К нам в редакцию обратились несколько автомобилистов, которые заявляют, что купили автомобили в автоцентре «Малахит» на Университетской набережной, 66А/2 с наценками, достигающими сотен тысяч рублей. Мы выяснили, кому принадлежит данный автосалон и как именно он доводит клиентов до такой сговорчивости. Справедливости ради, накручивают цены сейчас и официальные дилеры, но «серые дилеры» помимо прочего продают автомобили ещё и в кредит с огромными сроками и процентными ставками.
Вместо «Лифана» — «Логан», но втрое дороже
С подобными историями мы сталкиваемся регулярно: в Челябинске за последние три года работало несколько автосалонов с близким подходом: «Авто-Люкс», «Владис-Авто», «Аспект-Авто», «Миасс», «Металл-Мотор», «Лада-Автоград», «Феррум Авто». Периодически они закрываются и меняют название и место «прописки».
Истории клиентов — как под копирку. Так, Алексей увидел в интернете рекламу недорогого Lifan X60 (на сайте компании он стоит якобы 481 тысячу рублей) и отправился в автоцентр «Малахит». По его версии, после долгого ожидания под разными предлогами его склонили к покупке Renault Logan, который у официального дилера стоит в пределах миллиона рублей, но Алексею обошёлся в 1,7 млн рублей. Причем кредит сроком на 8 лет с ежемесячной выплатой 30 тысяч означает, что с учётом банковских процентов Алексей отдаст за машину без малого 3 миллиона рублей.
Другой клиент, Михаил, ехал покупать Lada Vesta с анонсированной ценой 587 тысяч рублей, при том, что даже базовая комплектация машины у официального дилера в ноябре 2021 года стоила около 800 тысяч. По версии Михаила, после ряда отвлекающих маневров ему принесли договор, в котором стоимость Vesta составляла 1,8 млн рублей, а ежемесячный платёж по семилетнему кредиту — 60 тысяч рублей. Если бы он согласился, с учетом процентов российская «Лада» обошлась бы ему в 5 млн рублей. Впрочем, столь абсурдные условия отпугнули Михаила, и он пытался отказаться от сделки, после чего, по его рассказу, на него оказали психологическое давление: якобы Vesta уже прошла предпродажную подготовку и установку допоборудования, и за одно это он должен автосалону 500 тысяч. В качестве компромисса ему предложили Volkswagen Polo за 1,1 млн рублей (более-менее соответствует рыночным условиям), и в итоге Михаил согласился на покупку, позже обнаружив, что цена составляет 1,6 млн рублей. С учетом переплаты по кредиту Polo обойдется ему в 3 млн рублей. Как же так?
— Мне принесли документы на подпись, и к этому времени я находился в автосалоне около 7 часов, был вымотан ожиданием, — объясняет Михаил. — Девушка, сотрудник автосалона, включила видеокамеру и стала объяснять мне условия. Когда я посмотрел договор и увидел, что ежемесячный платеж составляет 36 тысяч рублей в месяц, я заявил, что отказываюсь полностью от покупки автомобиля. На меня начали кричать и оказывать психологическое давление, что тогда я им буду должен заплатить за предпродажную подготовку уже двух автомобилей (Vesta и Polo) миллион рублей. Причем когда я говорил, что отказываюсь от сделки, видеокамеру отключали и возобновляли запись после того, как снова подсовывали договор. Мне показали график платежей с суммой платежа около 22 000 рублей, на что я был согласен. Дальше помню все как в тумане, я подписал договор, забрал автомобиль и уехал из автосалона.
По факту же ежемесячный взнос оказался равным 36 тысяч рублей, срок кредита — 7 лет, поэтому итоговые расходы на Polo окажутся примерно в 2,5 раза выше цены автомобиля по прайсу официального дилера.
Юрист компании «Автоадвокат» Наталья Усова ведёт дело одного из клиентов автоцентра «Малахит», которому продали Hyundai Solaris 2017 года выпуска за 945 тысяч рублей. На фоне других историй кажется, что в данном случае условия более-менее приемлемы, но есть нюанс:
— Когда мы стали проверять автомобиль по базам данных, во-первых, выяснилось, что он работал в такси, во-вторых, его пробег по всем признакам скручен, — говорит Наталья Усова.
Платный отчет «Автотеки» показывает, что автомобиль был многократным участником ДТП.
— При заключении договора купли-продажи 27 ноября 2021 года продавец проинформировал покупателя, что пробег по показателям одометра составляет 78118 км, а по данным «Автотеки» на 5 ноября 2019 года он был 98344 км, — объясняет Наталья Усова.
Она и её клиент обратились в автоцентр «Малахит» с досудебной претензией, но в автосалоне предложили лишь компенсацию 60 тысяч рублей. Сейчас Наталья готовит судебный иск с целью вернуть автомобиль продавцу.
Что такое автоцентр «Малахит»
«Малахит» — коммерческое название автосалона, юрлицо, указанное в договоре купли-продажи — ООО «Малахитавто». Руководит им Андрей Батолин (данные системы «Контр.Фокус»). Мы попытались связаться с ним по телефонам, указанным на сайте компании, где нам ответили, что поговорить с директором или начальником отдела продаж невозможно, но записали наши телефоны для связи. Мы готовы отразить позицию руководства автоцентра в статье.
Как выяснилось позже, упомянутый Solaris был продан через агентский договор от лица некого ООО «Владис-Авто Про». Что интересно, название близко к автосалону «Владис-Авто», который уже фигурировал в материалах подобного рода. Компания зарегистрирована в квартире жилого дома в Магнитогорске. Руководит ООО «Владис-Авто Про» Татьяна Петровна Воротинцева, которая, по данным «Контр.Фокус», ранее была связана с ООО «ДрайвАвто» (в статусе совладельца). Интересно, что ООО с таким же названием в числе прочих упоминал журналист Иван Голунов в большом расследовании деятельности серых автосалонов. Причем к ООО «ДрайвАвто» было вменено 15 исков, в которых ответчиком называется ООО «Фирма Владис» (совпадает с названием одного из челябинских автосалонов). Нынешним директором ООО «ДрайвАвто» является Татьяна Батолина — обратите внимание, что фамилия совпадает с фамилией управленца из ООО «Малахитавто». Компании выглядят фирмами-однодневками: уставной капитал ООО «Малахитавто» и ООО «Владис-Авто Про», например, составляет 10 тысяч рублей. Запутанные схемы юрлиц нередко используются автосалона для снижения рисков судебных претензий.
Кроме того, ответчиком по делу о «скрученном пробеге Соляриса» будет ООО «Д.С. Дистрибьютор», зарегистрированное в Москве на чердаке здания на улице Искры 31/1. Эта компания предоставляет финансовые услуги и в случае с Solaris продала его владельцу независимую гарантию стоимостью 132 тысячи рублей (навязывание допуслуг популярно у подобных фирм).
Чтобы вы не утонули в деталях, резюмируем: по данным системы «Контр.Фокус» общества с ограниченной ответственностью автоцентра «Малахит» могут быть связны с обширной сетью автосалонов, которые процветают в Челябинске и других крупных городах страны уже не первый год, специализируясь на «нестандартных» методах продажи автомобилей. Это же косвенно подтверждается однотипной схемой работы с клиентами, которых заманивают низкими ценами, а затем изматывают ожиданием и психологическим давлением, вынуждая покупать автомобиль на спорных условиях. Сеть автосалонов, предположительно, связана с бизнесом братьев Конула и Камрана Исмаилова, а также Даниила Полещука, о которых мы уже писали. При этом сами они отрицают причастность к этим схемам.
Что мешает победить «серых дилеров»
Сайт 74.RU получает жалобы на подобные автосалоны в течение последних трёх лет. За это время их руководство ни разу не вышло на связь, чтобы отразить свою позицию. После волны публикаций и/или обращений в полицию автосалон обычно исчезает, но практически сразу же появляется близкая по смыслу контора в другом месте и под другой вывеской.
Многие клиенты таких автосалонов обращались в полицию, но та чаще всего не усматривает состава преступления: считается, что люди подписывают соглашение добровольно, а потому речи о мошенничестве не идёт.
В нашей летописи есть только два случая, когда полиция прикрывала подобные автосалоны: это «Феррум Авто» в 2019 году и автосалон «Миасс» в 2020 году. Несколько других фирм продолжало работать параллельно, и с чем именно связана такая избирательность, мы так и не поняли. В неофициальных разговорах сотрудники полиции указывают на отличия в подходах разных автосалонов, тем не менее, на наш сторонний взгляд, схемы работы очень близки.
Иван Голунов в своём расследовании пришёл к выводу, что братья Исмаиловы и Полещук уходят из городов, где полиция возбуждает уголовные дела против их автосалонов. Почему Челябинск не может справиться с этим явление, которое в достаточно неприкрытой форме существует уже много лет — вопрос без ответа.
Некоторые клиенты пытаются судиться, но и этот путь не гарантирует результата. Наталья Усова поясняет:
— У меня есть клиент, с которым мы выиграли дело против автосалона «Авто-Люкс» по сертификату на оказание допуслуг, но в таких случаях очень важно успеть взыскать сумму, пока компания не прекратила существование. И очень плохо, что суды не всегда принимают ходатайства об обеспечительных мерах, потому что взыскать что-то с фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей проблематично.
Работу «серых дилеров» упрощает и ситуация на рынке: наценки делают сегодня и официальные дилеры. Главное отличие официального дилера — клиенту не навязывают абсурдно дорогих кредитов и надбавка, как правило, оправдывается установленным дополнительным оборудованием (хотя адекватность его стоимости может быть предметом дискуссий). Несмотря на кризисные явления, объем рынка в 2021 году даже вырос.
А хотите я предположу, почему так происходит? Отбросим всякие гипотезы о взятках и подкупах: этого не может быть просто потому, что этого быть не может. А не возбуждаются, что нет сильного общественного резонанса и представителей органов или их родственников не зацепило. Один пример. В 20-21 годах в Италии крепко взялись за сотовых операторов: за списание по подпискам и прочим развлекательным контента. В общем, все то, что и у нас цветет буйным цветом. И сразу
создали пакет законов, чтобы в дальнейшем прекратить подобные схемы. Многомиллионные штрафы евро. А причина такой раскрутки — зацепило какого-то родственника прокурора какого-то города. И покатилась машинка.
Есть такое, да… Пострадавшие чаще всего — простаки, с близкой к нулю юридической и финансовой грамотностью. Они, с одной стороны, сами не хотят светить тот факт, что их обули как лоха, с другой, и сочувствия им острого нет. Может быть, нужна истории из серии «многодетная мать пострадала от мошенников»… А так у людей консенсус, мол, сами виноваты.
И это справедливо, но отчасти, потому что не отменяет того факта, что сама схема близка к принуждению, хотя и не документируемому. Это напоминает мне недавнюю историю с опиоидным кризисом в США (писал про сериал «Ломка»), там ведь тоже защита Биг Фармы была построена на том, что во всём виноваты торчки, которые неправильно используют наш чудесный препарат. А поскольку к торчкам сочувствия нет, то не было долго время и народного консенсуса по вопросу.
Но у меня всё же ощущение, что не без покровительства всё это происходит. Ведь мы видим из раза в раз реинкарнацию одного и то же салона, с практически идентичными сотрудниками. При том что его конкурента дважды оперативно зачистили. Ну, как бы два плюс два сложить несложно.
По всем признакам похожий салон появился рядом с парковым, по соседству с заводом мирель, не далеко от фиесты. Архитектурно даже похож, тоже мультибрендовый.
А название? Это часом не новый дилерский центр «Сатурна»? 😀
Виват авто. Молодогвардейцев, 2в. Отзывы о нем на 2гис говорящие.
Там в отзывах и многодетная мама фигурирует )))
Спасибо, запомню. Пока жалоб именно нам не было, но, к сожалению, люди зачастую предпочитают «в себе держать».
kriptonus: ну, вот надо такую историю крутануть)))
Одна моя очень хорошая знакомая. почти родственница, влипла в историю с мошенничеством квартир. Еле-еле сумели выцарапаться, лет семь, наверное суды были. И это и по федеральным крутили, и всякие ловли устраивали, и кучу показаний. Не знаю даже, как получилось. Иначе, как чудом и не назовешь. Причем, ей повезло, что не успели перепродать, потом шумиха, наложили арест. А тем людям, у которых перепродали вообще труба. Там уже нужно подавать на новых собственников, аннулировать сделки, возвращать деньги. Это вообще жуть: живешь себе в купленной квартире, ремонт поделываешь, кредит платишь. Вдруг раз: квартира не ваша, суды, тяжбы — квартиру верните предпредыдущим владельцам, а все претензии вот к эти, чалящимся.
Возможно потому на машины и переключились: деньги те же, доказательств гораздо меньше, каких-то регистраций сделок и контроля со стороны государства минимум
Да, с машинами схема, между нами, гениальная. Я когда лет десять назад впервые услышал историю мужика, который в Москве Ларгус за 800 тысяч купил (тогда это много было), я подумал — данунафиг. То есть мозг отказывается верить, что это возможно. А это не только возможно, но ещё и поставлено на такие рельсы, что схема столько лет работает как по маслу.
На самом деле, все проверяется на один щелчок пальцами, достаточно воли. Устраивается ловля на живца и все, все под колпаком. А потом раскручивается уголовное дело. Но нет такой воли, импотенция сплошная. Это как с любым делом, которое хочется сдвинуть с мертвой точки: те же маршрутки, с камерами. Появилась воля, появилась и мотивация. В целом прослеживается, что государство не имеет желания бороться с мошенничеством на любом уровне. Здесь даже дело не в сложности доказания, а в как-будто на каком-то уровне висит красная лампочка: мошенников не трогать.Это касается всего: телефонов, машин, квартир, липовых продаж через интернет.
ППКС. Про ловлю на живца заикался, когда с полицией общался, они сразу такие: ой, это так сложно, это никогда не согласовать, ты просто не представляешь нашей кухни и всё в таком духе. Да и потом если есть у автосалонов там лапа, то им сольют живца. Это прям спецоперация должна быть, о которой даже никто из своих не знает. Кстати, автосалоны довольно осторожные: мы засылали туда живцов, но проблема в том, что пока не дошло до демонстрации паспорта и подписания первых документов, они ведут себя предельно корректно и даже слегка равнодушно. Там развод начинается, когда ты уже по полной засветился и несколько бумаг подписал, которыми тебя и будут шантажировать.
Жегловы умерли, вместе с Высоцким и СССР. Если они вообще когда-либо были кроме киноэкранов. Зачем вору сидеть в тюрьме, если от него на свободе гораздо больше пользы?
Такие ребята на логанах/вестах/Лифанах не ездят, их это наверное не коснется никогда.
мне например интересно, что за банки такие, которые немалой суммы кредиты (по меркам потребительских) оформляют без справок о доходах и похоже вообще без всяких проверок (судя по скорости одобрения). и на каких условиях такие кредиты дают. ЦБ например вполне может на такие банки нажать (прижать), которые в подобных лохотронских схемах участвуют.
Да, по банкам отдельный вопрос. В основном они какие-то «ноунеймы», типа «Банк Хороший», «Банк Оранжевый». Быстрый кредит — риски оправданы диким процентом.
Феррум-авто/Ац-миасс/Владис-авто снова всплыл под новой вывеской на новом месте. ???
Наивных иногородних клиентов из деревень и сел, которые хотят купить новое авто не в салоне настоящих официальных дилеров, да еще и за полцены с нетерпением ждут мошенники из этого «мультибрендового салона».
АЦ Голд-авто — это бывший и Люкс-авто с Кожзаводской.
АЦ Виват-авто — это бывший Аспект-авто.
Еще появился АЦ Гелион авто — я думаю он отпочковался от Владис-авто/Малахит-авто