Ровно 155 лет назад, 7 февраля 1863 года, американец Алан Крей запатентован первый огнетушитель. В честь события я решил проверить, можно ли потушить автомобильным огнетушителем хотя бы несильный пожар? Я специально никак не готовился к тесту, чтобы сымитировать реальную ситуацию — мало кто изучал огнетушитель, а тем более покупал пробный для тестов.
С оператором Вадимом мы налили в автомобильную покрышку грамм 200 бензина, подожгли, дали разгореться.
В тесте использовался самый популярный вид автомобильного огнетушителя — порошковый. Он обозначается литерами ОП. Иногда автомобилисты возят углекислотные, которые не пачкают салон и кузов автомобиля при тушении, но в остальном порошковые более универсальны и распространены. Стоят они 200-500 рублей.
Один огнетушитель я возил в багажнике, но утром мне пришла мудрая (как выяснилось) идея купить еще один на всякий случай.
Вот какие выводы мы сделали после минитеста.
Познакомьтесь с конструкцией заранее
Даже без подготовки удалось сорвать защитную «чеку» без особого промедления: в одном случае это было красное пластмассовое кольцо, во втором — металлический шплинт.
Но поскольку реальный пожар — это всегда паника, лучше познакомиться с конструкцией блокиратора заранее: инструкция есть на корпусе огнетушителя.
После разблокировки сводим вместе рычаги и….
Следите за давлением
Первый огнетушитель я возил с собой полтора года, и хотя срок не такой уж большой, когда наша покрышка разгорелась, мы вдруг обнаружили, что стрелка манометра лежит на нуле!
И да, нас ждало обидное фиаско: огнетушитель чихнул белой пылью, а потом еще некоторое время курился в стороне, пока покрышка разгоралась с невероятным азартом.
Обязательно следите за состоянием огнетушителя: в конце концов, старый можно возить с собой на всякий случай, но всегда должен быть в машине и свежий.
Без второго шанса
Еще один огнетушитель, купленный нами в день теста, оказался рабочим: стрелка манометра была в зеленой зоне, а после нажатия на рычаг он выдал мощный разряд белой пыли, которая мела, как реактивная струя. Простота, с которой мы потушили покрышку, впечатлила.
Но второго шанса порошковые огнетушители с 2-килограммовый зарядом не дадут: время их работы в зависимости от производителя составляет 10-20 секунд. Не позволяют они ни цедить, ни дозировать смесь, поэтому перед применением найдите удобное положение, хорошенько прицельтесь и попытайтесь ликвидировать очаг возгорания с первого раза.
Дальнобойность порошковых огнетушителей составляет 3-6 метров.
Бойтесь пыли
Я допустил ошибку новичка: резко вдохнул после применения огнетушителя и закашлялся. Эта пыль не полезна, кроме того, по консистенции напоминает муку, пачкает все вокруг и забивается в мелкие поры. При пожаре это не имеет значения, но если будете применять огнетушитель в тренировочных целях, имейте в виду, что оттирать придется зону в радиусе трех метров.
Не преувеличивайте возможности
Автомобильный огнетушитель оказался небесполезным: например, он позволит ликвидировать воспламенения паров топлива на АЗС. Порошковые огнетушители довольно универсальны, тушат и жидкое топливо, и твердое, подходят для ликвидации сильного разгоревшегося костра или начальной фазы бытового пожара.
Но их потенциал крайне ограничен. Они эффективны разве что в первые минуты возгорания, пока оно локализовано. Мы вывели такую формулу: если огонь можно потушить парой ведер воды, скорее всего, хватит и автомобильного огнетушителя. Не более того.
Не себе, так другим
При автомобильных пожарах очень выручают соседи по потоку с дополнительными огнетушителями, тем более, хозяин часто прокрастинирует или мечется в панике. Возите свежий огнетушитель — не воспользуетесь сами, спасете кого-то еще.
Что делать при возгорании автомобиля
- Останавливаемся, выключаем зажигание, дергаем рычаг капота
- Высаживаем пассажиров
- Просим их или очевидцев вызвать пожарную службу по номерам 112 или 101.
- Не допускаем притока воздуха в зону горения. Если возгорание под капотом, не открываем его полностью — иногда достаточно щели, чтобы прошла струя огнетушителя. Если горит в салоне, не держим двери открытыми до момента, пока не подготовим огнетушитель. Бывает, что пожар «задыхается» в замкнутом объеме.
- По возможности обесточиваем автомобиль, скидывая клемму аккумулятора (с учетом предыдущего пункта).
- Трезво оцениваем возможность потушить пожар за 10-20 секунд работы огнетушителя. Если пламя слишком сильное, принимаем меры для эвакуации людей и других машин.
- Если возгорание локально, применяем огнетушитель. Тушим снизу вверх: например, если горит лужа топлива на земле, сначала гасим ее.
- Остаточное пламя, которое грозит разгореться снова, можно «придушить», накинув сверху негорючую ткань или залив водой.
- Не спешим радоваться: если видимого пламени уже нет, убедитесь, что не осталось тлеющего очага, например, из-за короткого замыкания (если автомобиль так и не обесточен).
- Даже если пожар удалось погасить, дожидаемся пожарных, в том числе, для правильного оформления инцидента — документы понадобятся при обращении в страховую и последующих разбирательствах.
Если машина застрахована по КАСКО, пожарных не вызываем, огонь не тушим, а если пожарные все таки приехали, всячески им мешаем (или платим деньги чтоб не тушили). Пущай все сгорит до тла.
А потом попадаем на отказ в страховке по причине нарушения договора, где написано, что владелец обязан принять целесообразные меры к защите имущества итп))
Надоели мне кароче все эти бесплодные терки за смог…заказал вот такой приборчик у китайцев: http://www.vson.com.cn/images/up_images/20161012142628.jpg Через пару недель приедет…готов поучаствовать в рейде по городу, позамерять где какие уровни загрязнений, если конечно хоть кому-то из журналистов это будет интересно…можно под очередные НМУ подгадать…по меньшей мере определим места наибольших концентраций.
Респект. Я пока не вникал, насколько такие приборы достоверны, но если они более-менее вменяемый результат дают, это интересная тема и готов устроить с тобой рейд по городу. Сколько стоит такой прибор?
Можно разного рода эксперименты проводить, например, насколько дизель чадит, костер, печное отопление и т.п. В общем, держи в курсе.
Парни, уровень каких веществ собираетесь измерять?
Я так понял, P2.5, мелкодисперсные частицы, сажа в т.ч. с канцерогенами на поверхности.
Прибор этот есст-но в перечне средств измерений не значится…но тем не менее в нем реализован наиболее совершенный на сегодняшний день лазерный принцип. Выдает показания по РМ10, РМ2,5….формальдегиду и летучим углеводородам…из доступных на сегодняшний день вроде самый качественный (да и перечень не длинный)…https://victorborisov.livejournal.com/301674.html …тут чувак вроде хвалит…форумы тоже в основном его обсуждают…кароче за неимением лучшего будем использовать то, что есть…даже если он врет на порядок, то мы всё равно это увидим проводя измерения в разных местах, можно будет ввести поправку, т.е. качественную картину он покажет, а количественная — уже не наш вопрос…к тому же вот: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/87502/1/WHO_SDE_PHE_OEH_06.02_rus.pdf — рекомендации ВОЗ по качеству воздуха….там указаны нижние пределы…будем ориентироваться на них, хотя шкала прибора под них уже тарирована (т.е. там загорается красный ялярм если есть превышение!)…вот тут: http://aqicn.org/map/world/ru/ можно глянуть наличие стационарных станций контроля воздуха по миру…угадайте сколько работающих станций в РФ — 0 ….все частные прямо или косвенно ликвидировали…весь контроль у нас сугубо в руках чиновников…у китайцев например почти везде красный уровень, но они честно это показывают…зато у нас тишина…
Я уже предвкушаю)) А так молодец, даже анализ сделал перед покупкой. По цене, я так понял, где-то 3000, с доставкой, наверное, 5000?
>>даже анализ сделал перед покупкой<<
Что значит "даже"? Обижаешь…
Цена примерно такая как ты указал…у меня уже год работает вот такой приборчик: https://dadget.ru/components/com_jshopping/files/img_products/thumb_mt8057.jpg С помощью него я отрегулировал режимы проветривания в спальнях у себя и у детей…сейчас в офисе стоит, мы по нему проветриваем…
Ладно, маячь, как будет. Любопытно поюзать
А для чего служит этот, с позволения сказать, показометр?
Это я как дипломированный измеритель интересуюсь, если что ))
Гыыыыыыы 🙂 Я не стал спрашивать. Это ж надо знать о погрешности приборов такого типа и об отклонении показателей относительно пробы, сделанной в условиях «мокрой химии» . Да, и отечественные газоанализаторы на мой взгляд точнее, ну, хоть на стандартных образцах протестированы
Понятно, что прибор любительский. Но они тоже разные бывают. Скажем, электронные градусники: был совсем дешевый, показывал плюс-минут три градуса. Потом нашли получше, он уже до десятой измеряет, вполне достаточно для бытовых целей. Так что нужно разбираться.
Ну а так скепсис есть, скажем, портативные октанометры, насколько знаю, фигня полная. Дело даже не в точности, а в самом принципе измерений, который радикально отличается от теста на моторной установке.
Из представленных на рынке этот — самый универсальный и доступный…американский AirVisual Node стоит 279 баксов + доставка…чет пока не готов…кстати Мастеркит MT8057 у меня тоже есть. Покупал год назад, можно и его взять…для нормальной организации процесса очень бы помог раскладной походный столик, вроде этого https://natropinkah.ru/upload/iblock/c44/044.png ….т.к. приборам нужно не менее 10 минут стоять в измеряемой среде перед началом регистрации показаний.
Ну столик и прочее найдем, да можно на крышу машины ставить его, как раз метра 1,5 над землей, уровень органов дыхания
Дима, тебя, как дипломированного измерителя, тоже приглашаю компанией веселее, ну и советы твои помогут.
У вас тут уже конкуренты нарисовались — http://chelyabinsk.74.ru/text/pogoda/396116835512320.html
Эти нам не конкуренты.
Уже вижу. Иксперды диванные их уже разгромили в пух и прах в каментах.
Артем, ты молодец. Хорошая тема. Многие знают о способах спасения лишь теоретически. По уму на практические занятия надо всех загонять. И учения устраивать…
Спасибо. Наверное, полноценные занятия по тушению машину слишком трудоемкая тема, также как с первой помощью пострадавшим.
Шикарный эксперимент. А переворачивать современные огнетушители вверх ногами не надо?
Нет, не надо. Почему-то многие про это спрашивают, но переворачивать, насколько я понял, надо определенный тип огнетушителя, который уже не применяется. А эти и так шпарят будь здоров)