Челябинец Андрей запарковал свой Mercedes Vito в проезде, ведущем от главного корпуса ЮУрГУ к памятнику Курчатова, а когда вернулся, машину уже эвакуировали. Причина — остановка ближе пяти метров до пешеходного перехода. Хотя ни знаков, ни разметки не было видно, оспорить такую эвакуацию весьма сложно.
Переход от третьего корпуса ЮУрГУ в сторону студенческой поликлиники действительно предусмотрен. Но «зебры» на асфальте нет, левый знак повален из-за перекладки тротуара, а правый не виден в густой листве. Судя по фотографии сервиса Google.Maps, в 2017 году перехода здесь не существовало, зато было дерево. В крону его крону позже и поставили знак.
В ГИБДД города взяли паузу и заявили лишь, что водители обязаны выполнять требования знаков. На вопрос, должны ли эти знаки быть видимы, нам ответили, что в конкретной ситуации будут разбираться после жалобы водителя: Андрей уже направил её в адрес руководства ГИБДД города.
Автоюрист Лев Воропаев скептически относится к перспективе отменить штраф после такой жалобы:
— Сделать это необходимо, но с вероятностью 99% ему ответят отказом, и тогда придётся обращаться в суд.
По ГОСТ Р 52289–2004 знак должен быть виден с расстояния как минимум 100 метров. Но ГОСТы — это нормативы для тех, кто занимается организацией движения, а не самих водителей.
— Скорее всего, судья будет оценивать ситуацию исходя из своих внутренних убеждений, то есть сказать наверняка, признают знак видимым или нет, сложно, — рассуждает Лев Воропаев.
Андрея волнует не только штраф в 1000 рублей, который он может оплатить с 50-процентной скидкой, но и расценки на эвакуацию — в Челябинск она стоит 2000 рублей. Услугу, кстати, можно оплатить не сразу, что удобно в таких спорных ситуациях. Но чтобы доказать службе эвакуации (ООО «Лидер Плюс»), что Андрей им ничего не должен, ему придётся доказать правоту в суде:
— Необходимо вступившее в силу постановление суда, которое отменит штраф, причём по реабилитирующим основаниям, — объясняет Лев Воропаев. — Но этого недостаточно: далее необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к Министреству финансов, которое впоследствии компенсирует из бюджета понесённые убытки службе эвакуации.
Другими словами, эвакуаторщики получат деньги за свои услуги либо с Андрея, либо из бюджета.
А можно ли привлечь к ответственности сотрудника полиции, если его действия будут признаны незаконными?
— Если бы прокуратура добивалась взыскания убытков за подобные дела из кармана инспектора ДПС, допустившего нарушения, наверное, и проблемы бы не было, — рассуждает Лев Воропаев. — Но в России такое не практикуется, поэтому инспекторы могут пачками оформлять документы, которые потом оспариваются в судах. Фактического наказания за это они не получают.
Мы получаем жалобы на «ложную эвакуацию» часто. Иногда автомобилисты сами заблуждаются, например, не знают полного списка причин для эвакуации. Но бывает, причина в очень спорной установке знаков. В июле автомобиль челябинца увезли из-под знака, скрытого стволами деревьев. Месяцем позже разгорелся скандал из-за парковки около Оперного театра: запрещающие знаки здесь были закрыты плёнкой, которую внезапно убрали и вывезли машины, стоящие в их зоне действия.
Обжалование спорных случаев — процесс довольно муторный. Непросто даже посмотреть запись процесса эвакуации, которую сотрудники ГИБДД обязаны делать в отсутствие понятных. При обращении на штраф-стоянку инспектор, оформляющий постановление, как правило ссылается на трудности получения записи от экипажа, который выезжал на место.
— Водитель имеет право ознакомиться со всеми материалами дела, но для этого нужно обратиться в ГИБДД с ходатайством — они обязаны предоставить материалы в разумный срок, обычно в течение одного-двух дней, — поясняет Лев Воропаев. — Просто так они, как правило, запись не дают.
И если эвакуация всё же была незаконно, водителю придётся изрядно погонять бумажки. В лучшем случае он просто отменит постановление, в худшем: потратит время и не добьется ничего. Мы попросили ГИБДД города предоставить нам запись эвакуации машины Андрея, после чего можно будет судить о том, был ли виден знак с места остановки.