Челябинские автомобилисты массово получают штрафы с автоматических камер за проезд на желтый сигнал светофора. В редакцию 74.RU прислали скрины и видео сразу нескольких таких случаев. Камеры установлены на перекрестках улицы Российской и проспекта Ленина, Салавата Юлаева и Победы, Барбюса и Дзержинского, Машиностроителей и Новороссийской, автодороги «Меридиан» и Гончаренко. Насколько законны такие штрафы и стал ли проезд на желтый приравниваться к проезду на красный, мы спросили ГИБДД и автоюристов.
— Эх, имеют автомобилистов всё сильней и сильней, — сокрушается таксист Алексей. — Вот она концепция — пересадить всех на общественный транспорт. Включили новые камеры, которые раньше не работали, и стали массово штрафовать за желтый, даже не проверяя, имеет ли водитель возможность остановиться.
Долгое время в Челябинске камеры игнорировали проезд на желтый, потому что требования ПДД в этой части неоднозначны из-за наличия пункта 6.14, который разрешает движение через перекресток при выполнении ряда условий.
Пункт 6.14 ПДД. Водителям, которые при включении желтого сигнала […] не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Чтобы решить вопрос о законности проезда на желтый, необходимо установить, имел ли водитель техническую возможность остановиться без экстренного торможения, что зависит от множества факторов, включая скорость движения, состояние покрытия, тип шин и так далее. Решить этот вопрос «на глазок» невозможно, поэтому ответ на него может дать только автотехническая экспертиза. Ее обычно назначают в случае ДТП с пострадавшими или погибшими.
Видимо, чтобы не провоцировать шквал обжалований, много лет центр фотовидеофиксации нарушений настраивал челябинские камеры таким образом, что проезд стоп-линии на желтый сигнал светофора не наказывался. Но теперь эта практика изменилась, и опрошенные нами юристы считают, что в целом это разумный шаг.
— Желтый сигнал светофора являются запрещающим, и водители должны помнить об этом, — говорит автоюрист ООО «Страховая выплата» Владимир Новгородов. — Доказать невозможность остановиться перед стоп-линией без экстренного торможения можно только с помощью автотехнической экспертизы, но это, по большому счету, нерентабельно — экспертиза стоит около 10 тысяч рублей, столько же придется отдать за услуги юриста, а шансы выиграть дело далеко не стопроцентные.
Проезд на запрещающие сигналы светофора, к которым относятся красный и желтый, наказывается штрафом в 1 тысячу рублей за первый раз и в 5 тысяч рублей — за повторный (в течение года). При этом на второй штраф не действует скидка 50% за своевременную оплату. Если во второй и последующий разы автомобилист попался инспектору лично, ему грозит также лишение водительского удостоверения, но только по решению суда.
Автоюрист Лев Воропаев говорит, что оспорить подобный штраф с камер практически нереально.
— Судебная практика по административным делам в последнее время жесткая и однозначная и идет вплоть до Верховного суда — желтый считается запрещающим сигналом, и проезд на него является нарушением, — объясняет он. — Экспертизы, даже если они есть у автомобилиста, мало помогают. Несколько иная практика в гражданском судопроизводстве, но в любом случае, если автомобилист уже признан нарушителем согласно КоАП, шансов оспорить практически нет. Поэтому в случае с фиксацией нарушения камерами, думаю, всё будет однозначно: обжаловать штраф за проезд на желтый нереально. Позиция судов очень простая: у вас есть три секунды, пока мигает зеленый сигнал светофора, чтобы остановиться.
При этом автоэксперт считает такой подход вполне оправданным.
— Спросите большинство автомобилистов, они скажут вам, что желтый сигнал разрешает движение. Но откройте правила и увидите, что это не так — он однозначно является запрещающим сигналом, — объясняет свою позицию Лев Воропаев. — Из-за тех, кто проскакивает на желтый, происходит очень много аварий, например, связанных с поворотом налево на многополосных дорогах: автомобилист считает, что встречный поток тормозит, а кто-то выскакивает внезапно на желтый.
Аналогичной позиции придерживаются в Госавтоинспекции. Начальник ЦАФАП УГИБДД по Челябинской области Сергей Пурусов рассказал нам, что все случаи нужно рассматривать индивидуально, но в целом ситуация следующая:
— Согласно ПДД, желтый сигнал светофора является запрещающим, и об этом, кажется, все забыли. При этом мы принимаем все меры, чтобы ситуация оставалась для водителей прогнозируемой: все упомянутые светофоры оснащены табло обратного отсчета, а зеленый сигнал мигает в течение трех секунд перед переключением на желтый, что позволяет остановиться без применения экстренного торможения. Также водители должны помнить о пункте 10.1 ПДД, который требует выбирать скорость движения, обеспечивающую соблюдение требований Правил.
По его словам, в ГИБДД проверяют подобные постановления с камер, но если из видеоматериалов следует, что водитель видел сигнал светофора заранее и умышленно не отреагировал на его смену, штраф считается оправданным.
Ну вот, наконец-то! Началось. Давно пора было. Многи водители очень странно интерпретируют правила — если запрещено, но нет наказания, значит, можно.
Тоже считаю, что в этом вопросе главное однозначность. Сам пункт 6.14 ПДД вообще вредоносный, лучше бы добавили в ПДД и ГОСТЫ обязательность обратного отсчёт на светофорах с камерами.
Уже словил такой штраф зимой. Был удивлен. Даже попытался обжаловать. Но безрезультатно.
Справедливости ради надо сказать, что по фото видно, что желтый загорелся еще до пересечения стоп-линии. Значит зеленый мигал еще раньше. Обычно так не езжу, тут видимо невнимательность.
В целом, поддерживаю идею.
Ну, видишь, если жёлтый загорелся, когда ты был за 30 см от линии при скорости 60 км/час, то очевидно, что нарушения 6.14 не было. Но в том и дело, что судить об этом мы, по сути, права не имеем. Так что да, лучше уж просто считать, что жёлтый запрещающий. Тем более и на стрелку поворот по такому же алгоритму идёт, там ещё и отсчёта времени нет.
Я вот одного понять не могу, зачем на некоторых светофорах после красного загорается не сразу зеленый, а сначала желтый.
ну изначально была такая идея — в одном направлении горит красный, в другом зеленый. потом в обоих направлениях горит желтый, что означает скорую смену знаков светофора. те все должны сообразить и остановиться. далее все меняется, красный на зеленый в одном направлении, в другом зеленый на красный и тд. цикл повторяется.