данных, а заодно убеждается, что марка и цвет автомобиля совпадают с данными о нем в базе. Скажем, если зафиксированный номер должен иметь синий Hyundai Solaris, а на снимке белая Lada Priora и номер распознан корректно, ориентировка на автомобиль передается патрулям для дальнейшей проверки. Похожим образом выявляются автомобили с явно искаженными номерами: бывает, на них клеят скотч, затирают цифры белым маркером или ставят сеточки. Иногда это в самом деле сбивает с толку автоматический распознаватель номера, и вот тут роль инспектора становится особенно важной: чаще всего оригинал номера можно определить визуально без особых проблем. Так что художества на регистрационных знаках панацеей не являются, а попутно предусматривают ответственность — штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев. За подложные номера — лишение прав на срок до 1 года.
Кстати, многие камеры дают довольно отчетливое цветное изображение, гораздо более качественное, чем фотографии в письмах счастья. Оригиналы всех фото и видео нарушений хранятся в базе данных два года, и по запросу доступны для просмотра «абонентом», получившим штраф. Сейчас для этого нужно явиться в один из двух центров видеофиксации, но скоро будет организован онлайн доступ по коду, указанному в письме счастья. Отличная инициатива, я считаю.
Помимо сверки данных у сотрудника есть еще одна функция — контролировать адекватность выписанного постановления. Может ли система видеофиксации ошибаться? Это вообще очень тонкий вопрос, потому что система видеофиксации не знает ни единого пункта ПДД, не видит знаков и разметки, да и вообще мало что понимает. Она лишь работает по заданному алгоритму, скажем, фиксирует появление в определенной (запрограммированной) зоне автомобиля при включении запрещающего сигнала светофора.
Камеры, естественно, проходят поверку, и специалисты убеждаются в корректности их работы на конкретных перекрестках. И тем не менее, через живых сотрудников проходит 100% случаев.
Человек, просматривая запись нарушения, убеждается, что оно имело место, а если нет — аннулирует постановление. Причем такие «нули» все равно хранятся в базе и доступны для проверяющих органов, а сотруднику за намеренное сокрытие нарушений грозит уже уголовная ответственность.
Почему нарушение могут признать несостоявшимся? Ну, например, если из-за снегопада разметку на асфальте не видно. Я спрашиваю: «А какая мотивация у сотрудника отменять нарушение, даже если оно спорное? Кликнул окей и забыл». Мне отвечают: самая прямая — если автовладелец несогласен с нарушением, он придет, посмотрит запись, укажет на невидимость разметки и постановление все равно придется отменять. Зачем оператору лишняя работа?
Раньше камеры фиксировали лишь превышение скорости, и инспектор в принципе не мог проверить факт нарушения визуально. Теперь системы определяют поворот из неправильного ряда, проезд на красный (в том числе, на погасшую стрелку), а также наезд на стоп-линию. Тут уже роль человека в верификации нарушений возрастает. Иногда он может отменить постановление, если сочтет действия водителя законными с учетом обстоятельств, которые не учитывает камера.
Мне было особенно интересно послушать про стоп-линию: так все-таки, если автомобиль проехал ее на зеленый, но остановился перед перекрестком, будет нарушение или нет? Мне отвечают однозначно — нет. Алгоритм работы камеры следующий: она начинает фиксацию в момент включения красного сигнала (или потухшей стрелки), и распознает автомобили, которые движутся за стоп-линией или пересекают ее. Если автомобиль неподвижен — нарушения нет.
Одной нашей сотруднице пришел штраф за стоп-линию, и на снимках казалось, что автомобиль неподвижен. Мы попросили найти видеозапись нарушения в базе: действительно, автомобиль подъехал к стоп-линии уже на 27-ой секунде горения красного сигнала и наступил на нее колесами. В данном случае вопросов к системе нет, хотя фотографии в письме счастья сделаны с настолько малым интервалом, что смещение автомобиля может заметить только очень внимательный глаз.
Спрашиваю, что делать, если за стоп-линией я оказался на пешеходом переходе. Машины впереди уехали, а я решил остаться. Правилом хорошего тона в этом случае считается проехать за переход, чтобы не создавать помехи пешеходам, но не сцапает ли за это камера? Мне ответили так: камера распознает нарушение, но инспектор, проверяющий запись, увидит оправданность маневра и отменит постановление. Впрочем, гарантировать, что всегда будет так, я не могу.
Что касается проезда на красный свет и пресловутого экстренного торможения на желтый, то здесь камеры работают по достаточно простому алгоритму: когда включается запрещающий сигнал, они мониторят подконтрольный периметр, очерченный стоп-линиями или границами перекреста (при отсутствии разметки). Если автомобиль прошил этот периметр насквозь, въехав на запрещающий — будет нарушение. По поводу проезда на желтый я так ничего определенного не услышал: сложилось впечатление (но именно впечатление), что камера ловит конкретно за проезд на красный, а желтый — это зона толерантности.
Насчет пешеходных переходов. В данным момент камеры Челябинска не фиксируют такие нарушения, но скоро возобновят свою работу в этом направлении. Задержка связана с изменением алгоритма, по которому выявляется нарушение. В настоящий момент сотрудники получили документ от разработчика, который описывает все нюансы процесса, но алгоритм еще должен пройти юридическую проверку. Так что не расслабляемся — осенью камеры, нацеленные на пешеходные переходы, должны снова заработать.
Два центра видеофиксации обрабатывают в день порядка 7500 нарушений. За первые семь месяцев только областной центр зафиксировал — внимание — полмиллиона с лишним нарушителей! Даже с минимальным штрафов в 500 рублей это эквивалентно сумме в четверть миллиарда рублей, а 26 сотрудников обоих центров, получается, «собрали» более полумиллиарда. И это за неполный год. Сравните это с урожаем, который могли бы собрать 13 экипажей ДПС.
Пока речь идет о 18 «старых» камерах и 18 новых, которые работают с весны этого года. Однако уже подписаны документы на установку еще 20 объектов (плюс три — в области), так что тема быстро набирает темп. По данным ГИБДД, в среднем на участках, где установлены камеры, аварийность по сравнению с прошлыми годами снизилась на 63%.
Что касается «железа», то в автоматическом режиме работают и старые знакомые «Крисы» (переносные камеры на треногах), и совершенно новые камеры, включая универсальные «Одиссей» и «Азимут», способные фиксировать почти все нарушения, которые в принципе можно ловить в автоматическом режиме.
В Казани одно время инспекторы-контролеры добавляли кое-что от себя: скажем, по данным с видеокамер выписывали постановления за езду с непристегнутым пассажиром или погасшими фарами. В Челябинске такой практики нет, и наши сотрудники считают ее незаконной: нарушение должно быть зафиксировано именно в автоматическом режиме, а человек может лишь оценить его адекватность.
Что интересно, письма счастья печатают на почте, которая и занимается их рассылкой. ГИБДД предоставляет информацию в электронном виде. Кстати, каждая камера и каждый проверяющий инспектор имеют свою электронную подпись, поэтому в случае спора всегда можно узнать, кто именно занимался данным постановлением.
Между фиксацией нарушения и получением уведомления о письме счастья обычно проходит от одной до трех недель. Сотрудникам центра видеофиксации дается 15 суток на вынесение постановления, работа почты России, как известно, своеобразна.
Больная тема: как оспорить постановление, если вы с ним несогласны? Напомню, сделать это можно в течение 10 дней после того, как вы поставили подпись о получении заказного письма с деталями правонарушения. После этого 60 дней дается на оплату.
Вообще «спорщиков» — порядка 1.5% от общего числа нарушителей, и их можно разделить на несколько категорий.
-
Собственники авто, не управлявшие автомобилем в момент нарушения. Самая популярная группа — это те, кто продал автомобиль без снятия с учета, а затем получил штраф в исполнении уже нового владельца. В этом случае достаточно предъявить в центр видеофиксации договор купли-продажи. Если за рулем был кто-то из знакомых (товарищ, родственник), то нужно доказать этот факт, и самое очевидное — привести нарушителя с собой. Впрочем, куда проще тупо взять с него сумму штрафа. Юридические лица могут предъявить договор, согласно которому в момент нарушения автомобилем управлял кто-то из сотрудников или клиентов.
-
Люди, не согласные с фактом нарушения в принципе. Им следует подъехать в центр видеофиксации как минимум для того, чтобы взглянуть на видеозапись нарушения. Это целесообразно при упомянутых проездах на красный, поворотах из неправильного ряда и других нарушениях-маневрах. Если даже просмотр видеозаписи не убедил вас в наличии нарушения, остается право подать в суд. Впрочем, инспекторы говорят, что подавляющее большинство несогласных убавляют пыл после просмотра видеозаписи.
-
Собственники автомобиля, получившие постановление за «левую» машину. В Челябинске, например, уже был случай, когда житель Башкирии письменно обратился в наш центр видеофиксации — речь была об автомобиле-двойнике. Здесь уже сложнее: если марка, цвет и госномер совпадают, но владелец все равно уверен, что это не его машина, ему придется доказывать невозможность ее нахождения в данной точке в данный момент времени. Само собой, что месяц спустя нарушения зачастую не то что доказать, даже вспомнить детально день икс затруднительно.Хороший вариант — наклеить на машину отличительный знак: по крайней мере, вы сами будете уверены, что это не ваш автомобиль в принципе.
А в целом система выглядит очень даже работоспособной, тем более, в местах установки камер на перекрестках Челябинска появилась отличная разметка и даже знаки, предупреждающие о видеосъемке. Поводы для споров и сомнений еще есть, как есть и узкие места, но невооруженным глазом видно, что тема развивается, а белых пятен становится все меньше.