ПДД для бывалых: почему так много конфликтов на круговых перекрёстках

Многие водители считают круговыми перекрестками все пересечения в виде замкнутого контура с островком посредине. Десять лет назад так чаще всего и было, однако с тех пор правила неоднократно менялись. В проекте «ПДД для бывалых» вспоминаем коварные пункты, которые часто ставят водителей в тупик.

Ещё с советских времен круговые перекрёстки в России могли иметь не только произвольную замкнутую форму (например, ромб или треугольник), но и отличались сложной конфигурацией главной дороги: она могла захватывать лишь часть кольца и пару примыкающих к нему дорог.

Новосибирск, площадь Кирова: перекрёсток в форме круга лишили статуса кругового движения, чтобы оставить сложную конфигурацию главной дороги, которая занимает лишь 3/4 кольца

В 2010 году началась борьба за повышение статуса колец: дорожникам предписали сделать сам круг главной дорогой. В ситуациях, когда логика движения предполагала, что кольцо не может быть главной дорогой по всему периметру, дорожники просто убирали знаки кругового движения и превращали перекрёсток в обычный (или в несколько перекрёстков).

Уфа, пересечение улиц города Галле и Пархоменко: по новым правилам, такая комбинация знаков недопустима, и при наличии знака 4.3 «Круговое движение» кольцевой участок должен быть главной дорогой

В 2017 году «круговую» реформу довели до логического завершения: отныне кольцо стало главной дорогой даже в отсутствие знаков приоритета. До 2017 года такие знаки были обязательны, а при их отсутствии оставалось пользоваться правилом правой руки: например, при въезде на кольцо, перед которым не было знака «Уступи дорогу», приоритет был у того, кто въезжал. Теперь же круговое движение получило приоритет над подъездными дорогами по умолчанию.

Наличие знака 4.3 является обязательным, чтобы на перекрёстке действовали правила кругового движения

Но не ошибитесь: такие перекрёстки должны обозначаться знаком 4.3 «Круговое движение» — в этом случае уступают всегда те, кто въезжает на кольцо. Если же знака 4.3 нет, перед вами классический перекрёсток (возможно, бывшее кольцо) или даже несколько, где нужно руководствоваться обычными правилами и особенно тщательно смотреть на знаки приоритета.

Самара: пересечение Московского шоссе с улицами Луначарского и Гагарина напоминает круг, но на самом деле является местом «сочленения» сразу нескольких обычных перекрёстков, где каждый выезд с кольца оформлен отдельным комплектом знаков приоритета и светофорами. Правила для кругового движения здесь не действуют

Не все водители усвоили эти нюансы и продолжают путать полноценные круговые движения с теми, что на них лишь похожи. Например, в отсутствии разметки вы можете кружить вдоль внутреннего периметра кольца, пользуясь приоритетом. Но если знака 4.3 нет (то есть, перекрёсток не круговой), а главная дорога захватывает лишь часть кольца, при движении по кругу вы будете периодически выезжать на второстепенные фрагменты дороги, при возвращении с которых на главную дорогу нужно уступать.

Екатеринбург, пересечение объездной дороги с улицей Вильгельма де Геннина. При въезде на перекрёсток важно учитывать и знаки движения по полосам

Въехать на кольцевой перекрёсток, обозначенный знаком 4.3, вы можете с некрайних рядов — пункт 8.5 ПДД разрешает делать это. На остальных перекрёстках это также возможно, если подобное разрешает разметка или знаки движения по полосам. Если их нет, на обычном (не круговом) перекрёстке поворачивать направо нужно из крайнего правого ряда.

И съезжать с кольцевого перекрёстка нужно с крайних (внешних) рядов, если иное не предписано знаками или разметкой. Поэтому любители прошить кольцо по пологой траектории от периферии к центру и снова к периферии могут создать помехи тем, кто движется вдоль границы кольца.

Круговые перекрестки, особенно крупные и нагруженные, часто имеют сложные схемы движения. Поэтому важно смотреть на разметку и знаки движения по полосам: бывает, например, что при движении по внешнему радиусу разметка предписывает съезжать с кольца на одну из примыкающих дорог. И если вам нужно в следующий сверток, вы должны перестроиться левее, пропустив тех, кто движется в пределах своей полосы.

Крупные развязки, с которых убрали знак кольцевое движение, могут быть выполнены в виде нескольких перекрёстков: в этом случае знаки приоритета стоят перед каждым пересечением экс-кольца с примыкающими дорогами.

Челябинск, проспект Победы: бывшее кольцо переделали в пересечение изогнутой главной дороги с двумя второстепенными

Отдельно упомянем популярные экс-кольца, которые вписаны в пересечение крупной магистрали с парой-тройкой второстепенных дорог. Нередко их переделывали в обычные перекрёстки, на которых главная дорога делает изгиб в районе центрального островка. Чаще всего по такой дороге можно двигаться, как если бы она была полностью прямой, то есть допустимо, например, въехать на такой перекрёсток с левого ряда главной дороги и также по левому ряду выехать с обратной стороны.

7 Comments

  1. В Тольятти, с давних времен, практически вся транспортная сеть сделана с главными кольцами на перекрестках.
    Началось все с Нового города (Автозаводского района), а затем перекочевала на весь город. По моему, до сих
    пор даже М5 упирается в кольцо недалеко от плотины. По первости, когда туда попадал, как-то неуютно было
    прорезать плотный поток в 3-4 ряда идущий по кольцу.

  2. Есть прекрасный знак «Уступи дорогу», общеизвестный и уникальный по форме. Его установка на сложных перекрёстках может решить большую часть проблем. Пусть даже он будет избыточен, с точки зрения суммарного смысла всех остальных знаков и разметки.
    Оптимизировать лучше не визуальную чистоту и расход трубы, листа и краски, а расход человеческого здоровья.

    1. Этот знак является обязательным и сейчас при оформлении классических круговых движений (где кольцо главная). Другое дело, что по ПДД даже в его отсутствие кольцо главное. На небольших кольцах круглой формы это вполне интуитивное правило, проблемы могу возникнут лишь там, где очень большие и неявные кольца, которые хочется проехать по прямой, например, раньше такое странное кольцо было на Новороссийской, в форме треугольника. Но теперь это просто перекрёсток.

  3. С некоторых пор слово «оптимизация» вызывает у меня жестокий приступ пессимизма. Стремление всё вокруг с размаху «оптимизировать» приводит к совершенно противоположным результатам. Как можно лечить одним препаратом разные болезни? Как можно одну схему движения применять ко всем подряд перекрёсткам? Дороги — говно, организация движения — говно, даже водители в большинстве какашки, зато, сцуко, круговое движение «как в цивилизованном мире»… Тьфу, мля…

  4. Если честно, как раз-таки «кольцевая реформа» пронизана здравым смыслом. Я раньше вообще не мог понять смысл знака «Круговое движение», если по форме перекрёсток напоминал треугольник, а главная дорога шла абсолютно по прямой. Тут налицо был какой-то абсурд, например, зачем тогда включать правый поворотник при въезде на него по второму ряду? Создавалась иллюзия, будто человек хочет перестроиться.
    Смысл колец я понял только в Европе, там их очень много, они всегда круглые и всегда главные. Эту схему, в общем, перенесли и к нам. Вкупе с вменяемой разметкой это делает кольца вполне пригодными для движения. А перекрёстки странных форм вполне логично переделать в обычные (не кольцевые), с помощью знаков приоритета и направления движения по полосам.

    1. Это у них там, в забугорье, ринг нужен для самоорганизации движения на перекрестках по единому правилу.
      У нас так нельзя — пускать все на самотек, как — же так без руководства. И поэтому у нас своя логика: на Ворошилова — Победы — одна, на Мебельном — другая, на кольце аэропорт — ЧМЗ — третья. Я вот все жду когда разберутся с треугольником на Юности. Нужно всего-то соединить Труда перемычкой в 50-100 м и поставить 1 светофор, а выкинуть 3.
      Кстати о Тольятти. Когда у них трафик на некоторых перекрестках значительно вырос — они срыли кольца и сделали обычный перекресток, с «овальными » разворотами. Похоже «макаронники» там не только завод построили, но и жилую инфраструктуру заложили.

  5. Артём, уже столько издевались над круговым движением, что я окончательно запутался. По вселенской логике если я въезжаю на кольцо (будем проще))), то мне уступают со всех сторон. Но, сцуко, если я вижу кольцо и по нему еду, то в отсутствие синего знака с кольцевой стрелочкой оно уже не кольцо? Если как в Европе «круглое и всегда главное» — нафига опять баламутить народ очередными умняками? Меня на кольце Победы — Ворошилова столько раз пытались выпихнуть на трамвайные пути (Куда прёшь, я по кольцу еду!), что теперь я его проезжаю исключительно по правой полосе. Кто там смотрит на знаки? По телевизору сказали, что кольцо — главное!

Добавить комментарий