Пробую тушить автомобильным огнетушителем

Ровно 155 лет назад, 7 февраля 1863 года, американец Алан Крей запатентован первый огнетушитель. В честь события я решил проверить, можно ли потушить автомобильным огнетушителем хотя бы несильный пожар? Я специально никак не готовился к тесту, чтобы сымитировать реальную ситуацию — мало кто изучал огнетушитель, а тем более покупал пробный для тестов.

Белая пыльца была потом везде, и на мне в том числе

С оператором Вадимом мы налили в автомобильную покрышку грамм 200 бензина, подожгли, дали разгореться.

В тесте использовался самый популярный вид автомобильного огнетушителя — порошковый. Он обозначается литерами ОП. Иногда автомобилисты возят углекислотные, которые не пачкают салон и кузов автомобиля при тушении, но в остальном порошковые более универсальны и распространены. Стоят они 200-500 рублей.

Один огнетушитель я возил в багажнике, но утром мне пришла мудрая (как выяснилось) идея купить еще один на всякий случай.

Вот какие выводы мы сделали после минитеста.

Познакомьтесь с конструкцией заранее

Даже без подготовки удалось сорвать защитную «чеку» без особого промедления: в одном случае это было красное пластмассовое кольцо, во втором — металлический шплинт.

Но поскольку реальный пожар — это всегда паника, лучше познакомиться с конструкцией блокиратора заранее: инструкция есть на корпусе огнетушителя.

После разблокировки сводим вместе рычаги и….

Разгорелось неожиданно бодро

Следите за давлением

Первый огнетушитель я возил с собой полтора года, и хотя срок не такой уж большой, когда наша покрышка разгорелась, мы вдруг обнаружили, что стрелка манометра лежит на нуле!

И да, нас ждало обидное фиаско: огнетушитель чихнул белой пылью, а потом еще некоторое время курился в стороне, пока покрышка разгоралась с невероятным азартом.

Обязательно следите за состоянием огнетушителя: в конце концов, старый можно возить с собой на всякий случай, но всегда должен быть в машине и свежий.

 

Без второго шанса

Еще один огнетушитель, купленный нами в день теста, оказался рабочим: стрелка манометра была в зеленой зоне, а после нажатия на рычаг он выдал мощный разряд белой пыли, которая мела, как реактивная струя. Простота, с которой мы потушили покрышку, впечатлила.

Но второго шанса порошковые огнетушители с 2-килограммовый зарядом не дадут: время их работы в зависимости от производителя составляет 10-20 секунд. Не позволяют они ни цедить, ни дозировать смесь, поэтому перед применением найдите удобное положение, хорошенько прицельтесь и попытайтесь ликвидировать очаг возгорания с первого раза.

Дальнобойность порошковых огнетушителей составляет 3-6 метров.

Бойтесь пыли

Я допустил ошибку новичка: резко вдохнул после применения огнетушителя и закашлялся. Эта пыль не полезна, кроме того, по консистенции напоминает муку, пачкает все вокруг и забивается в мелкие поры. При пожаре это не имеет значения, но если будете применять огнетушитель в тренировочных целях, имейте в виду, что оттирать придется зону в радиусе трех метров.

Не преувеличивайте возможности

Автомобильный огнетушитель оказался небесполезным: например, он позволит ликвидировать воспламенения паров топлива на АЗС. Порошковые огнетушители довольно универсальны, тушат и жидкое топливо, и твердое, подходят для ликвидации сильного разгоревшегося костра или начальной фазы бытового пожара.

Но их потенциал крайне ограничен. Они эффективны разве что в первые минуты возгорания, пока оно локализовано. Мы вывели такую формулу: если огонь можно потушить парой ведер воды, скорее всего, хватит и автомобильного огнетушителя. Не более того.

Не себе, так другим

При автомобильных пожарах очень выручают соседи по потоку с дополнительными огнетушителями, тем более, хозяин часто прокрастинирует или мечется в панике. Возите свежий огнетушитель — не воспользуетесь сами, спасете кого-то еще.

Что делать при возгорании автомобиля

  1. Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота
  2. Высаживаем пассажиров
  3. Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
  4. Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом объеме.
  5. По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
  6. Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10-20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
  7. Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
  8. Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
  9. Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
  10. Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе, для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.

23 Comments

  1. Если машина застрахована по КАСКО, пожарных не вызываем, огонь не тушим, а если пожарные все таки приехали, всячески им мешаем (или платим деньги чтоб не тушили). Пущай все сгорит до тла.

    1. А потом попадаем на отказ в страховке по причине нарушения договора, где написано, что владелец обязан принять целесообразные меры к защите имущества итп))

  2. Надоели мне кароче все эти бесплодные терки за смог…заказал вот такой приборчик у китайцев: http://www.vson.com.cn/images/up_images/20161012142628.jpg Через пару недель приедет…готов поучаствовать в рейде по городу, позамерять где какие уровни загрязнений, если конечно хоть кому-то из журналистов это будет интересно…можно под очередные НМУ подгадать…по меньшей мере определим места наибольших концентраций.

    1. Респект. Я пока не вникал, насколько такие приборы достоверны, но если они более-менее вменяемый результат дают, это интересная тема и готов устроить с тобой рейд по городу. Сколько стоит такой прибор?
      Можно разного рода эксперименты проводить, например, насколько дизель чадит, костер, печное отопление и т.п. В общем, держи в курсе.

      1. Парни, уровень каких веществ собираетесь измерять?

      2. Я так понял, P2.5, мелкодисперсные частицы, сажа в т.ч. с канцерогенами на поверхности.

      3. Прибор этот есст-но в перечне средств измерений не значится…но тем не менее в нем реализован наиболее совершенный на сегодняшний день лазерный принцип. Выдает показания по РМ10, РМ2,5….формальдегиду и летучим углеводородам…из доступных на сегодняшний день вроде самый качественный (да и перечень не длинный)…https://victorborisov.livejournal.com/301674.html …тут чувак вроде хвалит…форумы тоже в основном его обсуждают…кароче за неимением лучшего будем использовать то, что есть…даже если он врет на порядок, то мы всё равно это увидим проводя измерения в разных местах, можно будет ввести поправку, т.е. качественную картину он покажет, а количественная — уже не наш вопрос…к тому же вот: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/87502/1/WHO_SDE_PHE_OEH_06.02_rus.pdf — рекомендации ВОЗ по качеству воздуха….там указаны нижние пределы…будем ориентироваться на них, хотя шкала прибора под них уже тарирована (т.е. там загорается красный ялярм если есть превышение!)…вот тут: http://aqicn.org/map/world/ru/ можно глянуть наличие стационарных станций контроля воздуха по миру…угадайте сколько работающих станций в РФ — 0 ….все частные прямо или косвенно ликвидировали…весь контроль у нас сугубо в руках чиновников…у китайцев например почти везде красный уровень, но они честно это показывают…зато у нас тишина…

      4. Я уже предвкушаю)) А так молодец, даже анализ сделал перед покупкой. По цене, я так понял, где-то 3000, с доставкой, наверное, 5000?

      5. >>даже анализ сделал перед покупкой<<

        Что значит "даже"? Обижаешь…

        Цена примерно такая как ты указал…у меня уже год работает вот такой приборчик: https://dadget.ru/components/com_jshopping/files/img_products/thumb_mt8057.jpg С помощью него я отрегулировал режимы проветривания в спальнях у себя и у детей…сейчас в офисе стоит, мы по нему проветриваем…

      6. Ладно, маячь, как будет. Любопытно поюзать

    2. А для чего служит этот, с позволения сказать, показометр?
      Это я как дипломированный измеритель интересуюсь, если что ))

      1. Гыыыыыыы 🙂 Я не стал спрашивать. Это ж надо знать о погрешности приборов такого типа и об отклонении показателей относительно пробы, сделанной в условиях «мокрой химии» . Да, и отечественные газоанализаторы на мой взгляд точнее, ну, хоть на стандартных образцах протестированы

      2. Понятно, что прибор любительский. Но они тоже разные бывают. Скажем, электронные градусники: был совсем дешевый, показывал плюс-минут три градуса. Потом нашли получше, он уже до десятой измеряет, вполне достаточно для бытовых целей. Так что нужно разбираться.
        Ну а так скепсис есть, скажем, портативные октанометры, насколько знаю, фигня полная. Дело даже не в точности, а в самом принципе измерений, который радикально отличается от теста на моторной установке.

      3. Из представленных на рынке этот — самый универсальный и доступный…американский AirVisual Node стоит 279 баксов + доставка…чет пока не готов…кстати Мастеркит MT8057 у меня тоже есть. Покупал год назад, можно и его взять…для нормальной организации процесса очень бы помог раскладной походный столик, вроде этого https://natropinkah.ru/upload/iblock/c44/044.png ….т.к. приборам нужно не менее 10 минут стоять в измеряемой среде перед началом регистрации показаний.

      4. Ну столик и прочее найдем, да можно на крышу машины ставить его, как раз метра 1,5 над землей, уровень органов дыхания

      5. Дима, тебя, как дипломированного измерителя, тоже приглашаю компанией веселее, ну и советы твои помогут.

      6. Уже вижу. Иксперды диванные их уже разгромили в пух и прах в каментах.

  3. Артем, ты молодец. Хорошая тема. Многие знают о способах спасения лишь теоретически. По уму на практические занятия надо всех загонять. И учения устраивать…

    1. Спасибо. Наверное, полноценные занятия по тушению машину слишком трудоемкая тема, также как с первой помощью пострадавшим.

    1. Нет, не надо. Почему-то многие про это спрашивают, но переворачивать, насколько я понял, надо определенный тип огнетушителя, который уже не применяется. А эти и так шпарят будь здоров)

Добавить комментарий