В минувший четверг во время открытия нового автосалона Lada я едва не подцепил синдром Медведева. То есть едва не заснул на пресс-конференции. Это выглядело бы особенно вызывающе, поскольку мероприятие посетили два серьезных человека с АвтоВАЗа, Ян Птачек (вице-президент по продажам и маркетингу) и Сергей Кутейщиков, должность которого звучит убийственно – директор дирекции по развитию дилерской сети.
Потом у меня было персональное интервью с Яном Птачеком (спасибо компании «Автовек»), где я снова оказался в опасной близости от засыпания, прося у Всевышнего сил не зевнуть.
Интервью длилось около 20 минут, но я не наберу с него и двух абзацев. Не исключено, что управленцев такого уровня специально отправляют на курсы литья воды, где учат облекать простые мысли в такие пышные формы, что у менее циничных журналистов в самом деле возникает ощущение, что им чего-то дали. Также, наверное, студентка-актриса просыпается утром и думает, что вчера ее пробовали на роль.
Мою запись можно, кстати, приспособить для тестов следующего председателя правительства на устойчивость к засыпанию. Продержится до 15 минуты, значит, во второй тур.
Понятно, что жанр интервью в принципе теряет актуальность. Все, что АвтоВАЗ хочет и может сообщить нам, он сообщает в виде пресс-релизов. И если и приоткрывать завесу тайны, то не во время рутинного мероприятия. Я это понимаю.
Однако мне есть с чем сравнивать. В 2014 году я делал интервью с тогдашним президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном, и задавал схожие, возможно, чересчур нахальные вопросы. Когда выйдет новая Vesta? Насколько новой является платформа «Весты»? Влияет ли наследие АвтоВАЗа на качество сборки? И да, Бу Андерссон не раскрывал всех карт, но на каждый вопрос он отвечал сосредоточено и внятно, ясно давая понять, что готов рассказать максимум из того, что в принципе разумно говорить прессе. Он говорил с тобой, как с равным. Будто мы готовились подписать контракт.
Но Бу, похоже, останется вспышкой в истории АвтоВАЗа, яркой и мимолетной. И, словно предчувствуя фиаско, в этот раз я начал с безнадежного вопроса. Я сказал: нынешние успехи АвтоВАЗа определяются, по сути, востребованностью двух новых моделей – Vesta и X-Ray [запущенных точно в срок Бу Андерссоном]. Чтобы не потерять темп, продолжал я, вам необходимо через 2-3 года выпустить новые модели, а значит, работа над ними должна идти сейчас уже полным ходом. Намекните, что это за модели?
Много слов, и ничего по существу. Единственной конкретикой стало обещание полностью обновить модельный ряд до 2026 года. 2026 года?! На тот момент Lada Granta, если бы она была человеком, поступила бы в институт и получила водительские права. А ее родоначальница «восьмерка» отметила бы возраст, который не отмечают.
Поняв, что хочу откусить чересчур много, я уточнил совсем уж простую вещь: когда начнутся продажи Lada Vesta универсал? И снова никакой конкретики: работа идет, результат будет. Когда? Где-то в 2017 году.
Ну хорошо, а что ждет Lada 4×4? Модель очень важна для АвтоВАЗа, это живая классика, ее начали выпускать 40 лет назад, автомобиль абсолютно уникален, мы продолжает изучать варианты… Chevrolet Niva-2? Работу другого завода мы не комментируем.
Я спросил про «Ларгус», про экспорт, про полноприводный X-Ray, про работу над улучшением качества… Казалось бы, за последний вопрос можно было ухватиться и рассказать, например, что количество гарантийных обращений снизилось в 25 раз. Или 250. Но месье Птачек снова ограничился пространным повествованием о внедрении системы качества Renault-Nissan.
Может быть, это нормально, когда руководство крупной компании не позволяет себе ни малейших вольностей с журналистами? Это нормально. И все-таки меня одолевает тоска по Бу. И дело не только в том, что он умел общаться с журналистами. Главное, ему было что сказать.
Он назначил точный срок выхода серийной Lada Vesta за пару лет до события, и выдержал его с точностью до дня. Современное руководство АвтоВАЗа не говорит о дате начала продаж универсала Vesta не потому, что секретничает. Я подозреваю, они его просто не знают. Этот срок утонул в триединой бюрократии Renault-Nissan-АвтоВАЗа. Скорее всего, существуют некие рамки, скажем, первая декада октября, но они настолько зыбкие и настолько зависят от превратностей судьбы, что огласить их лучше в третьей декаде сентября и не раньше.
Полагаю, они не знают о том, какой будет преемница Lada 4×4. Они не знают, какой будет ее субординация с Chevrolet Niva-2, если та вообще доберется до конвейера. Они не знают, когда будут менять Largus, хотя в Европе уже давненько продается Logan MCV второго поколения. Они до конца не понимают, нужен ли X-Ray полный привод или это позиционирует его в опасной близости от Duster. Они не знают, будет ли Lada Kalina похожей на прототип X-CODE, и если будет – то когда.
Может быть, с позиции топ-менеджеров Бу Андерсон вовсе не был таким уж супергероем. Я слышал, многие недовольны политическим решением перенести производство «Весты» в Ижевск. Сама Vesta вроде бы не слишком прибыльна для АвтоВАЗа и существенно отстает по рентабельности от прежних моделей. Жесткая позиция Бу относительно поставщиков и смежников нарушила отношение АвтоВАЗа с рядом компаний.
С другой стороны, пусть дорогой ценой и чьими-то слезами, но при Бу Андерсоне АвтоВАЗ начал напоминать производителя, который способен выдерживать темп современного автопрома. Может быть, Бу пытался разогнать мамонта слишком уж быстро, отчего из мамонта посыпался песок, но как минимум он не планировал почивать на несуществующих лаврах, донашивая модели советских времен.
Новое руководство завязано на интересы всего альянса и стремится подогнать АвтоВАЗ под иномарочные стандарты качества, что само по себе благое дело. И если, например, даже в отсутствие новых моделей им удастся сделать Vesta самым беспроблемным и дешевым в эксплуатации автомобилем в сегменте В+, я спою им такие же дифирамбы после их (или моей) отставки.
Но пока я не могу избавиться от впечатления, что Бу Андерссон создал слишком хороший задел на будущее, и АвтоВАЗ потихоньку соскальзывает в привычный для него ритм «новая модель раз в 20 лет». Granta продается неплохо, Lada 4×4 – самый популярный олдтаймер, Vesta бросила вызов «Солярису», Largus оказался чуть ли не дефицитом, набирает обороты X-Ray. Полагаю, 20 лет после Бу можно дышать на Lada Vesta, как в свое время дышали на «копейку», создавая ее модификации и проводя бесчисленные фейслифтинги и рестайлинги.
Позиция нового руководства лишена сценической яркости и прагматична: их задача – зарабатывать деньги, и не так уж важно, на чем. Если завтра войдут в моду телеги, значит, они будут делать телеги. Если конъюнктура рынка такова, что старая «Нива» до сих пор продается на ура, то к чему вообще что-то менять?
Надеюсь, мои впечатления ошибочны, и АвтоВАЗ сумеет нас удивить.
хз что добавить даж
печать моя была уже когда Бу «уходили». 100500 каких то мутных причин было озвучено, то убытки, то увольнения. как будь то сейчас этого нет. но плять такая тишина жеж. и Ремезова все стало устраивать, да и Р-Н дорвались до управления.
насчет местно-недовольных, но завод и не должен радовать работников, он должен радовать потребителей. волшебный пендель что прописал БУ был живительным, особенно впечатлили точные сроки запусков — что вообще нонсенс для ВАЗа
кстати по экстерьеру х-кода. я не вижу там ничего экстравагантного и сложного за исключением передних фар/капота и противотуманок. все остальное — в пределах не сложного штампа не сильно отличаемого от весты/хрея
если эта одежка одевается на тележку калины — эх….
У X-CODE, скорее, общая компоновка не в лучшую сторону изменится. Высокая поясная линия, ниспадающая назад крыша — все это не гуд для обычного авто. Грубо, конкурента Nissan Juke можно с таким дизайном сделать, а новую Калину придется перекомпоновывать. Плюс уйдет модный цвет, переразмеренные колеса и т.п.
Это беда многих интервью высокопоставленных руководителей: предпочитают общие рассуждения конкретным фактам.
Но вот Комаров тоже говорил очень хорошо и интересно.
P.S. Прошу прощения, но «раритет» это «редкость».
Многие предметы становятся редкостью в силу давности своего появления на свет, но «старый» и «редкий» всё-таки не синонимы.
Серийно выпускаемый сегодня автомобиль раритетом быть не может.
В любом случае «популярный раритет» выглядит оксюмороном ))
Насчет раритета согласен) Почему-то ассоциируется непременно со старой машиной.
у меня язык чесался спросить у них, они вообще в курсе, как их система трейд-ин работает? Ставим стоимость выкупаемого автомобиля, ниже его рыночной стоимости на сумму скидки и забираем. АвтоВАЗ компенсирует, а дилер с маржой перепродает…
Вполне себе соответствующие реалиям комментарии о шведском отставном майоре Бу А. и сугубо гражданском восточно-европейском менталитете Яна П. и воспоминая о С. Комарове, всё почти так коллеги. Мне кажется уважаемые собеседники, что АВТОВАЗ как субъект вашего внимания, как тот караван, который уже пол века идёт своей дорогой, стараясь конечно реагировать на вызовы времени, не обращая внимания на предрекаемые ему «концы» (на моей памяти их было что-то около трёх:) … при этом что-то меняется в ту или иную сторону, но он (АВТОВАЗ) продолжает движение? И в этом смысле на фоне журналистской любознательности может оказаться не столь важным отсутствие нужных по мнению интервьюера эмоции, красок, статистики и прочих характеристики…
На самом деле, умение очаровать журналистов дорогого стоит. Можно прямо в денежном эквиваленте вычислить, какой паблисити обеспечил колоритный Бу Андрессон и скольких писателей заставил если не хвалить АвтоВАЗ, то хотя бы писать о нем без заезженных штампов. Думаю, кампания «веста-невеста» не принесла такого эффекта.
«…заставил если не хвалить АвтоВАЗ, то хотя бы..» всё это, на мой взгляд конечно, исключительно за счёт харизмы, надо отдать ему должное это действительно так..согласен с Вами Артём… У большинства сложилось впечатление об новом типе управленца с военной выправкой, невероятной трудоспособностью и т.д. это действительно вызывало уважение какое-то время.. пока негатив от кадровых и технологических решений не стал превалировать… А Веста как та невеста, обязательно должна была выйти замуж, так на то есть причины:) её готовность к процессу:) прежде всего..
>>>пока негатив от кадровых и технологических решений не стал превалировать…
У вазовцев, наверное, и само назначение Бу уже с негативом было воспринято, а у остальных и сейчас нет особого негатива к Бу, собственно, Веста и спустя полтора года после выхода выглядит убедительным автомобилем, так что обвинить Бу в халтурности подхода даже так не получается. А что АвтоВАЗ никак поставщиков причесать не может и стабильное качество обеспечить — это тяжелое наследие. Бу просто расшатал старую систему, новую выстроить ему не дали. Ну поглядим, как у Мора получится встроить АвтоВАЗ в систему рено-ниссан
хотелось бы повторить — Бу туда пришел не нравится всем. у него были планы и цели — и он шел по одним к другим. а нравится это кому то или нет — не важно. внешние результаты его действия многих приятно удивили. А это главное. Это первое.
Второе — почитал я давненько на досуге историю Бу на ГАЗе и какой был результат. почитайте и вы. На ГАЗе ему дали провести реформы и изменения, а на ВАЗе явно не дали.