Профильный комитет Государственной Думы одобрил законопроект, который уравнивает смартфон с камерой автоматической фиксации нарушений. Это позволит пешеходам и автомобилистам снимать чужие нарушения и отправлять их в ГИБДД, где оформят постановление в «заочном» режиме. Утвержден и список нарушений, подходящих для любительской съемки.
Суть законопроекта
Самое фундаментальное изменение — в статье 1.5 КоАП «Презумпция невиновности». Теперь она делает исключение не только для автоматических камер, но и для персональных устройств (смартфонов, регистраторов), на которых установлено специальное приложение — его разработкой займется «Ростелеком». Приложение будет интегрировано в портал «Госуслуги», то есть центр фотовидеофиксации нарушений получит данные об авторе видео, а также месте и времени инцидента.
Самые дорогие нарушения «стоят» 5000 рублей
Отправить запись нарушения можно и сегодня, но оштрафовать водителя проблематично. По сути, инспектор должен разыскать сидевшего за рулем человека, которым может быть не владелец автомобиля, а затем доказать его причастность к происшествию. На практике сделать это крайне сложно.
Новый законопроект позволит выписывать штрафы на имя владельца транспортного средства, как это происходит в случае с автоматическими камерами.
Какие нарушения можно фиксировать
Список включает 23 пункта, относящихся к девяти автомобильным статьям КоАП.
В него попали нарушения, которые можно определить по визуальным признакам, поэтому превышения скорости или езды в состоянии алкогольного опьянения в перечне нет.
Зато вошло большинство статей КоАП, связанных с крайне опасными нарушениями: проезд на запрещающий сигнал светофора, непропуск пешехода, незаконный разворот, поворот или выезд на встречную полосу, вольности на железнодорожных путях, игнорирование знаков, езда в полосах для маршрутного транспорта.
В списке есть и езда по обочинам — штраф 1500 рублей
Отдельно отметим нарушения, связанные с непредоставлением преимущества другим автомобиля. Хотя подобные маневры частенько провоцируют ДТП, камеры автоматической фиксации их не определяют, а инспекторы штрафуют крайне редко. Запечатлеть такие нарушения смартфоном или регистратором гораздо проще, да и мотивация выше — например, можно наказать водителя, который вас грубо подрезал.
Скоро можно будет не только побибикать
Заступ за стоп-линию и выезд на перекресток при заторе впереди не попали в список нарушений — их теперь выявляют автоматические комплексы.
Авторы законопроекта сделали исключения и для пунктов 1 и 1.1 статьи 12.14 КоАП, которые наказывают за маневрирование без поворотника и поворот из неправильного ряда — частые и неприятные нарушения не попали в список.
Штраф за подобное нарушение — 1000 рублей (ч.3, ст. 12.19 КоАП)
В список вошли почти все нарушения, связанные с остановкой и стоянкой, как под запрещающими знаками, так и прочие: например, на пешеходных переходах, местах для инвалидов, тротуаре или вторым рядом. Парковка на газоне в чек-лист не попала — обычно ее классифицируют, как нарушение правил благоустройства.
Пока опасное вождение наказывает только сама жизнь
Мертворожденным остался и запрет на опасное вождение, который прописан в ПДД, но пока не внесен в КоАП, а значит, не может быть зафиксирован любительскими камерами.
Пространство для споров
Схема заработает не ранее 2019 года, и туманных моментов немало. Нет подробностей о способах защиты записи от искажения, равно как не сформулирован список требований к ней: очевидно, что должны быть различимы не только госномера, но и все обстоятельства происшествия.
Здесь не виден госномер нарушителя
Но главное, нет ясности с принципами оценки. Например, до сих пор есть разночтения в трактовке непропуска пешеходов: инспекторы порой штрафуют, даже если люди идут от дальнего конца многополосной дороги. То же касается непредоставления преимущества: например, с заправки выезжает медленный автомобиль, не создавая прямой помехи быстрому на главной дороге. Но через 30 метров после пересечения быстрый автомобиль упирается в него и считает, что его вынудили тормозить. Нарушает ли его оппонент? Это зависит от нюансов.
А для оценки нарушения выше нужно установить, где проходят границы проезжих частей — на записи это не всегда очевидно
Будем штрафовать "Газель" за такой маневр?
Большие вопросы остаются и к надежности самого метода, поскольку никаких требований к качеству устройства и точности определения координат пока нет, а сформулировать их проблематично — по сути, гаджеты не проектируют с прицелом на столь серьезный функционал. Вероятно, нас ждет длительный период проб и ошибок, как было и в случае с автоматическими камерами.