Их комментариев на autochel.ru и писем в редакцию у меня сложилось впечатление, что водители склонны преувеличивать смысл понятия «помеха справа». Ибо то, что справа — не всегда помеха.
Понятие-расчлененка
Народный бренд «помеха справа» в ПДД не фигурирует, и сам принцип раскидан по трем пунктам.
На пересечении равнозначных дорог действует п. 13.11, например, когда смыкаются две второстепенные дороги, а главная поворачивает.
Для одновременного перестроения действует п. 8.4, который, с одной стороны, обязывает при смене полосы уступать тем, кто полосу не меняет, а с другой — отдает приоритет машине в правом ряду, если попутные автомобили меняют рядность одновременно.
Наконец, для ситуаций, когда траектории пересекаются и очередность не оговорена, действует п. 8.9.
На крайний случай
В целом, понятие «помехи справа» служит этакой затычкой на случай, когда не действуют иные пункты ПДД. Поэтому если очередность проезда регулируется иным образом, о «правой руке» нужно забыть. Скажем, если автомобиль объезжает аварийную машину, смещаясь влево под идущий поток, у потока, конечно, возникает формальная помеха справа. Но в данном случае эта самая помеха и обязана уступать. Ибо есть п. 8.4, который обязывает при смене полосы давать проезд тем, кто движется параллельно без смены рядности.
Спорные ситуации
К сожалению, многие ситуации допускают двоякое толкование, и примеров — миллион. Скажем, как отличить выезды из дворов и с прилегающих территорий от пересечений равнозначных дорог? Иногда есть знаки или это очевидно. Но полно примеров, когда ни один из визуальных критериев не даст внятного ответа, какой из пунктов ПДД работает в данном случае. То ли дворовый проезд, то ли полноценная дорога…
Аналогично с затронутой недавно темой стертой разметки. Скажем, схема движения предполагает, что на сужении проезжей части исчезает правый ряд. Но если разметки не видно, то формально можно прикрутить п. 8.9 и правило правой руки, вынудив «левых» уступать.
И кто прав? Визуальные признаки говорят одно, а схемы — другое. Сидя за рулем, водитель не имеет телепатического доступа к дислокации невидимых знаков или, например, к карте города, где жилые зоны отделены от дорог.
К сожалению, в случае ДТП не избежать муторного разбирательства, а исход его весьма непредсказуем. Нюансов — миллиард. Например, в слякотную погоду водитель не сумел разглядеть разметку, положившись на правило правой руки. А при разбирательстве в суде к делу приложены фотографии, где разметку пусть плохо, но видно. И судья, подозреваю, оправдает более зоркого водителя.
Рецепт
Коль скоро дать однозначных рекомендаций я не могу, остается одно — призывать на помощь здравый смысл. И он говорит нам, что когда очередность проезда по каким-то причинам стала не очевидной, исходить надо из наименее благоприятного варианта. Не пропускают — уступить. Даже если с точки зрения вселенского разума (после года разбирательств) правда на вашей стороне.
И аккуратнее с «помехой справа». Если потом выяснится, что действовали иные пункты ПДД, сослаться на помеху уже не получится.
К счастью, в подавляющем большинстве спорных ситуаций достаточно лишь чуть убавить амбиции и степень нажатия на газ. На скорость доезда это, как правило, не влияет.
«достаточно лишь чуть убавить амбиции и степень нажатия на газ.» (С)
Ну или с точностью до наоборот, добавить, прибавить и бибикнуть погромче. Часто езжу в том месте что но фото. Именно этот рецепт там чаще помогает. )) Особенно когда У-чебки парализуют остатки движения.
ПыСы — ну и опять же если по фото…многие кому направо под мостом стараются влезть именно в в правый створ ворот под мостом. Хотя по второму знаку видно что и от туда можно тоже направо. И вот если именно со среднего створа поворачивать направо, то окажешься на левой полосе, которая НЕ убита как правая, и позволяет резво входить в поворот с ускорением и выездом на скоростной участок Меридиана.
В примере на фото все достаточно однозначно — знак есть, очевидное препятствие (опора). А вот когда полоса сужается и никаких иных признаков, прибавив можно налететь на другого неуступчивого, а в течение следующего полугода досконально изучить ПДД, КоАП, СниПы , расценки юристов, график работы судов, карту автосервисов и т.д.))))
Просто «пейзаж» родной увидел на фотке, вот и поделился «сокровенными» хитростями проезда там. Ибо на знаки в толчее там мало кто смотрит, тем более много большегруза идет. И зачастую там жестко тупят, от чего столпотворение на ровном месте. Ну и плюс в том месте дорога сильно корявая по весне в колдобоинах.
Да не, я не в качестве претензии. Просто суть проблемы пытаюсь раскрыть. А там да — схема дурацкая, давно эти опоры надо убирать, и план даже такой есть, но деньги кончились раньше, чем добрались туда строители
Артём, подскажите, пожалуйста, при развороте на основной зелёный возникает ли необходимость уступать автомобилям поворачивающим направо по стрелке. Просто многие и в данную ситуацию пытаются притянуть «правую руку». Как вариант ситуации — разворот у детского мира при спуске от Российской.
А по картинке — когда едете из Ленинского, там другой знак и уступают те кто справа. https://yandex.ru/maps/56/chelyabinsk/?ll=61.444218%2C55.147444&z=15&l=stv%2Csta&panorama%5Bpoint%5D=61.442997%2C55.151367&panorama%5Bdirection%5D=331.016138%2C5.216369&panorama%5Bspan%5D=82.406996%2C38.832923
Евгений, это интересный вопрос. Ибо касается одного из самых забываемых пунктов, а именно 13.5.
13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
То есть стрелка дополнительной секции — это что-то вроде «уступи дорогу», и не важно, направо она или налево. И правило правой руки здесь притягивают за уши — хороший пример для иллюстрации поста.
По второму абзацу — да, я и говорю, тут не универсальных правил, в том случае действительно есть знак, что заканчивается разгонная полоса.
А есть пример коварного места — Ленинградский мост, когда едешь от Болейко. Там сужение, и по разметке видно, что исчезает правая полоса (из 3 рядов — в 2 ряда). А когда разметки нет, начинается — у тебя помеха справа. И как тут быть? Фиг знает. При разборе ДТП поднимут схему движения, но, наверное, можно попытаться оспорить, если разметку в самом деле не видно.
Глянул на авточеле видос под этим постом (второй сверху) про «Одновременное перестроение», там где кроссер Волгаря бортанул. ИМХО неудачный пример. Ибо хорошо видно, что Волгарь уже перестроился, практически завершил маневр, при этом очень заранее включил поворотник, и вот в конце маневра вдруг откуда не возьмись Кроссер тыцкает поворотник и «одновременно» почти/или бортует Волгаря.
Еще один спорный момент одновременности )) Просто сам так пару раз чуть не встревал, когда уже влез на полосу слева-направо, жму тапку чтоб ускориться, и тут выныривает тот кто справа. А тапка то уже газ жмет… Скользкая ситуация.
Как раз удачный пример. Ибо иллюстрирует всю неоднозначность. Чисто по-человечески ты прав. А по ПДД, скорее всего, будет как раз 8.4.
Ну и как доказать начало одновременности маневра? Да даже с видосом вот в таком ракурсе мнения разойдутся, ибо логика у всех своя. Эдак и до абсурда не далеко… Перестроился я слева в среднюю полосу, завершил маневр, а тут какой нить шахматист и приехал в бок справа. Помеха справа? )))
АДЪ!
Если ЗАВЕРШИЛ маневр — то да. А если находился в его завершающей фазе, когда поперла вторая машина, то уже как минимум спорно. Ибо есть же возможность уступить. В правилах нигде нет ремарки из серии «если первый водитель завершил маневр на 75%, а второй только начал…»
А так представь: обе машины стоят наполовину в полосе, приехали гаишники, Ты что делал? Перестраивался. А ты — я тоже. Но я раньше начал. Пофиг на раньше, ты перестраивался? Да. Ну помеха справа, 8.4, можете обжаловать