Опыт Комсы распространят на весь город

Ремонт Комсомольского проспекта, спровоцировавший волну возмущения челябинцев, проводится в рамках глобальной транспортной реформы, и опыт будет распространен на другие магистрали города, сообщил на брифинге 29 июня вице-мэр по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов. Впрочем, речь не столько о семиметровых островках безопасности, сколько о появлении выделенных полос для общественного транспорта там, где это планировалось еще в 2018-м — на улице Молодогвардейцев, проспекте Ленина, улицах Энгельса, Труда, Северо-Крымской (здесь полосы есть частично). Вот что еще ждет Комсу и Челябинск в целом в ближайшее время.

Журналистам представили схему одного из участков. По официальной версии, полный проект не показывают из-за его сложности: власти боятся, что журналисты и публика не разберутся в обозначениях

Комсу нарезают по КСОДД

Максим Куляшов акцентировал, что работы на Комсомольском проспекте были запланированы еще три года назад — их предполагала «Комплексная схема организации дорожного движения» (КСОДД-2018) петербургской компании «А+С Транспроект», рассчитанная на срок до 2032 года. Нынешняя «раскройка» проспекта — это часть более глобальной транспортной реформы, цель которой — сместить акценты с личного транспорта на общественный. Помимо сети выделенных полос протяженностью 25 километров и установки камер фотовидеофиксации для контроля движения по ним предполагается закупка 150 автобусов.

— Цель не в том, чтобы вынудить челябинцев отказаться от автомобиля совсем, а в том, чтобы появилась альтернатива в виде общественного транспорта, — добавил руководитель Комитета дорожного хозяйства Челябинска Ринат Кучитаров.

Еще одна задача проекта — снизить аварийность. Сейчас на Комсомольском проспекте пять очагов, и он отвечает за 10% тяжелых аварий в городе. Цифру планируют снизить практически до нуля.

Сколько полос будет на Комсомольском проспекте?

Основной участок от Чайковского до Молодогвардейцев уже готов, и в ближайшее время начнется нанесение разметки. С ее помощью на проезжей части шириной порядка 30 метров выделят велополосы (ширина 1,5 метра), буферные зоны (0,75 метра), полосы для общественного транспорта (3,75 метра) и по две полосы в каждом направлении для автомобилей (3,25 метра). По центру проспекта будет разделительная полоса, на большей его части — нанесенная с помощью разметки. Попутно на участке от Ворошилова до Солнечной (напротив «Теоремы») уже начали строительство озелененной разделительной полосы, где высадят 11 деревьев. Похожая зона с 20 деревьями будет на участке от Свердловского проспекта до улицы Каслинской.

Итого для автомобильного транспорта на протяжении всего проспекта (кроме местных уширений) будет по две полосы шириной 3,25 метра в каждую сторону. Это уже, чем было, но, по мнению властей, достаточно.

В теории ширины проспекта хватает под четыре полосы для движения в каждом направлении, но для автомобилей оставят две. Помимо них появятся полосы для общественного транспорта, для велосипедов и разделительная переменной ширины

Авторы проекта рассчитывают, что равномерная полосность снизит количество перестроений и успокоит поток, поэтому не ждут усиления пробок даже в местах, где дорогу поджали островками безопасности, — здесь остаются те же две полосы, что и на остальной части проспекта.

Почему Челябинск любит диагональные полосы?

На участках, где уже нанесли временную разметку, бросается в глаза характерная для челябинских перекрестков манера уводить полосы по диагонали относительно края проезжей части. Почему нельзя спроектировать проспект так, чтобы машины не ехали зигзагами?

— Это было одно из замечаний рецензента проекта Владимира Городокина, который рекомендовал в ряде мест сделать полосы более плавными, — объяснил Максим Куляшов. — Мы учтем эти рекомендации, но это возможно не везде.

На перекрестках нужно отклоняться для объезда островков

Разработчик проекта Ксения Кондратова добавила:

— К сожалению, сам по себе Комсомольский проспект имеет неравномерную ширину, поэтому в ряде мест необходима разметка типа 1.7 на самом пересечении, что соответствует нормативам.

 Всё это работает, пока разметка есть, но в Челябинске она видна, грубо говоря, лишь половину года.

— Быстрое стирание разметки связано с частыми перестроениями машин, — сказал Максим Куляшов. — Но мы стараемся создать схему, при которой не будет необходимости часто менять полосу: автомобиль встал в ряд и едет до нужного перекрестка.

В сухом остатке — диагональные полосы на Комсомольском проспекте оставят. Что делать в снегопады, когда разметку просто не видно? Ехать по интуиции, как всегда.

Ширина островков — 7 метров. Это две полноценные полосы

Для чего нужны «бутылочные горлышки»?

Больше всего жителей Северо-Запада беспокоят островки безопасности в районе малой улицы Чайковского и Молодогвардейцев: здесь проезжая часть сужается до ширины в 10 метров, то есть три полосы шириной 3,25 + 3,25 + 3,75 метра здесь войдут впритык. В обоих случаях в узком месте начинается остановка общественного транспорта, а за ней — выделенная полоса. И пусть полосность здесь останется такой же, как на большей части проспекта, что будет, например, когда половина правой полосы окажется под отвалами снега? Прошлой зимой мы наблюдали нечто подобное на многих улицах, в частности на значительной части Кашириных.

— Снег будет убираться и вывозиться, а его накопление в прилотковых частях исключено, — заверил Максим Куляшов. — Для этого в том числе будет применяться ручной труд, а недобросовестных подрядчиков штрафовать.

У остановок уже чувствуется напряженность

Ксения Кондратова добавила, что поток оптимизируют за счет организации движения, например, организуют места для разворота автомобилей до островков безопасности в разрывах разделительной полосы, чтобы такие машины не загромождали перекресток.

Максим Куляшов в свою очередь подчеркнул, что задачей было увеличить не пропускную, а провозную способность проспекта.

— Даже если в каких-то местах автомобилей будет проезжать чуть меньше, мы добьемся улучшения за счет того, что пойдет больше автобусов: а вы знаете, сколько человек везет машина и сколько полноценный общественный транспорт.

Планируется ли разрыв пешеходных потоков?

Рецензент проекта Владимир Городокин обосновывал необходимость широких островков безопасности особой схемой движения, при которой пешеходный поток рвется дополнительными светофорами. То есть люди переходят на зеленую фазу длительностью, скажем, 10 секунд лишь половину дороги и ждут на островке включения зеленого для второй половины. Но такая схема предполагает установку новых светофоров и не вписывается в понятие ремонта дороги — это уже реконструкция.

В будущем, вероятно, перейти проспект за одну фазу зеленого станет невозможно

— Такие работы планируются в обозримой перспективе, — сказал Максим Куляшов. — Они будут происходить в рамках реконструкции отдельных светофорных объектов, особенно в тех местах, где есть потенциал для оптимизации. Например, иногда есть возможность перенести стоп-линию и светофор ближе к краю проезжих частей, чтобы сократить время, пока автомобили, стартующие на зеленый, едут до пересечения проезжих частей.

Велосипедные полосы пойдут в обход остановок

Вдоль всей ремонтируемой части проспекта появятся велосипедные полосы, причем на 70% они будут идти вдоль края проезжей части, и на 30% — вдоль тротуаров (велодорожки). Перед крупными перекрестками велополосы будут уходить в пешеходную зону, в том числе чтобы обогнуть остановочные комплексы и исключить конфликт велосипедистов и водителей общественного транспорта. Велополосы от остальной проезжей части отделят буферной зоной шириной 0,75 метра.

Сейчас велополосы превратились в стоянку

Упомянутый в статье КСОДД-2018 представлял собой детальный план развития дорожной сети Челябинска на ближайшие годы. Его разработала петербургская компания «А+С Транспроект», но большая часть идей КСОДДа реализована не была: например, Челябинск так и не увидел реверсивной улицы Худякова, равно как и сети выделенных полос для общественного транспорта, которую планировали создать ещё в 2019 году. Позже, в 2020 году, специалисты ЮУрГУ разработали новый проект КСОТ-2020, касающийся челябинской агломерации, который в ряде моментов противоречил КСОДД-2018.

Добавить комментарий