Строительство терминала внутренних авиалиний стартовало в середине прошлого года, и сейчас огромное здание, доминирующее над «старым аэропортом», возведено под крышу. Мы побывали внутри и познакомились с его планировкой, где нашлось место и обширной торговой зоне, и телетрапам.
Терминал увеличит площадь челябинского аэропорта в 2,5 раза и замкнёт на себе все внутренние рейсы. Это освободит два из трёх нынешних зданий аэропорта — в следующем году их ждёт масштабная реконструкция.
Подходы к новому терминалу напоминают изрытое поле битвы, но через полгода здесь появится парковка на 500 машиномест: одних знаков будут установлены сотни. Генеральный директор АО «Челябинское авиапредприятие» Юрий Коньков объясняет, что парковка будет платной, но дело не только в стремлении заработать, но и в необходимости ограничивать время стоянки.
— Аэропорты всего мира пробовали разные варианты и оправдан лишь платный, — говорит он. — Хотя проект предусматривает очень вместительную парковку, без ограничений её забьют так, что не проехать будет.
Но почему будущая парковка так истерзана, словно её готовят для съемок батальных сцен: траншеи и рвы тянутся по всей поверхности? Оказывается, парковкой она будет лишь сверху, внутри же пройдут коммуникации.
Пока здание терминала готово «в бетоне», то есть лишено внутренней отделки. И потому визуально кажется меньше, чем есть на самом деле: пока вместо пассажиров его «населяет» крупногабаритная строительная техника.
Терминал площадью 16,5 тысячи квадратных метров в полтора раза больше, чем все остальные здания челябинского аэропорта, поэтому его запуск радикально увеличит пропускную способность воздушных ворот города. В 2018 году пассажиропоток составил 1,6 миллиона человек в год, в этом аэропорт выйдет на 1,8 млн, но после реконструкции будет готов к приёму двух с половиной миллионов пассажиров, и это — с максимально комфортными условиями. Если же потесниться, пассажиропоток увеличится до трёх миллионов. В перспективе аэропорт должен принимать четыре миллиона пассажиров в год. Это позволит обогнать в рейтинге наиболее нагруженных аэропортов Тюмень, Хабаровск, Калининград, Красноярск, Владивосток, приблизившись к показателям Самары, Казани и Ростова-на-Дону. Правда, до наиболее очевидного конкурента, аэропорта Екатеринбурга (бывшего Кольцово, ныне аэропорта Демидова), останется ещё приличный зазор: соседний город принимает до шести миллионов авиапассажиров в год.
С точки зрения пассажиров аэропорт будет состоять из трёх уровней, хотя по строительной документации их четыре: один промежуточный этаж занят коридором, который соединит проходы к телетрапам. Из залов вылета можно будет выйти сразу к телетрапам или автобусу. От чего, кстати, зависит способ посадки? Юрий Коньков поясняет:
— От желания авиакомпании. Есть те, кто принципиально не пользуется телетрапами: это чуть дороже, хотя в общем балансе подобные расходы незначительны. Я уверен, что в Челябинске большая часть авиакомпаний выберет вариант с телетрапом, как более комфортный.
Прилетающие пассажиры также могут воспользоваться телетрапом или традиционной доставкой автобусом. В любом случае, они попадут в зал прилёта, где на одной из двух багажных лент их будут ожидать чемоданы.
Первые два этажа работают на вылет и прибытие рейсов. Третий частично отдан службам аэропорта, частично — VIP-залу ожидания вылета.
Запуском терминала дело не закончится: после переезда внутренних линий в новое здание все три прежних корпуса аэропорта будут работать на международные рейсы. Но ещё до саммитов ШОС и БРИКС здания ждёт реконструкция: по словам Юрия Конькова, на неё потратят порядка 1 млрд рублей. В перспективе же слева от нового терминала возведут полноценный комплекс международного сектора. Общий план развития аэропорта рассчитан до 2035 года.
Аэропорт Челябинска в нынешнем виде неудобен: он разнесен по трём разноформатным корпусам и имеет ограниченную вместимость. Но главной проблемой является скудный выбор рейсов, ведь большая часть перелётов из Челябинска — в Москву. Ситуация постепенно улучшается, например, с 9 апреля появится новый рейс в Баку компании «ИрАвиа».
Но всё же без капитальной реконструкции сдвинуть дело с мёртвой точки сложно: желание авиакомпаний сотрудничать с аэропортом во многом зависит от его технических параметров. Если предприятие хорошо оснащено и привлекательно для пассажиров, авиакомпания может использовать его как хаб — узловую точку маршрутной карты. Поэтому вложения в лётное поле, инфраструктуру и терминалы нужны не только ради комфорта пассажиров, но и расширения географии полётов.
Масштабненько так.
В свое время в старой башенке аэропорта провел не одну неделю ожидания по совокупности проведенных там часов.