До конца года в Челябинске появятся 20 новых комплексов видеофиксации нарушений, а прежние будут модернизированы и смогут распознавать больше нарушений. Общее количество точек в пределах только Челябинска составит без малого сотню единиц. Мы разобрались, к чему готовиться автомобилистам.
В июле наконец завершился проблемный аукцион на закупку новых комплексов фотовидеофиксации нарушений, который выиграла московская компания ФГУП «СВЭКО». Финальная цена контракта составила 307 млн рублей. Ещё один конкурс на 37 млн рублей состоялся позже, и в нём победило нижегородское ООО «Торгово-монтажный центр-НН». В обоих случаях одним из пунктов контракта был монтаж новых «штрафных» камер: 17 штук установят москвичи, ещё 3 нижегородцы. Все комплексы будут принадлежать Челябинской области.
На карте чёрным обозначены существующие комплексы, красным — новые
Логика расстановки новых камер понятна при взгляде на карту: помимо фиксации нарушений, они нужны для контроля выездов из города и объездных дорог. Из значимых магистралей больше всего камер получит проспект Победы на участке от Свердловского проспекта в направлении аэропорта Челябинска.
Список фиксируемых нарушений, в целом, стандартен — это превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал (пересечение стоп-линии). Комплексы могут отличать крупногабаритный транспорт и контролировать движение через город большегрузов.

Помимо установки 20 новых объектов уже сейчас ведутся работы по замене 34 старых камер — в основном речь о самых первых комплексах, установленных в Челябинске более десяти лет назад. В ряде случаев камеры не только меняют, но и переносят, например, вместо моста на пересечении Кашириных со Свердловским проспектом их смонтировали на соседнем перекрёстке Кашириных с улицей Краснознамённой. И если раньше эти камеры фиксировали только скорость, то теперь — проезд на красный, нарушение стоп-линии и движение большегрузов.

Все камеры будут фиксировать весь проезжающий транспорт, например, для розыска угнанных автомобилей. А ещё они будут контролировать сразу несколько полос: в прошлое уходят камеры с узким углом зрения, которые распознавали нарушение лишь в своей полосе.

Со временем может добавиться и новый функционал, например, розыск автомобилей-клонов и выявление водителей без полиса ОСАГО: обе технологии тестируют пока в столичных регионах.
В списке требований к новым и модернизируемым камерам не фигурирует возможность распознавать нарушение рядности, непропуск пешеходов, выезд на встречную полосу и другие маневры, которые научились фиксировать комплексы. Впрочем, большинство современных комплексов распознают эти нарушения в любом случае, а значит, со временем может появиться и такой функционал.

Контракт на 307 млн рублей предусматривает также установку 16 комплексов по охране общественного порядка, в основном в местах массового скопления людей: фонтан у Драмтеатра, Комсомольская площадь, ТК «Набережный» и так далее.
В центре фотовидеофиксации ГИБДД подтвердили монтаж новых камер, но о сроках их запуска не рассказали: сначала камеры должны пройти процедуру приёмки.
аключение новых контрактов означает прекращение существовавшей с 2015 года практики, когда частью челябинских камер владеют сторонние подрядчики («Ростелеком», «АЭЛЬ-РТС инжиниринг»). С это года все стационарные комплексы видеофиксации нарушений принадлежат казне, что, по идее, гарантирует их непрерывную работу. В прошлые годы часть работающих камер стояла на паузе из-за бюрократии при заключении госконтрактов на услугу.
В августе заработал интерактивный сервис ГИБДД, позволяющий увидеть расположение всех «штрафных» камер на территории России. Это случилось, когда президент России Владимир Путин призвал не прятать камеры, а предупреждать о них открыто. Интересно, что его предложение касалось и мобильных комплексов фотовидеофиксации, которые в настоящий момент не требуют предупреждающих знаков и разметки.

Услышав посыл президента, операторы мобильных комплексов стали обозначать их «колхозными» знаками. Подхватили волн и, активисты «Объединённого народного фронта», которые предложили обязать операторов передвижных камер обозначать их по аналогии со стационарными, однако речи о реальном законопроекте пока не идёт.
на пересечении ленина и героев танкограда вроде есть камеры, а судя по этой карте нет. странно. или их убрали оттуда? и непонятно, почему упорно не ставят камеры по ленина на детском мире и комсомольской площади. там такой беспредел в часы пик творится…