Камеры настреляли на гостиницу к ШОСу

«Камеры есть средство пополнения бюджета», — частенько причитают водители. Я разобрался, много ли денег собирается за счет штрафов и насколько они важны для Челябинской области.

В прошлом году нарушители правил пополнили казну региона на 1,4 млрд рублей — такие данные приводит консалтинговое агентство «Финэкспертиза». Среди 85 российских регионов по сборам штрафов Челябинская область находится на 11 месте.

Инфографика Полины Авдошиной

Штрафные деньги за один только год позволяют построить две трехзвездочных гостиницы, вроде той, что планируют возвести к саммитам ШОС и БРИКС, озеленить город или решить проблему общественного транспорта. По нашим оценкам, губернатор Челябинской области Борис Дубровский носит часы стоимостью около полумиллиона рублей, и обозначенной суммы хватит на 3000 подобных хронометров.

Камерный вопрос

Много ли штрафов собирают именно камеры видеофиксации? По данным ГИБДД, в минувшем году из 109 миллионов постановлений на долю «автоматических» пришлось 83 млн, то есть более 75%. Причем тенденция налицо: в 2016 году доля «камерных» штрафов составляла 70%, в 2015 — 67%, а всего десять лет назад была и вовсе ничтожной.

Сегодня на долю камер приходится три штрафа из четырех

Бюджетные поступления не совсем эквивалентны сумме выписанных штрафов, например, в большинстве случаев водители имеют право на 50-процентную скидку при быстрой оплате штрафа. Впрочем, указанная выше сумма — это именно поступления в бюджет, то есть реальная сумма выписанных штрафов должна превышать 2 млрд рублей.

Конечно, показатели ухудшают неплательщики штрафов, а их в России около 40%. Впрочем, в самом консалтинговом агентстве «Финэкспертиза» эту проблему вывели за скобки:

— Наличие водителей-неплательщиков в том или ином регионе говорит лишь об эффективности работы судебных приставов, а не о том, что эти штрафы не были выписаны или их не планировали собирать, — пояснила представитель агентства.

Уже несколько лет за долги по штрафам ГИБДД водителя могут лишить прав на неопределенный срок, и в целом число неплательщиков постепенно снижается.

Насколько рентабельны камеры

Камеры требуют расходов на содержание, и оценить их несложно. В Челябинской области оператором большей части комплексов фотовидеофиксации является независимая от ГИБДД компания. До прошло года это было ПАО «Ростелеком», и вознаграждение за передачу данных о нарушителе в центр видеофиксации ГИБДД составляло от 150 рублей в 2015 году до 215 рублей в 2017 году.

По данным компании «Яндекс», средняя сумма штрафа в России колеблется около отметки 500 рублей, то есть, в первом приближении, их содержание обходится в половину собранных средств.

«АЭЛЬ_РТС инжиниринг» сделал ставку на плохо заметные комплексы «Птолемей-СМ»

Контракт на 2018 год выиграла компания «АЭЛЬ-РТС Инжиниринг», а сумма вознаграждения дифференцирована: компания получает в районе 200 рублей за фиксацию превышения скорости (штрафы от 500 до 5000 рублей) и 470 рублей для прочих нарушений, в числе которых проезд стоп-линии (800 рублей) и на запрещающий сигнал (1000-5000 рублей).

Помимо «коммерческих» камер в Челябинской области есть комплексы казенного учреждения ЦОВ «Безопасный регион», но оценить его рентабельность проблематично.

В масштабах бюджета

Общий денежный поток от штрафов за последние годы существенно вырос. В Челябинской области на долю «штрафных» денег приходится 0,66% бюджета 2017 года, что далеко не рекорд. В десяти регионах-лидерах этот показатель превышает 1%. Тем не менее, если десять лет назад штрафные деньги не играли существенной роли в формировании бюджета, то теперь стали величиной осязаемой.

Довольно эффективны передвижные комплексы, которые не нужно обозначать

На что они тратятся? Пока жестких ограничений нет: штрафные деньги идут в общий котел, и власти региона имеют право тратить их на свое усмотрение. Многие считают подобную систему несправедливой, поэтому в настоящий момент рассматриваются поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые предпишут с 2019 года пополнять ими дорожный фонд и тратить только на содержание и строительство дорог. Это, кстати, станет неплохим подспорьем: в 2018 году размер дорожного фонда Челябинской области составляет около 12 млрд рублей.

Правда, в начале этого года была трехмесячная пауза в работе системы фотовидеофиксации, а количество «коммерческих» камер снизилось в два раза: «Ростелеком» оперировал 42 камерами, у «АЭЛЬ-РТС инжиниринг» запущены пока только 20 комплексов «Птолемей-СМ». Поэтому в 2018 году поступления в бюджет от камер могут существенно упасть.

Кстати, в пересчете на жителя области средний штраф составил почти 400 рублей. С учетом автомобилизации в районе 30%, получается, что за год челябинский автомобилист получает штрафов примерно на 1400 рублей.

4 Comments

    1. Часы, машины и прочие удобства губернаторов есть статья расхода бюджета. Почему бы и не примешать? 🙂

      1. Особенно когда эти бездари никчемные нихрена не работают.

Добавить комментарий