Как и ожидалось, робот стал одним из проблемных узлов Lada Vesta. С учетом дурной репутации подобных коробок возникает вопрос: для чего АвтоВАЗ взял на вооружение технологию, которая считается заведомо неудачной? Вазовские специалисты не читают форумов и статей? Ведь построить классный робот с одним сцеплением не удалось ни Honda, ни Toyota, ни Opel, ни BMW.
Причина на поверхности: «роботы» дешевле любых альтернатив. Lada Granta в комплектации Норма SE+ с механикой стоит 478 600 рублей, с роботом 5АМТ — на 25 тысяч больше, а с четырехступенчатым «автоматом» Jatco дороже уже на 48 тысяч.
Из других плюсов тольяттинской АМТ — возможность сочетаться с более мощным мотором ВАЗ-21127 (106 л.с.), тогда как гидромеханика имеет ограничение по моменту и дружит с 98-сильным ВАЗ-21126. За счет этого роботизированная Granta выигрывает секунду в разгоне до 100 км/час, да еще и на 10% экономичнее.
С позиции экономиста и маркетолога «робот» предпочтителен: меньшая зависимость от иностранных поставщиков, скромная наценка, лучшие паспортные характеристики, унификация с основной коробкой ВАЗ-21807. Одни плюсы.
Но это — пока не сядешь за руль. Выигрывая у старых гидромехник в динамике разгона, робот уступает в удобстве управления оным, а уж ломучесть подобных коробок стала притчей. И, возможно, подгорающие сцепления у вазовских АМТ — лишь начало истории, поглядим на мехатронику, датчики, контакты, насос лет через пять. Не то чтобы роботы были проблемными по-существу, скорее, они еще не вышли из подросткового периода. Ведь роботы на полвека отстают в развитии от гидромеханических автоматов, кои уподобились Карлсону и впали в безудержный расцвет сил.
Большой автопром наигрался с роботами, и теперь они — компромисс для производителей, у которых потребность есть, денег нет, но они держатся. Покупка агрегата у японского производителя в случае с бюджетными «Ладами» и так была решением спорным, а тут еще грянуло импортозамещение, так что вариантов особо не осталось. Слава богу, не сделали ставку на французскую коробку DP2, которая портит кровь владельца Renault, Peugeot, Citroen уже много лет.
И все-таки «робот» — это временно. Хотя бы потому, что основные конкуренты в лице Solaris, Rio, Polo, Rapid и т. д. уже перешли на современные шестиступенчатые автоматы, и тот же Solaris продает с оными 60% машин! Для сравнения, роботизированную Vesta выбирают 17% клиентов, а Granta с автоматом или роботом — 6%. И это не значит, что «патриоты» не любят автоматы: в 2016 году большая часть покупателей новых машин выбрало двухпедальные версии, просто у «Лады» пока нет идеального предложения.
АвтоВАЗ действует умно, подбивая других производителей объединиться и локализовать в России автоматическую трансмиссию, которую смогут использовать все участники пула. В одиночку такую тему не поднять даже тольяттинскому филиалу Renault: для рентабельности проекта нужен спрос в сотни тысяч агрегатов в год. А универсальный автомат — отличное решение, ведь автовладельцам, по большому счету, совершенно без разницы, кто производитель коробки, покуда она шустрая, плавная и надежная.
И напоследок: коробками передач будущего я все же считаю не гидромеханики, а именно роботы. Только не компромиссных, с одним сцеплением, а преселективы (DSG, Powershift). Эти коробки тоже проходят мучительный период избавления от детских болезней, но прогресс налицо: например, DSG с мокрым сцеплением сравнимы по надежности с классическими автоматами, а «сухие» DSG концерну Volkswagen удалось «обнадежить» путем многочисленных итераций. Но все же удалось.
В остальном одни плюсы: скорострельная работа, хорошая экономичность, комфорт и нега. Полагаю, перед окончательной смертью автомобиля от рук сводного брата — электромобиля — большинство моделей будут оснащаться роботами.