После месяца уговоров мэрия Челябинска наконец опубликовала детальный проект ремонта Комсомольского проспекта. Странно, что этого не было сделано раньше, потому что часть негатива, связанного с островками безопасности, это снимает. В эти дни на проспекте наносят разметку, так что обновлённую Комсу вы можете оценить уже сейчас. Впрочем, изучив проект, мы нашли проблемные зоны, которые могут привести к усилению пробок для жителей Северо-Запада и микрорайона «Парковый».
Поедем в две полосы
На перегонах Комсомольского проспекта для личных автомобилей останется по две полосы в каждом направлении, ещё одна — для общественного транспорта, а рядом — велосипедная. Плюс в том, что упомянутые две полосы сохраняются на всём протяжении проспекта, то есть резких сужений нет (но есть потенциальные бутылочные горла, о которых ниже).
У крупных перекрёстков проспект расширяется, например, в районе пересечения с Молодогвардейцев общее количество полос увеличивается до восьми, не считая рукава для поворота в сторону «Паркового» и наличия широкого семиметрового островка.
Появление выделенных полос для общественного транспорта и велосипедов — воплощение в жизнь идей комплексной схемы КСОДД-2018, разработанной питерской компанией «А+С Транспроект».
Эффект бутылочных горлышек
Он может появиться вблизи остановок общественного транспорта, где они соседствуют с переразмеренными островками безопасности, например, в районе пересечения проспекта с улицей Чайковского и улицей Молодогвардейцев. Здесь даже сейчас, в дни без пробок, ПАЗики и «Транзиты» умудряются организовать битву за поул-позицию на остановке, выезжая во вторую полосу, из-за чего для обычных машин остаётся лишь одна полоса.
Островки облегчают манёвры
В ряде случаев островки шириной от 3 до 7 метров использованы для организации мест для разворота или поворота налево без создания помех основному потоку. Например, место для разворота появится напротив остановок «Солнечная» и«Ворошилова», а также перед пересечением с улицей Молодогвардейцев.
Участок перед улицей Молодогвардейцев: Lada Granta и Volkswagen Jetta готовятся к развороту без выезда на пересечение. Совершать маневр можно даже при красном сигнале светофора (потому что нет выезда на перекрёсток), уступая дорогу всем. Это требует внимательности, потому что поток здесь напирает буквально со всех сторон
На крупных перекрёстках велосипедная полоса уходит с проезжей части, что не позволяет ехать по ней непрерывно с транспортным потоком. Зимой у возникнет и ещё одно применение: сама полоса и буферная зона наверняка будут использоваться для складирования снега.
Конфликт с автобусной полосой
Езда по выделенным полосам разрешена маршрутному транспорту, а также официальным такси. Движение по ней автомобилистов наказывается штрафом 1500 рублей (пункт 1.1 статьи 12.17 КоАП) и обычно контролируется камерами видеофиксации. На Комсомольском проспекте они появятся не сразу, но это есть в планах.
Автомобилистам разрешён кратковременный выезд на выделенную полосу при повороте направо или заезде/выезде из дворов. Для этого в сплошной разметке, отделяющей полосу, предусмотрены «окна», обозначенные линиями 1.11 (по ПДД), которые разрешают перестроение с одной стороны. Длина таких участков на Комсомольском проспекте составляет от 20 до 28 метров (4-6 корпусов автомобиля). При перестроении на автобусную полосу необходимо пропускать идущий по ней транспорт, а выехать необходимо через ближайшее окно, так что манёвр требует хорошего ориентирования на местности. Иногда поворачивать направо придётся из самой автобусной полосы, иногда её нужно просто пересечь и уйти в отдельный рукав, как на схеме ниже.
Не возникнет ли проблем, ведь «окна» для перестроения не так велики, а если автобусы выстроятся перед светофором вереницей, автомобилистам придётся ждать, затыкая одну из двух полос для движения.
Профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Южно-Уральского госуниверситета Владимира Городокин считает, что при нормальной организации проблем быть не должно:
— Сама по себе схема, когда автомобильный поток перестраивается для манёвров в полосу общественного транспорта, является не челябинской и даже не московской — это принятая мировая практика. Длина «окна» для перестроения не стандартизована и выбирается, исходя из конкретных параметров. Обычно поток общественного транспорта не настолько плотный, плюс движется медленнее автомобильного, поэтому проблем при перестроении не возникает. Возможна ситуация, когда автобусы выстроятся в колонну и автомобилисты будут вынуждены ждать в своей полосе, но этот вопрос решается грамотным выбором места для перестроения. То есть разработчики должны учесть максимально возможный «хвост» в полосе общественного транспорта и сделать коридор для перестроения до этой отметки.
На крупных перекрёстках с Молодогвардейцев и Чичерина окна для перестроения отнесены от пересечения на значительное расстояние, поэтому в нормальных условиях особенных проблем быть не должно. С другой стороны, в эти 20-метровые промежутки пойдёт большой поток транспорта, что спровоцирует нервозность.
Проблемой может стать и качество маршрутного транспорта: выделенные полосы эффективны, если пустить по ним автобусы большой вместительности. Но если по ним пойдут стаи маршруток, конфликты с автомобилистами, вынужденными пересекать такую полосу в выбранных местах, могут стать нормой.
Нужны ли псевдоразделительные полосы
Полноценная разделительная полоса с озеленением появится лишь на 200-метровом участке между Ворошилова и Солнечной, на большей же части проспекта она будет обозначена разметкой, а её ширина составит от 3 метров.
При этом в районе островков безопасности, размеры которых достигают 7 метров, полоса также раздаётся вширь. Когда разметка станет невидимой, эти участки почти наверняка будут использовать торопливые автомобилисты для объезда пробок, усиливая хаос.
Владимир Городокин считает, что самое надёжное — это выделять разделительные полосы конструктивно.
— Это исключает возможность движения по этим полосам, поэтому моя позиция в этом вопросе однозначна. Но в администрации города заявляют, что сделать этого нельзя из-за наличия теплотрассы. На мой взгляд, возможно сделать разделительную полосу, которая не будет влиять на сохранность на теплотрассу. Есть, например, вариант ограждений типа «Нью-Джерси» — это бетонная конструкция, которую можно минимально закрепить и при необходимости убрать. А так, конечно, при наличии снежного покрова разметка исчезнет и будут вопросы. При этом само наличие разделительной полосы позволяет решить ряд вопросов, например, организовать места для поворота налево и разворота. Не все понимают, что насколько это эффективное решение: оно позволяет существенно разгрузить перекрёстки.
«Косые» перекрёстки усилят нервозность
Ещё одна потенциальная проблема: «диагональные» полосы на двух крупных пересечения с улицей Молодогвардейцев и 40-летия Победы. Когда разметку заметёт снегом или она сотрётся, возникнет известная дилемма: ехать ли вдоль края проезжей части (проще говоря, прямо) или по предполагаемой разметке чуть наискосок?
Разработчик проекта Ксения Кондратова так прокомментировала эту особенность:
— К сожалению, сам по себе Комсомольский проспект имеет неравномерную ширину, поэтому в ряде мест необходима разметка типа 1.7 на самом пересечении, что соответствует нормативам.
Заместитель главы Челябинска по транспорту Максим Куляшов в ответ на вопрос, что делать, когда разметка сотрётся, возразил:
— Быстрое стирание разметки связано с частыми перестроениями машин, а мы стараемся создать схему, при которой не будет необходимости часто менять полосу: автомобиль встал в ряд и едет до нужного перекрестка.
Автобусные полосы убили парковки
Ещё одна боль наших читателей: осложнённый доступ на парковки и сокращение машиномест. На большей части проспекта парковки отделили от проезжей части барьером, что, по словам Максима Куляшова, необходимо для беспрепятственного проезда автобусов по выделенной полосе. При этом некоторые парковки получились вполне удобными, хотя и тесноватыми. Но не все.
На ряде парковок въезд получился зауженным настолько, что повернуть с крайней правой полосы сможет не каждый. Кроме того, через многие парковки идут выезды из дворов, что порой создаёт тупиковую ситуацию: машину идут лоб в лоб. А жители близлежащих домов уже жалуются на приток автомобилей, которые ищут парковочные места в жилых зонах.
Проект как оказалось нормальный, в нем есть 2 ключевых момента: зеленые насаждения в разделительной и низкопольные автобусы.
Надо изначально ставить в вводных, что для Че никаких зеленых насаждений и маршрутки форева, тогда и проект другой будет.
P.S.
Велодорожку кстати можно оградить конусами прикрученными к асфальту, есть такое решение. Но очевидно до этого не дойдет.
зима + без камер покажет его нормальность
Вангую, до зимы разломают новый асфальт, для ремонта теплотрассы.