Спонтанный диалог с мошенником

Мой давний знакомый Михаил продавал товар через популярный сервис объявлений, но вместо реального покупателя к нему подкатил мошенник. Михаил быстро распознал схему, удивившись ее примитивной простоте. Обменявшись оскорблениями, стороны остыли, и тут состоялся любопытный диалог, который хорошо показывает, почему в России процветает разного рода читерство — подобные «специалисты» чувствуют себя неприкасаемыми и гордятся статусом «санитаров леса».

На чем ловят пользователей объявлений

Михаил продавал инфузомат — специальный прибор, чтобы ставить капельницы кошке. Стоимость его составляла 25 тысяч рублей, и вскоре нашелся покупатель, который задал несколько вопросов в личных сообщениях и согласился на покупку. Забрать инфузомат лично у него не получалось, и покупатель предложил сделать это через сервис доставки самой площадки объявлений — такая услуга действительно есть на многих сервисах.

Покупатель попросил электронный адрес Михаила, и вскоре пришло уведомление об оплате 25 тысяч. Страница была оформлена в стиле сайта объявлений, и сообщение гласило, что деньги якобы уже зачислены на счет сервиса, а для их получения Михаилу нужно ввести в поля свои данные: имя, фамилию, номер карты, ее баланс… Если бы он это сделал, произошло бы ровно обратное: указанная сумма была бы не зачислена, а списана с его карты.

Присланная мошенником страница была оформлена, как подраздел сайта объявлений. Адрес сайты напоминал реальный, но с рядом дополнительных символов
Кульминация всего действа: здесь нужно ввести баланс своей карты, якобы для подтверждения того, что вы ее владелец. Иногда мошенники снимают конкретную сумму, иногда пытаются выкачать весь счет до дна, хотя эта схема провоцирует больше подозрений
Запрос кода подтверждения. Фактически, жертва собственноручно перечисляет деньги на счет злоумышленников

Михаил догадался, что речь о «фишинге» — мошеннической схеме, когда реальный сайт подменяется копией, а данные и деньги утекают мошенникам. Когда «покупатель» спросил, все ли получилось, Михаил написал ему: «Тупой кретин, ни черта нового придумать не можете». На этом бы все и закончилось, но фраза задела мошенника за живое, и тот принялся доказывать, что несмотря на архаичность схемы, она до сих пор работает. Но Михаила больше поразили даже не детали аферы, довольно известной и старой, а то, какой масштаб приобрел этот «промысел» в России и насколько комфортно чувствуют себя злоумышленники.

«Нас никто не ищет»

На ремарку Михаила, что риски схемы неоправданны и мошенника рано или поздно найдет полиция, тот заметил, цитируем: «Так никто не ищет. Вы представьте, вы приходите в отдел и говорите, что у вас в интернете что-то украли. Они заявление примут, а дальше заниматься не будут».

Тогда Михаил усомнился в том, что схема действительно прибыльная. «Если и работает, то лишь эпизодически», — написал он, чем поранил профессиональную гордость жулика. В ответ тот принялся доказывать, что его заработок исчисляется сотнями тысяч. Он прислал скрин чат-бота, в котором за обман «мамонта» (так называют жертв) на 59 тысяч рублей он заработал 44 тысячи рублей — остальное, видимо, забрал «сервис». Впрочем, сам Михаил сомневается в том, что мошенник зарабатывает по полмиллиона рублей в месяц, как декларирует:

— Скорее всего, это сумма, которую обещают кураторы этого сервиса, — считает он. — Но в любом случае, кто-то еще ведется на эти старые разводы, и мошенники рады.

Один из скринов, присланный мошенником в качестве доказательства, что он не зря протирает штаны

Главное — анонимность

Когда мы говорим об интернет-мошенниках, в голове рисуется образ некого преступного синдиката или осужденных, работающих по таким схемам из зоны. Но в данном случае все куда проще. Наш мошенник обучился ремеслу по интернет-инструкциям, сайты с которыми по какой-то причине не блокируют надзорные органы. После этого он подключился к специально созданному чат-боту, который формирует фальшивые страницы и осуществляет переводы денег, забирая за это свою долю: от 10 до 50% в зависимости от суммы «навара». Инструкция рекомендует работать с объявлениями, в которых указаны цены от 3 до 10 тысяч рублей: более крупных сумм может просто не оказаться на карте жертвы. При этом в случае Михаила использовалась «тюнингованная» схема, где на одном из этапов нужно указывать баланс своей карты якобы для подтверждения того, что вы ее собственник.

Схема не требует личного знакомства между организаторами «бизнеса» и его «сотрудниками», и последние чувствуют себя очень уверенно, поскольку их задача — лишь разговорить «мамонта» и получить его электронный адрес. Остальное делается в автоматическом режиме. Мошенник-исполнитель физически не снимает деньги с карты клиента, а свою долю воспринимает как гонорар. Михаил добавляет:

— Когда я углубился в вопрос, оказалось, что это целая субкультура: в их собственных глазах они не мошенники, они «скамеры» или «воркеры», типа, рабочие. Процесс обмана — это «мамонтизация». Ну, и прицепом идет несложная философия: они санитары леса, а жертвы сами виноваты, что такие наивные, мол, не прошли естественный отбор. Все это перекликается со старыми уголовными прибаутками о том, что лох и деньги должны расстаться, что лох — не мамонт, не вымрет.

Схема для тупых

Популярность схемы объявляется, вероятно, максимально подробными инструкциями по охоте на «мамонтов», в которых, например, содержится подробная классификация потенциальных жертв: от самых выгодных, которые пользуются сервисом впервые, до прошаренных, с которыми лучше не связываться. На вершине пищевой цепи магазины, которые маскируются под клиентов-частников, и с ними работать не рекомендуется тем более. Есть даже подробный список критериев, как вычислить профессионального продавца по характеру фотографий.

Умильно звучит предупреждение, что при работе с продавцами-новичками (формально самой выгодной категорией) важно не нарваться на такого же мошенника, который может работать под личиной лошковатого пользователя, делающего в интернете первые шаги.

Большое внимание уделено психологии «мамонтов». Например, сначала рекомендуется провести «предварительные ласки» и задать массу наивных вопросов о товаре, чтобы создать впечатление бесхитростного человека.

Мануал содержит ответы на популярные вопросы и сомнения «мамонта», например, почему деньги списываются с карты, если должны зачисляться — человек ведь увидит направление перевода денег, когда процессинговый центр затребует подтвердить транзакцию. В ответ рекомендуется отправлять фейковый скрин сайта объявлений (якобы раздел «Часто задаваемые вопросы»), где говорится буквально следующее: «Банк запрашивает удостоверение личности путем бронирования денежных средств продавца в размере суммы продажи для обеспечения безопасности платежа. Денежные средства возвращаются после оплаты в течение 10–15 минут». В реальности при зачислении денег на нашу карту банки не замораживают никаких сумм.

Наиболее частые осечки у мошенников случаются даже не потому, что клиент спрыгивает со схемы, а потому что на его карте просто недостаточно денег. Ведь формально человек продает вещь, и его счет может быть и обнуленным.

_______________

Действия злоумышленников подпадают под определение мошенничества в Уголовном кодексе: хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Если ущерб незначительный, а преступление совершалось в одиночку, преступнику грозит до 2 лет лишения свободы. Если ущерб значительный (более 10 тысяч рублей) и/или преступники действовали группой, предельный срок заключения возрастает до 5 лет (части 1 и 2 статьи 159 УК РФ).

_______________

А кто их ищет?

Михаил, в свою очередь, задается вопросом, почему при таком бесстрашии интернет-воров, полиция не может найти на них управу.

— Начнем с риторического вопроса: почему у нас блокируют ресурсы, связанные известно с чем, а инструкции для жуликов не блокируют? — рассуждает он. — Далее: неужели нельзя внедриться в эти чаты, провести оперативную работу, отследить транзакции, выйти на жуликов? Раньше процессинговые центры были не в России, но теперь-то у нас. Можно все это отследить, только воля нужна.

Под каждого лоха — своя схема

Проблема интернет-аферистов и телефонных мошенников действительно обостряется. Одна из популярных схем развода — это звонок клиенту якобы от лица службы безопасности банка: человека убеждают, что мошенники пытаются снять с его счета деньги и требуют совершить ряд операций для их «блокировки». Вот история детского тренера из Златоуста, который попался на эту удочку, а теперь остался один на один с банковскими коллекторами. Несмотря на возбуждение уголовного дела против неустановленных лиц, суды разных инстанций считают притязания банка легитимными.

Процветают и «серые дилеры»: автосалоны, которые заманивают клиентов обещаниями низких цен на автомобили, а затем продают их в кредит с абсурдными наценками. Полиция зачастую не видит причин для возбуждения уголовных дел против сотрудников или владельцев салона, ссылаясь на добровольность заключения договора купли-продажи.

Иногда мошенники звонят якобы от лица оператора сотовой связи. Не выходит из моды и банальный «фишинг»: заманивание клиентов на фейковые страницы банков или других солидных организаций. А некоторые люди настолько поддаются на внушения мошенников, что готовы выполнять их инструкции несколько дней подряд.

6 Comments

  1. Все просто: чем хуже и тяжелее человеку живётся, тем больше хочется верить в сказку. Отсюда и буйное цветение с 2014 года всяких мошеннических схем, коучей, ворожителей, гадателей, архитекторов судьбы. Я подозреваю, что и сами представители крупного корпоративного бизнеса не гнушаются всякими схемами по внезапному списанию небольших сумм мо счетов пользователей. Это же тоже мошенничество. Разбираться никто не хочет.
    Ну а насчёт правоохранительных органов, так это всего-навсего характеризует эту систему как не соответствующую возложенным на нее задачам. За все время моей жизни эти органы никак себя не проявили в плане охраны правопорядка по отношению ко мне. Начиная с момента, когда в институте украли куртку. Ладно, был один случай с тёщей, но здесь больше исключение, чем правило. В остальном все как раз-таки наоборот. «Выдали пистолет и крутись как хочешь».
    Только за этими мошенническими схемами стоят синдикаты, которые вряд ли позволят ментам как-то ломать их планы по отъему денег у населения.

    1. Всё ещё усугубляется отсутствием у полиции опыта по расследованию преступлений в IT-сфере, всё же она очень динамичная. И даже если особые отделы полиции и ФСБ умеют вычислять тех, кто пишет негативные комментарии или интересуется радикальной тематикой, ловля интернет-мошенников — задача другого уровня сложности, тем более, что они тоже не дураки и хвосты подчищают. Это новая сфера, которая бурно развивается, и вряд ли наша полиция в состоянии быстро отреагировать на эти вызовы.
      Вот банально: вычислил ты IP-адрес и физическое расположение злоумышленника, приехал на место, там съемная квартира ит компьютер. И кто с него выходил? Тут нужно отдельное расследование, чтобы доказать, что это был Вася или Петя.
      То же с финансовыми потоками: не думаю, что мошенники на свои зарплатные карты деньги зачисляют. Наверняка есть схемы с какими-нибудь биткоинами или чем-то подобным, которые сложно/невозможно отследить.
      Впрочем, для начала было бы не плохо устроить несколько показательных порок, чтобы мошенники вроде героя статьи (то есть не уголовники закоренелые, а те, кому по фану) слегка призадумались.

      1. Да, скорее всего, рядовые вымогатели это 20+ лет, которым в силу молодости и амбиций хочется красивой жизни и денег по-быстрому. Что касается органов, то было бы желание. В силу того, как это все махрово цветет, не все особо заморачиваются с безопасностью. Иначе надо быть полным параноиком. Это невозможно, где-нибудь обязательно будет прокол. Цифровой след в настоящий момент достаточно просто отследить. Это ж какие-то мамкины хакеры занимаются. Я про реализаторов имею в виду. Ну а голова она, естественно, вне досягаемости. Понимаю, понимаю, тебе чужда теория заговора. Только у меня нет иного объяснения, глядя на то, как это распространено. Ну и также от того, что я обращался несколько раз в полицию с заявлением о попытке мошенничества. Догадываешься, что мне прислали, когда вышли сроки рассмотрения заявления? Что типа сам дурак, не лезь куда не просят, а также что раз не украли, можешь вздохнуть и жить дальше. Ну и все в таком духе. Просто мне кацца, что полицаи томно закатывают глаза и вздыхают: ну что мы можем поделать? Это же так сложно, это нам не по силам, у нас нет времени/возможности/ресурсов. Это только в советских фильмах восхваляли оперов, показывая как они ходят и заявления принимают по краже белья. В жизни все иначе.
        Я вообще ржал, когда приехал в далёком 2000 году на Васенко заявление подать на кражу куртки. Мне там полчаса лапшу вешали, про то, как же так, ну вот, как же они будут, ну вот откуда они найдут. Ясно, что заявление не приняли. Да и я молод был, не настоял. Напоследок «утешили»: ты если кого подозрительного увидишь, кто мог украсть, сразу сюда, а мы тут им займёмся. Вот она, истинная работа истинных полицаев.
        И если б это было как-то единично, а то все укладывается в одну канву.

      2. Я с тобой согласен, что если представлять некий идеальный вариант полиции, какой она должна быть, то там есть специальный отдел из очкастых ботаников, которые денно и нощное отслеживают всю подозрительную активность и приносят следакам на блюдце всю оперативную информацию, а те ловко и профессионально устраивают рейды по рядовым мошенникам, а периодически ловят и глав бизнеса.
        Но если вернуться к нашим реалиям, где половина документооборота в бумажной форме, а часть сотрудников компьютер видят лишь печатной машинкой, где нет нормальной статистики, где тупят сайты, где до сих пор грузятся весящие тонны сканы документов и так далее — то понятно, что не по Сеньке шапка. Мошенников много, сотрудников мало. Мошенники мобильные, сотрудники связаны бюрократией. Им нужно тут разрешение получить, тут судебный ордер, там начальству обосновать…
        Я давно задавал вопросы, почему «серых дилеров» не ловят на живца: в полиции мне объяснили, что это такая не дай бог забюрокраченная процедура — заслать туда сотрудника с прослушкой — что типа никто заниматься не хочет.
        Проколов у мошенников наверняка много, но опять же — в каждом случае это что-то специфическое: тут симку засветили, там счёт. Это в любом случае требует высокой технической квалификации ловцов и прозрачности информации, а она зачастую доступа им по запросам, которые отрабатываются по несколько дней, ведь сотовые операторы, банки, провайдеры — это тоже бюрократические машины.
        Но с учётом ситуации контроль интернета и средств связи выходит на первый план, так что и полиция скоро подтянется, только совсем для других целей. И до мошенников опять руки не дойдут.
        И опять же не забудем, что мошенники адаптивны. Если полиция будет их тщательней ловить, они будут тщательней скрываться. Да и плюс сами их жертвы в обществе сочувствия не вызывают, зачем полиции напрягаться?

      3. Ну вот почему ты все время такие темы поднимаешь, которые не имеют какого-то разрешения, а чем больше начинаешь копаться в них, тем они сильнее уходят в какое-то тугое сплетение, что возникает только и желания, что рукой махнуть, да хрен со всем этим. Это как мчишься с легкостью на вагонетке и влетаешь в какую-то патоку, с нелинейной вязкостью. Чем больше пытаешься продвинуться дальше, тем сильнее вязнешь. И вот уже проблема не столько в полиции, а в нас, что там такие же люди с проблемами и прочее. И в итоге встает вопрос: это все-таки жизнь такая или мы такие? Что, если бы не хотелось «быстренько и по легкому», то проблем бы не было. Может, нам действительно, нужна карающая рука? Я правда, иногда воображаю, что вот, ты совершаешь какое-нибудь нарушение и тут бац, голова разрывается. ну, или еще что-то в таком духе. Украл, раз, рука отпала. Невольно возникает мысль, ну неужели мы все-таки животные и только страх может нас останавливать?

  2. Но вообще меня эта проблема волнует даже в более широком ключе. Имея кучу аккаунтов, проводя множество операций в интернете объективно никто не может быть уверен, что он всё делает максимально безопасным образом, что его комп/смартфон не словил вирус, что он находится именно на той странице, которая подразумевается. Понятно, что если мошенник просит продиктовать пин-код, это совсем уж развод для дурачков, но вот моих личных познаний не хватит, чтобы отличить безопасную страницу для транзакций от хорошо сделанной подменной. И всё это будет совершенствоваться дальше. И да, специалисты в области будут давать сто тыщ советов, как действовать в ста тыщах возможных ситуациях, но я сомневаюсь, что просто обыватель способен всё это в себя загрузить и всегда быть на стрёме. Так что от такого рода мошенничества никто не застрахован и потому проблему нужно решать. И ладно, если стырили небольшую сумму, а что делать людям, на которых вешают кредиты с выплатами в половину зарплаты? Так что проблема безусловно должна решать, иначе скоро мы все мамонтизируемся.

Добавить комментарий