Январь предсказуем: прайс-листы обновились, цены подросли почти у всех марок. Но это робкое повышение — лишь начало нового цикла подорожания, которое, не исключено, установит новые ценовые рекорды уже к лету.
За редким исключением
Из 18 моделей, стоимость которых я отслеживаю последние три года, лишь четыре предлагаются по ценам старого года: Toyota сохранила стоимость RAV4 и Camry, Ford не менял цены на Focus, равно как и Nissan в отношение Qashqai.
Подорожание остальных не назовешь радикальным: прибавка в цене укладывается в 10-20 тысяч рублей. Рост стоимости коснулся практически всех лидеров рынка, например, одна из самых доступных моделей Lada Granta стоит теперь от 399 тысяч рублей — три года назад за такой автомобиль просили 312 тысяч, а в 2010, напомним, первую Granta предлагали за 227 тысяч.
АВТОВАЗ поднял стоимость практически всех моделей, включая и Lada Vesta, а также универсал Vesta SW. Не остались в стороне и конкуренты: Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Renault Logan и другие экс-бюджетники прибавили десять и более тысяч.
В каком-то смысле такое единодушие — неплохой знак: рынок стабилизировался и прежней агонии больше нет. Январское повышение цен на автомобили традиционно, и списывают его на рутинные факторы, вроде ползучей инфляции и оживающего рынка.
Курс доллара колебался в прошлом году в диапазоне 55-60 рублей, а вот евро в течение года преимущественно росло, достигнув планки 70 рублей. В целом, валюты перестали оказывать решающее значение, как два-три года назад. Тогда, в период турбулентности, автопроизводители не повышали цены пропорционально скачкам валютных курсов, поэтому и сейчас нет снижения цен при удешевлении валют.
Но главные риски в другом: 2018 год может стать годом, когда стоимость автомобилей вырастет больше из-за внутренних факторов, чем внешних.
Недешевая утилизация
Правительство продвигает идею резкого повышения утилизационного сбора — «оброка», который изначально был призван компенсировать снижение пошлин на импортируемые автомобили после вступления России в ВТО. Позже, под давлением Евросоюза, он распространился на все модели, включая российские.
Рост утилизационного сбора будет неравномерным, например, для автомобилей с двигателями объемом до 1 литра повышение, по данным «Коммерсанта», составит 16%. Но таких моделей в России — единицы, а основной спрос приходится на машины с моторами 1-2 литра, и здесь повышение акциза запланировано на 90%!
В 2012 году утилизационный сбор для таких автомобилей составлял 26,8 тысяч рублей, в 2016 году его повысили до 44,2 тысяч, теперь же он достигнет 84 тысяч. То есть чистая прибавка в цене только за счет утилизационного сбора может составить 40 тысяч.
В полтора раза возрастет утилизационный сбор для автомобилей с двигателями 2-3 литра, что означает близкую прибавку в цене в 42 тысячи рублей.
Увеличатся ли цены в пропорции? Не факт, потому что правительство компенсирует местным производителям утилизационный сбор за счет промышленных субсидий. Другими словами, утилизационная канитель в большей степени направлена на борьбу с импортом, но тогда возникает вопрос, для чего в принципе нужно увеличение сбора для категории машин 1-2 литра, если импорт подобной техники и так практически нулевой? В топ-25 наиболее популярных моделей нет ни одной, которую ввозят из-за границы.
Поэтому есть вероятность, что все-таки мера направлена на пополнение бюджета, а значит, вызовет рост цен.
Акцизы метят в премиум
Для мощных автомобилей поводом к подорожанию станет резкий рост акцизов. В прошлом году ставка для машин мощнее 150 л.с. была одинакова и составляла 420 рублей за лошадиную силу. В 2018 году сетка тарифов должна стать гуще, а тарифы вырастут в 1,5-3 раза.
Так, для автомобиля мощностью 220 л.с. в прошлом году акциз составлял 92,4 тысячи рублей, в этом он может подняться до 157 тысяч и будет расти каждый последующий год.
Для более мощных машин рост акцизов еще круче: за двигатель 300-400 л.с. придется отдать почти в три раза больше нынешнего — по 1218 рубля за л.с. Близкие значения для совсем мощной техники: 400-500 л.с. — 1260 рублей, свыше 500 л.с. — 1302 рубля.
Можно считать повышение акцизов очередной вариацией налога на роскошь, который не коснется массового сегмента, в отличие от утилизационного сбора.
Насколько поднимутся цены
Эксперты расходятся в оценках того, насколько подорожают автомобили в течение года, называя величины от 2 до 15%. Но очевидно, что нижняя планка уже практически пройдена: например, Lada Vesta только за первые дни года прибавила 2,5% к цене.
Президент АВТОВАЗа Николя Мор считает, что подорожание не дотянет до 10%, отмечая при этом влияние курсов валют, акцизов и утилизационных сборов.
Многие эксперты подчеркивают, что при неизменных условиях рост цен не превысит 2-3%, но повышение разнообразных сборов и налогов может поднять планку до 5-7%.
— Я бы не ждал резкого повышения цен, — высказал мнение глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — По крайней мере, если не учитывать влияние акцизов и нерешенного вопроса повышения утилизационного сбора.
Он также отметил, что некоторую суматоху на рынке может вызвать июльский переход на электронные ПТС.
Купить со скидкой
Предпосылок к снижению цен нет, поэтому если планируете покупать автомобиль в ближайшее время, стоит рассмотреть машины 2017 года выпуска: их предлагают в основном по старым ценам, часто — со скидками. Автомобили 2018 года выпуска начнут появляться в автосалонах в феврале-марте.
С 1 января возобновили действие госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», правда, в слегка купированном варианте. Скидка в 10% предоставляется кредитным покупателям автомобилей российской сборки ценой до 1,45 млн рублей. Участниками могут стать люди, имеющие двух несовершеннолетних детей или приобретающие автомобиль впервые. Но если в прошлом году предлагали еще и субсидированную ставку кредитования, то теперь — только прямую скидку, что все равно неплохо.
Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)
Модель | Версия | Цена (без учета спецпредложений) | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||||
Январь |
Январь |
Январь |
Август |
Ноябрь |
Январь |
||
Средний курс доллара, руб. | |||||||
69 | 75 | 61 |
60 |
59 |
57 |
||
Lada Granta | 1,6 (82 л.с.), 5 МТ, стандарт, седан |
311 600 | 348 900 | 389 900 | 389 900 | 389 900 | 399 900 |
Datsun on-Do | 1,6 (82 л.с.), 5 МТ, Access |
339 000 | 406 000 | 436 000 | 436 000 | 444000 | 451 000 |
Lada Kalina | 1,6 (87 л.с.), 5 МТ, стандарт, хетчбэк |
361 300 | 421 100 | 439 900 | 440 600 | 440 600 | 450 600 |
Lada Vesta | 1,6 (106 л.с.), 5 МТ, Comfort |
Не продавалась | 570 000 | 598 900 | 598 900 | 607 900 | 622 900 |
Renault Logan | 1,6 (102 л.с./113 л.с.), 5 МТ, Confort + кондиционер + аудиосистема |
548 500 | 605 970 | 630 970 | 630 980 | 630 980 | 643 990 |
Volkswagen Polo | 1,6 (110 л.с.), 5 МТ, Trendline |
519 000 | 623 900 | 679 900 | 679 900 | 694 900 | 709 900 |
SKODA Rapid | 1,6 (110 л.с.), 5 МТ, Active |
592 000 | 642 000 | 706 000 | 718000 | 742000 | 750 000 |
Hyundai Solaris | 1,6 (123 л.с.), 6 МТ, Comfort |
566 400 | 665 900 | 754 900 | 779 990* | 794 900* | 804 900* |
Renault Duster | 1,6 (114 л.с.), 5 МТ, 2 WD, Expression + кондиционер |
705 500 | 799 980 | 809 980 | 819 980 | 819 980 | 834 980 |
Hyundai Creta | 1,6 (123 л.с.), 6МТ, 2WD, Active | Не продавалась | 879 900 | 889 990 | 904 900 | 914 900 | |
SKODA Octavia | 1,6 (110 л.с.), 5 МТ, Active |
757 000 | 836 000 | 924 000 | 940 000 | 964 000 | 984 000 |
Citroen C4 Sedan | 1,6 (115 л.с.), 5 МТ, Live |
711 000 | 911 000 | 922 000 | 939 000 | 999 000 | 999 000 |
Ford Focus | 1,6 (105 л.с.), 5 МТ, SYNC Edition, седан |
823 900 | 933 000 | 981 000 | 981 000 | 981 000 | 981 000 |
Nissan Sentra | 1,6 (117 л.с.), 5 МТ, Welcome |
732 000 | 878 000 | 976 000 |
976 000 |
Не продается |
|
Nissan Qashqai | 1,2 (115 л.с.), 6 МТ, ХЕ |
955 000 | 989 000 | 1129900 |
1 173 000 |
1 173 000 |
1 173 000 |
Mazda 6 | 2,0 (150 л.с.), 6 МТ, Drive |
949 000 | 1 115 000 | 1 324 000 | 1 324 000 | 1 324 000 | 1 336 000 |
Toyota RAV4 | 2,0 (146 л.с.), 6 МТ, классик/стандарт |
998 000 | 1 174 000 | 1 493 000 |
1 415 000 |
1 493 000 |
1493000 |
Toyota Camry | 2,0 (150 л.с.), 6 АТ, стандарт |
998 000 | 1 284 000 | 1 407 000 | 1 329 000 | 1 407 000 | 1 407 000 |
* — рестайлинг/новая модель/новый двигатель
С тех пор, как придумали поднимать цены на всё вокруг, чтобы выкачивать таким образом деньги из накоплений населения, у тех, кто этим польззуется – всё хорошо. Насос.
Меня больше всего удивляет канитель с утилизационным сбором, особенно его повышение в категории 1-2 литра. Импорт подобных машин ничтожен: упомянутые Сузуки, Subaru XV, некоторые комплектации Octavia (универсалы). Эти модели уже продаются в ничтожных количества и уходят с рынка, как VW Golf, для чего их додавливать, ей богу не пойму.
Получается бессмысленное гоняние денег: сначала из бюджета идет компенсация, потом она возвращается в виде утильсбора… Что к чему…
Круговорот бабла в природе. )
Потому и ничтожен, что рынок защищён необходимостью платить утил.сбор если решишь импортировать и портить рынок «российского» производства.