Министр дорожного хозяйства Дмитрий Микулик стоит возле асфальтовой язвы, которая наросла на отремонтированной в прошлом году улице Богдана Хмельницкого. Причины ее появления связаны не с качеством асфальта, объясняет министр. В дело, как обычно, вмешались обстоятельства непреодолимой силы. Съездил сегодня с выездной комиссией, которая оценивала качество прошлогоднего дорожного ремонта по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».


В прошлом году в Челябинске капитально отремонтировали 13 улиц, расположение которых мы с коллегами нанесли на интерактивную карту красными линиями. Ремонт еще 12 улиц запланирован на этот год — они отмечены синими линиями. Помимо «федеральных» ремонтов будут и финансируемые из регионального бюджета, но конкретные локации находятся в стадии согласования.
Члены комиссии, среди которых представители министерства, городской администрации, лабораторий и подрядных организаций, болезненно реагируют на вопросы, почему в Челябинске асфальт ежегодно сходит со снегом. Отвечают веско: если учитывать дороги, отремонтированные в предыдущие два года — покрытие как новое.

В целом это так. При замене полотна в Челябинске используется новый тип асфальтобетонной смеси марки ЩМА-20. Ее преимущества объяснила нам директор Южно-Уральского центра дорожных испытаний и исследований Елена Гончаренко:
— Раньше использовался асфальтобетон с содержание щебня 40–45%, теперь до 70%, причем в его составе крупный щебень определенной формы из твердых пород, что обеспечивает высокую плотность структуры. Битум, в свою очередь, имеет стабилизирующие добавки, образуя мастику, что препятствует вытеканию вяжущих компонентов. Такой асфальт имеет хорошие сцепные свойства, а мелкие трещины постепенно заполняются вяжущим материалом, что препятствует их разрастанию.

Но откуда все-таки берутся проплешины, вроде той, что образовалась на Богдана Хмельницкого?
— В этом месте под асфальтом проходит теплотрасса, и нашей первой гипотезой был ее прорыв, — рассказывает заместитель директора по строительному контролю улично-дорожной сети городского управления дорожных работ Сергей Орлов. — Эта версия не подтвердилась, и пришлось искать причину дальше. Были пробурены скважины, и на глубине 13 метров обнаружились грунтовые воды техногенного происхождения, источник которых мы пока не установили. Свойства грунта вдоль дороги разные: где-то он уплотняется при обводнении, а где-то образует пучины — поэтому повреждения покрытия локальны.

Отношениям с «сетевиками» министр дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик вообще уделил много внимания:
— Я хочу, чтобы нас услышали: очень часто покрытие портится не из-за низкого качества, а коммунальных ремонтов. Да, плановые работы коммунальных сетей согласуются, но всегда есть оговорки насчет аварийных ситуаций, которые, к сожалению, происходят регулярно. И получается, что только что отремонтированное полотно раскапывают, а затем ставят заплатку, но совсем не того качества, как основной асфальтобетон: в нем другое содержание щебня, другие битумы, другие технологии. Но критика обрушивается на дорожные службы, даже если исходное покрытие не имело проблем.


В качестве примера он приводит заплатку на Шоссе Металлургов недалеко от перекрестка с Черкасской, где расположенный неподалеку коллектор намекает на причину ее появления — прорыв теплотрассы.
— Во многих районах коммунальные сети старые и требуют капитального ремонта, и, может быть, правильнее сначала привести в порядок их, а уже потом заниматься капитальным ремонтом дорог? — рассуждает министр.


Впрочем, дело не только в коммунальщиках, и хорошо отремонтированную дорогу часто портят другие надоработки: уже писал о незаделанных вырубках асфальта и решетках ливневых канализаций, которые после ремонта оказываются на 10–15 см ниже полотна. Дорожники соглашаются — да, мол, проблемы есть, учтем.
Помимо капитального ремонта на более чем полусотне челябинских улиц проведен ямочный ремонт разной сложности, в том числе с применение литого асфальтобетона, который заливается в яму из мобильного «самовара» под название кёхер.

Обновляли и другие элементы дорог, например на упомянутых участках при замене светофоров они получали индикатор обратного отсчета, монтировались анимационные знаки (например, пешеходный переход) и знаки движения по полосам.
А вот с разметкой пока сложнее: используемая в Челябинске пластиковая разметка пока не обладает долговечностью, чтобы без потерь пережить зимний сезон, когда ее выгрызают шипованные шины. Проблема стала особенно заметна после монтажа новых камер видеофиксации: на подконтрольных им перекрестках стоп-линию видно в половине случаев.
Развитие дорожной сети Челябинска силами подрядчика АО «Южуралмост» продолжится в 2018 году: в планах капитальный ремонт 12 улиц, среди которых в ключевые для города направления — проспект Победы, Ленина, Свердловский, улицы Воровского, Красная, Энгельса, Блюхера и Бр. Кашириных, а также дороги, ведущие к аэропорту Баландино.
Есть планы по ремонту и областных дорог, например уже идет реконструкция участка трассы Аргаяш — Кулуево — Марксист — Альмеево (она здесь нужна), также в планах — шоссе Миасс — Карабаш — Кыштым, Миасс — Златоуст, Кунашак — Усть-Багаряк.

Пожаловаться на проблему с дорожным полотном или высказать мнение вы можете через диспетчерскую службу управления дорожного хозяйства: (351) 727-46-26 или (351) 727-47-00, а также в компанию-подрядчик АО «Южуралмост»: (351) 200-65-35.
Дорожная разметка у нас наносится, в позднеосенний период, а к весне уже отсутствует, так что надо что то думать им с пластиками или красками. НУ а состояние дорожного покрытия, это ахтунг. Тут нивелируй не нивелируй, переводи стрелки на коммунальщиков, но как весна таки и нет асфальта. А может и не надо удивляться ведь даже супер-пурпер ЩМА-20, это смесь которая сильно зависит от «Среди причин несоответствий можно выделить: — недостаточное уплотнение; — использование исходных материалов, не соответствующих требованиям ГОСТ; — нарушения технологии приготовления асфальтобетонной смеси (плохое перемешивание в смесителе, несоответствие гранулометрического состава минеральной части и др.). Показатели сдвигоустойчивости существенно реагируют на кубовидность щебня, качество вяжущего»
Афиногенов О. П., Дуреева А. Ю., Кузьмин В. В. К вопросу обеспечения качества щебеночно-мастичных асфальтобетонов // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/archive/39/4518/ »
Может быть где то здесь собачка порылась. Ну и не без » устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию». С нашими калийными смесями, по моему, асфальт испытывает, за одну зиму (причем почти не холодную) полный пожизненный цикл, и как говориться лимит исчерпан — а чЁ вы хотели.
Ну а так вроде обещают новый ГОСТ, и там есть ,небольшие, но гарантийные обязательства. Хотя…. сегодня есть ЮУАмостдорстрой и осваивает значительный объем банковских билетов, а завтра…. и спросить не с кого, и деньги все освоены, и дороги готовы к постоянному празднованию 9мая 🙁
Хотелось бы спросить: асфальт в дождь и в снег — тоже коммунальщики укладывают? Разметку при минусовой температуре они же наносят?