Kia Seltos с накруткой 800 тысяч. Что происходит на авторынке

Обстановка в дилерских шоурумах всё больше напоминает дурной сон: в условиях глобального дефицита машин их цена сражает наповал даже экспертов авторынка, не говоря уже об обывателях. Например, ниже — фотография прайс-листа на компактный кроссовер Kia Seltos одного из дилеров марки в Петербурге. Цена беззастенчиво начинается от 2,1 миллиона рублей при официальном уровне в 1,3 миллиона, то есть «дилерская наценка» — сразу 800 тысяч. И пример отнюдь не единичен. О том, что происходит на авторынке и когда ждать его нормализации, мы спросили представителей бизнеса и экспертов.

Снимок прайс-листа в одном из питерских автосалонов Kia. Модель Seltos предлагают с наценкой сразу 800 тысяч от официальных цен

А вот еще пара примеров. В Новосибирске некогда бюджетный Volkswagen Polo продают за 1,861 миллиона рублей в средней комплектации Respect с 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач: по прайсу такая машина должна стоить 1,1 миллиона. Renault Logan теперь стоит около миллиона, причем такие деньги просят за версию с 82-сильным мотором: цена объясняется пакетом допов почти на 170 тысяч.

На Skoda Rapid накидывают опций на треть миллиона рублей

Немногим лучше дела у «Лады». Мы позвонили одному из самарских дилеров АВТОВАЗа с вопросом, есть в наличии недорогие седаны Vesta. Оказалось, есть: нам предложили красный автомобиль в версии Comfort за 1,011 миллиона рублей, хотя по прайсу он вроде бы должен стоить 857 тысяч. Чем объясняется наценка в 154 тысячи? Во-первых, пакетами заводского оборудования (Winter Enjoy), во-вторых, дилерскими опциями на 70 тысяч. Есть, правда, и «Весты» подешевле, от 881 тысячи, но уже без кондиционера. А если время терпит, можно подождать около трех недель, когда ожидаются поставки нескольких машин в начальных комплектациях с допами по цене 910–940 тысяч рублей. Правда, эта цифра в договоре не фиксируется, то есть стоимость может измениться в любой момент.

Срок поставки машины под заказ увеличились до 4–7 месяцев, причем без каких-либо гарантий. А потому вернулись такие забытые явления, как продажа места в очереди. Так, в Москве за бюджетный Volkswagen Polo стоимостью 1 336 000 рублей нужно будет отдать 30 000 рублей, если хотите поставку в течение месяца. В Челябинске за кроссовер Toyota RAV4 стоимостью 2 120 000 рублей просят 50 000 рублей гонорара. В Тюмени, по данным сервиса «Авито», готовы отдать место в очереди на дорогостоящий Toyota Land Cruiser Prado уже за 100 000 рублей. В Санкт-Петербурге можно получить место на кроссовер Volkswagen Taos стоимостью 2 400 000 рублей за 60 000 рублей.

А средневзвешенная цена автомобиля в России впервые превысила планку в 2 миллиона рублей: для сравнения, еще в начале года она была на уровне 1,6 миллиона.

Что вообще происходит?

Причина эскалации цен общеизвестна: дефицит автокомпонентов (в частности, микропроцессоров) привел к существенному сокращению производства машин и ограниченному предложению у дилеров. Так, за первые девять месяцев 2021 года рынок не досчитался более чем 200 тысяч автомобилей — производство упало на 20,5%. В сентябре оно сократилось еще сильнее — уже на 25%.

Страдает не только Россия, продажи автомобилей по всему миру в сентябре упали на 20,3%, а европейский авторынок показал худший результат с 1995 года.

Наша страна — заложница общемировых тенденций. Например, марка SKODA сокращает или останавливает производство на большинстве европейских заводов до конца года: рабочие в этот период займутся досборкой уже готовых машин, которые не отгружены в дилерскую сеть из-за их недоукомплектованности рядом электронных компонентов. Попутно будет снижен и объем производства на российских заводах SKODA и Volkswagen, пишет агентство «Автостат».

Относительно хорошо в кризис держался корейский дуэт Hyundai и Kia: им удалось сохранить рыночную долю и обойтись без корректировок годового плана производства на питерском заводе компании (230 тысяч машин в 2021 году). Тем не менее в первую неделю ноября завод встанет на паузу, хотя причину такого решения в компании не называют.

Продолжает лихорадить АВТОВАЗ: после тяжелого лета с затянувшимся корпоративным отпуском завод вроде бы возобновил производство популярных моделей осенью, но в октябре был вынужден останавливать конвейеры несколько раз, причем на паузу вставали в основном производства в родном для завода Тольятти: это линии по выпуску Lada Granta, «Нива», а также моделей на платформе B0 (Lada XRAY, Largus, а также Renault Logan и Sandero). В конце октября дилеры вынуждены были остановить прием заказов на Lada Niva Legend.

Если Lada, то с допами

Дошло до того, что с ноября АВТОВАЗ в принудительном порядке обяжет дилеров продавать автомобили с пакетами опций. Самое интересное, что в контексте ситуации эта новость выглядит скорее хорошей: завод пытается сделать продажу допов более прозрачной. Ситуацию объяснил генеральный директор одного из крупных дилерских центров Lada в регионе:

— Да, действительно при последней корректировке прайса на АВТОВАЗе не просто изменили стоимость автомобилей, а добавили некоторые аксессуары в базовое исполнение. В частности, на автомобилях будут установлены: коврики салона и багажника, амортизаторы капота, защитные дефлекторы на стыке капота и ветрового стекла, дефлекторы окон, защитные сетки радиатора в переднем бампере. Также автомобили будут укомплектованы автонаборами. Стоимость с перечисленными выше аксессуарами будет увеличена на 15–30 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.

В теории завод мог бы ставить подобное оборудование на конвейере, но тогда бы потребовалось внесение изменений в конструкцию автомобиля и корректировку ОТТС.

— При новом подходе дилерам производится отгрузка необходимых аксессуаров в объеме, соответствующем плану продаж автомобилей, — продолжил специалист. — Дилер продает автомобили с предустановленными аксессуарами по фиксированной цене.

На фоне общей лихорадки такой подход выглядит без пяти минут честным: по крайней мере, клиент получит вполне конкретный набор опций по заранее анонсированной цене.

Производство Lada Granta снизилось почти на 70%

Кстати, Lada Granta оказалась одной из наиболее пострадавших моделей на рынке: из-за нехватки блоков АБС поставки модели в сентябре сократились на две трети (-69%). Примерно на столько же просели и продажи «Нивы».

Когда ждать облегчения

Опрошенные нами эксперты и представители дилеров склоняются к мнению, что как минимум до конца года ситуация радикально не изменится.

— К сожалению, пока всё только усугубляется, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Skoda, Nissan, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Haval и другие) Сергей Попов. — Из наших брендов уровень поставок пока соответствует спросу у китайских брендов, в частности, Haval: на заводе в Туле планируют вводить уже третью смену и нарастить объемы производства почти в два раза по сравнению с первым полугодием.

К слову, китайские марки Haval и Chery — единственные из брендов первой двадцатки, кому в сентябре 2021 года удалось существенно увеличить продажи (в 2,3–2,5 раза). При этом лидеры рынка существенно потеряли: АВТОВАЗ сбыл вдвое меньше машин, чем год назад, Renault снизила отгрузку на 46%, SKODA — на треть.

Сварка кузовов идет в плановом режиме, как и общая сборка. Но после этого почти готовые машины месяцами ждут на заводских складах недостающих компонентов и затем отправляются на досборку

Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Максим Сачков считает, что не стоит ждать облегчения ранее следующего лета:

— Ситуация плохая — это факт, — констатировал он. — Она плохая для покупателей, но и дилеры начинают уставать от дефицита автомобилей. По инсайдерской информации, некоторым дилерам приходится буквально выбивать машины у дистрибьюторов, доходит чуть не до драки. Поэтому на рынке ощущается дефицит машин и, как следствие, растут цены.

Эксперт считает, что строить прогнозы сейчас сложно, но быстрой разрядки не наступит:

— По оптимистичным оценкам, какие-то улучшения возможны к лету, но если рынок новых машин имеет шансы «откатиться» назад и снизить цены, то вторичка, скорее всего, останется на нынешнем уровне. А сейчас машины в возрасте 3–4 года продают по ценам, которые просят за такие же новые машины по прайсу.

И это действительно так: например, трехлетки Hyundai Creta первого поколения в версии с 1,6-литровым мотором и передним приводом стоят в районе 1,2–1,4 миллиона рублей. За эти деньги по прайсу можно купить уже модель нового поколения 2021 года выпуска, с одной оговоркой — сейчас никто не торгует строго по прайсу.

Максим Сачков также подчеркнул, что ситуация меняется в режиме «живого времени», и говорить о более или менее успешных марках не приходится: даже если сегодня у какого-то производителя есть запас машин, всё может измениться за одну неделю.

Помимо дефицита микропроцессоров жизнь автопроизводителям осложняет подорожание энергоресурсов и нехватка магния, 90% которого производит Китай.

Покупатель теряет интерес

Наблюдаются и признаки охлаждения самих потребителей: непрерывно растущие цены и сложности с покупкой заставляют многих отложить ее до лучших времен. Директор по продаже автомобилей Lada компании «Сатурн» Антон Лыков указал, что после ажиотажа в начале октября к концу месяца ситуация успокоилась:

— В первые три недели октября ощущался высокий спрос, в том числе из-за ограниченных поставок машин в предыдущие месяцы, но к концу октября клиентский трафик через автосалоны снизился примерно на треть. С точки зрения поставок автомобилей Lada октябрь был лучше сентября и значительно лучше августа, но говорить о перспективе на будущее пока сложно: АВТОВАЗ планирует лишь на 1–1,5 месяца вперед, и могу лишь сказать, что квоты декабря довольно маленькие, — объяснил специалист. — В целом продажи в нашей сети снизились на 20–25% при существенном падении объема складов: в доковидные времена запасы были на уровне двух месячных планов, сейчас превышают его на 10–20%.

Антон Лыков не считает, что основная волна спроса придется на предпраздничные дни в канун Нового года, как бывало раньше:

— Эта традиция нарушилась уже в прошлом году, когда ноябрьские продажи побили рекорды, а в декабре мы, наоборот, фиксировали спад, — сказал он. — В этом году мы не ожидаем никаких «очисток склада» и «черных пятниц», потому что у нас нет такого запаса машин. Цены продолжают расти постоянно и почти наверняка в очередной раз поднимутся с января. Если есть желание купить машину, то лучше делать это сейчас, поскольку даже когда исчезнет нагрузка за счет допов, условия не станут лучше, поскольку за это время вырастет сам прайс-лист.

А прайсы действительно пухнут: тот же АВТОВАЗ корректировал их с начала года аж шесть раз: то есть дважды в квартал. Для сравнения: в ноябре прошлого года стоимость Lada Granta начиналась от 489 тысяч рублей, сейчас (без учета допов) — от 560 тысяч. Lada Vesta в минимальной комплектации прибавила с 677 тысяч до 796 тысяч. Базовая Toyota RAV4 за год подорожала с 1,962 миллиона до 2,153 миллиона, а Camry — с 1,179 миллиона рублей до 2,015 миллиона. Volkswagen Polo год назад стартовал от 822 тысяч, сейчас его даже по прайсу не купить дешевле миллиона.

9 Comments

  1. На самом деле с ремонтом и восстановлением машины все не так страшно, как казалось. Движки перебирают, трансмиссию ремонтируют или ставят контрактную. Да, качество афтемаркета хуже по ресурсу вполовину, но детали подвески ходят по 70-120 тысяч, если не брать откровенный шлак. И в остальном также. Я вот знаю парней, которые меняют вариаторы и роботы на полноценные автоматы. Клиентов предостаточно. Так что лет пять на бу ещё точно можно покататься. Да, машинка уже не та, новой не пахнет, но в этом году, слава Богу, удалось откапиталить движок, пробег был 250000. Дальше видно будет. Но меня пока ситуация с дилерами не особенно напрягает.

    1. Согласен. Но лишь бы не влететь на какие-то абсурдные траты. У нашего программиста в офисе возрастной Субарь. Сегодня встретил его, он без машины. Говорит, генератор накрылся. Я говорю: а сколько оригинальный гена на субаря стоит? Он говорит, ну, за 50 можно найти. А так 84 тысячи. Я такой — что мля? За генератор полтос? Ну да, даже скинул ссылку на экзист.
      А неоригинал за 12 тысяч отходил у него две недели. Теперь репу чешет.
      При том что контрактный двигатель на субарь целиком стоит тысяч 100-150

      1. Ну можно еще кайен тысяч за 800 купить, 2001 года, а потом удивляться, что на него колодки 50к стоят:)) С возрастом машины запчасти на неё не дешевеют, это известный факт. Субару — Япония, средний класс. Сколько еще генератор стоить должен? 50к норм цена, импорт всё таки. Я помню, на L200 рессоры задние покупал по 22 тысячи за штуку и офигевал че так дорого, но это японцы, надо понимать че покупаешь))

      2. Я, конечно, не сомневаюсь, что так может быть, но моя жаба где-то внутри говорит: да ну нафиг!

      3. Да какой Кайен, там импреза обычная, считай, фольксваген поло иппонский )

      4. Да, это есть. На мою машину, если пробивать кардан, Ситроен 120 т, а если Мицубиси, то 50-55. Хорошо, когда альтернатива есть, машина как японские Жигули — запчасти ставят и на корейцев, и на доджи. У меня пару лет назад моторчик печки — выработался коллектор, оригинал стоил по-моему, больше 10. Поставил какой-то Лузар или подобное. Обошёлся в 3500. На мою машину есть хороший тематический форум, там люди трут не за жили-были, а реально делятся успешными ремонтами и заменами.
        Да, пока в шкуру другого не влезешь с проблемами, не кажется, что есть сложности.

      5. У генератора чаще всего это выработанный ротор, пробитый диодный мост и подшипники. Может, ему какой умелец из двух один сможет сделать?

  2. Еще и такие допы максимально бесполезные и даже вредные. Сетка на радиатор мешает охлаждению. Ветровики на стеклах делают машину шумнее на трассе и увеличивают расход бензина. Ветровики капота часто повреждают краску на капоте и потом еще и скотч двусторонний придется оттирать. За весь этот колхоз тюнинг еще и будьте добры, заплатите в кассу.

    Нам при покупке весты этой весной втюхали антикор скрытых полостей за 7 тыс руб, который они естественно не делали, он там с завода был(я заводской антикор от не заводского отличу без проблем).И на этом всё (самому не верится). Кредитный отдел зато хотел оторваться, как они это умеют: страховка жизни(в первые 2 недели отправили заявление на отказ и успешно отказались, без нее вообще сукины дети не хотели ничего оформлять), помощь на дороге (отказались без проблем), что там еще они впаривают? Ну и спасибо оф дилдерам( сатурн и урал бэст) за непередаваемые ужасные ощущения после покупки новой машины. Это, в принципе, и так стресс, если все идет гладко, а когда ты, видишь, что они тобой пытаются манипулировать и вытягивать деньги — просто ужасно. В первом салоне сатурне, такой типичный менеджер, потный, полноватого телосложения,(жаль фио не запомнил), мастер по балабольстуву и запутыванию, наверное бывший продавец года в каком-нибудь Метал-моторс, все хотел нас одарить подарками за кредит, которые он же в тело кредита и запихнет).

Добавить комментарий