1 мая в Челябинске остановится движение по «танцующему» Ленинградскому мосту, который закрывают на капитальный ремонт минимум на год. Дорожный сезон 2021 года в принципе будет насыщенным: так, скоро начинается полная реконструкция Комсомольского проспекта, а также «поверхностный» ремонт ряда ключевых улиц, соединяющих западную часть города с восточной. Мы задались вопросом: не встанет ли мегаполис в перманентной пробке и не пора ли продавать квартиру в «Парковом»?
Ремонт ленинградского моста разрывает движение по проспекту Победы, а реконструкция Комсомольского проспекта осложнит выезд на автодорогу «Меридиан» и улицу Ново-Механическую, которая соединяется с проспектом Победы. Кроме того, в течение лета планируются работы на улице Куйбышева, идущей параллельно Комсомольскому проспекту, а также Университетской набережной, которая удобна жителям «Академа». Переложат асфальт и на Каслинской, также ведущей к «Меридиану» (через Ново-Механическую).
В итоге основной связью запада Челябинска с восток становится улица Братьев Кашириных, которая и в обычные дни перманентно страдает от запора. Например, зимой много жалоб мы получили на пересечение с Косарева, где маршрутки проложили альтернативный путь через тротуар.
Упомянутые выше улицы будут перекрываться в разное время и не полностью, тем не менее связь «полушарий» Челябинска будет серьезно нарушена.
Уже сейчас опубликованы изменённые схемы движения маршрутного транспорта, например, трамвай №18, который связывает Металлургический и Ленинский районы, сохранит лишь восточную половину маршрута и будет курсировать между Тракторозаводским и Ленинским.
По замыслу властей, ситуацию спасут два объезда Ленинградского моста: на севере через улицу Ново-Механическую с выходом на Российскую, на юге — через третий уровень развязки на Кашириных, сданный в прошлом году. Два новых рукава соединяют Кашириных с Т-образным перекрёстком той же улицы Российской, которой отводится ключевая роль во временной схеме движения.
— Из-за того что у нее нет перпендикулярных связей, улица Российская сейчас не очень популярна, — пояснил заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Максим Кулешов. — Ты заехал на нее с улицы Труда и выехал на проспекте Победы. Нигде ты с нее не соскочишь: с одной стороны река, с другой — «Меридиан», железная дорога и так далее. Хотя она проходит по центру города и является дублером Свердловского проспекта, но так сложилось. Эта тихая улица в условиях закрытия Ленинградского моста будет крайне популярна.
При этом в планах десятилетней давности новый виадук должен был соединять Кашириных с новым участком улицы Нагорной, которая выводила бы к улице Бажова и далее на ЧТЗ. Сейчас для проезда в том направлении потребуется преодолеть два излома: повернуть с Нагорной налево на Российскую и затем с Российской на проспект Победы.
Однако доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев видит проблему даже не в отсутствии продолжения улицы Нагорной:
— Конечно, этот участок облегчил бы проезд тем, кто движется на ЧТЗ или в сторону аэропорта, но открытие этой улицы лишь увеличило бы нагрузку на Кашириных, которая и так близка к пределу пропускной способности, — считает эксперт. — Заторы возникают в районе Косарева, Кирова, и перекрытие Ленинградского моста, конечно, усилит этот эффект.
Николай Горяев также обращает внимание на знаки «Движения по полосам» на перекрёстке Нагорной и Российской:
— Если использовать этот участок, как дублёр проспекта Победы, нужно разрешать поворот налево из обоих рядов, потому что основной поток пойдёт в этом направлении, — считает он.
Существует ли резерв повышения пропускной способности Кашириных на период закрытия Ленинградского моста?
— Улица в любом случае очень нагруженная, но отдельные работы возможны: банально, если выровнять трамвайные пути на пересечении с улицей Кирова, пропускная способность перекрёстка в направлении Кашириных вырастет на 15-20%, — объясняет Николай Горяев.
Подобные работы планировались ещё в прошлом году, но не состоялись: якобы, подвёл подрядчик.
— Наверняка есть возможность гибче настраивать светофоры, которые на Кашириных работают пока в двух режимах, на период часа пик и на остальное время суток, — продолжает специалист. — Также мы предлагали, например, сделать отнесённый поворот направо с Университетской набережной на Кашириных, но это увеличит нагрузку на пересечение с улицей Кирова, так что проблему глобально не решит.
Эксперт по транспортным системам Яков Гуревич считает, что в перекрытии Ленинградского моста не было бы проблемы, если бы власти провели подготовительные работы и минимизировали срок ремонта:
— При грамотной организации перекрывать движения так нужно месяца на два, тогда как у нас резервируют около полутора лет, — говорит он.
Крайне скептически Яков Гуревич смотрит и на грядущее расширение моста с четырёх до шести полос:
— Это не просто бесполезно, это вредно, потому что сразу за Российской есть сужение под виадуком, и избыточная ширина моста лишь усилит эффект бутылочного горлышка: сильнее сужение — больше пробок. Лишние полосы всегда вредны, а в данном случае это ещё и увеличивает стоимость и длительность ремонта.
А насколько эффективен «дублёр» моста — новый рукав развязки на Кашириных? Яков Гуревич не видит в нём никакого смысла.
— Там есть прямой проезд на улицу Первой Пятилетки, с которой можно далее уйти в сторону ЧТЗ, — поясняет он. — Новый перекрёсток не меняет общей картины.
Что касается улицы Братьев Кашириных, Яков Гуревич считает, что резервы по увеличению её пропускной способности почти исчерпаны:
— Возможно, есть какой-то запас по регулированию светофоров, но в целом улица Братьев Кашириных с её избыточной шириной, которая постоянно меняется, изначально спроектирована неправильна, поэтому не функциональна, — говорит он. — Например, добавление второй полосы увеличивает пропускную способность на 70%, добавление третьей — на 40%, а четвёртой — на 0%. Четыре полосы огромной ширины по факту не делают улицу свободнее. Улучшить что-то простыми методами вряд ли возможно.
Яков Гуревич сомневается и в целесообразности ремонта Комсомольского проспекта по предложенной схеме.
— Большие вопросы вызывает необходимость там выделенной полосы, но ещё больше удивляют планы делать на Комсомольском проспекте велодорожку. Для чего? — риторически спрашивает он. — Кто будет ездить на велосипеде вдоль Комсомольского проспекта? В Челябинске есть прекрасное направление для велодорожки от Северо-Запада через парк к ЮУрГУ, что, при круглогодичной очистке, превратило бы её в вело-транспортную магистраль на очень востребованном направлении.
Впрочем, если Ленинградский мост закрывают минимум до следующего лета, работы на Комсомольском проспекте должны завершиться до конца августа, что откроет проезд к автодороге «Меридиан». Ради её разгрузки планируется запретить движение грузовиков по улице Новомеханической, о чем журналистам сообщил Максим Куляшов.
Что касается жителей «Паркового» и близких к нему районов — им не позавидуешь. Альтернативный маршрут на восток пролегает через посёлок Шагол, Свердловский тракт и улицу Северный Луч, выводящую на Героев Танкограда. Однако этот маршрут перегружен уже сейчас.
Зачем реконструкция ? Построили бы рядом еще один, а потом старый разобрали.. А по срокам так вообще непозитивно, крымский мост им в пример.
Рядом, возможно, не удалось бы, но какую-то здравую альтернативу нужно было предложить.