Подешевеют ли авто в 2023?

Haval Jolion — пример автомобиля, который с весны 2022 года подешевел

В 2022-м цены на автомобили не только установили очередной рекорд, но и ушли в зону абсурда: «Лады» стоят как кроссоверы, кроссоверы — как квартиры, а остальное еще дороже. И сколько бы участники авторынка ни говорили, что людям надо привыкнуть к новой ценовой реальности, привыкнуть получится не у всех, потому что, как говаривал персонаж одного мультика: «У нас денег нет». Мы изучили актуальные прайсы на автомобили и оценили шансы на их снижение в 2023 году.

Примеры снижения цен

В 2022 году случилось очень редкое на российском рынке явление: в какой-то момент цены на машины действительно поползли вниз, так что сам по себе прецедент есть. Например, один из нынешних лидеров рынка, китайский бренд Haval, с февраля по декабрь провел уж восемь корректировок прайс-листов. Возьмет популярный кроссовер Jolion: в начале февраля базовая цена поднялась до 1,499 миллиона рублей, в апреле, уже после начала спецоперации, подскочила почти на миллион — до 2,399 миллиона. Но затем в мае и сентябре она дважды снижалась и сейчас составляет 1,899 миллиона рублей. Это на 27% выше февральской цены, но на 21% ниже апрельской. Похожая история и с другими моделями Haval.

Дорогие мои «Москвичи»

Но всё равно стоимость автомобилей остается на заоблачном уровне. Характерный пример — как бы российский «Москвич», сборку которого наладили на бывшем заводе Renault в Москве. Недавно стали известны цены, но российский шильдик, кажется, только ухудшил ситуацию. Базовая комплектация переднеприводного кроссовера стоит 1,97 миллиона рублей, правда, речь о версии с турбодвигателем мощностью 150 л. с. и неплохим оснащением (есть климат-контроль, мультимедиа, люк, легкосплавные 17-дюймовые колеса). Версия с вариатором начинается от 2,035 миллиона, а за электрический «Москвич 3е» просят 3,5 миллиона.

Цена «Москвича» оказалась несоветской

Тут невольно вспоминаешь, что Renault Duster, который выпускали на этом заводе до всех перипетий, стоил в диапазоне 1,15–1,6 миллиона рублей (по состоянию на январь 2022 года). То есть даже топовая версия с полным приводом и хорошим оснащением была на 400 тысяч дешевле, чем моноприводный «Москвич 3».

Можно провести и другую параллель: еще до старта производства «Москвича» из Китая к нам ввезли партию JAC JS4 (идентичная модель), правда, с чуть менее мощным турбомотором — он развивает 136 л. с. Сейчас дилеры распродают эти автомобили, и версия с вариатором стоит 1,9 миллиона рублей, то есть на 135 тысяч дешевле «Москвича» с такой коробкой. Кроме того, JAC JS4 выпускает на заводе «СарыаркаАвтопром» в Казахстане, и там цена турбоверсии стартует от 10,5 миллиона тенге, то есть в пределах 1,6 миллиона рублей даже с учетом некоторого обесценивания рубля.

Исходник для «Москвича» — JAC JS4. Стоит он даже дешевле

Почем электричество

Липецкий завод «Моторинвест» с осени выпускает электромобили Evolute i-Pro и i-Joy на базе китайских моделей Dongfeng, но и их цена, несмотря на якобы российский бренд, не радует: от 2,9 и 3,5 миллиона рублей соответственно.

«Моторинвест» также стал импортером китайских электромобилей Voyah с претензией на премиальный сегмент: первым на рынок вышел кроссовер Free, по классу близкий к Volvo XC90. Два электромотора в сумме развивают 488 л. с., а батареи емкостью 106 кВт*ч должно хватать на 500 километров, измеренных по современной методике WLTP. Но и цена оказалась кусачей — минимум 7,99 миллиона рублей. За эти деньги в принципе еще можно найти у дилеров Volvo XC90 из коллекции 2021 года, но запасы их тают, что и позволяет новым маркам ломить цены.

Voyah Free — крупный электрический кроссовер с полным приводом

От «Гранты» до «Про Макса»

Минимальную планку цен много лет задает Lada Granta, которая сейчас в самой пустой версии стоит от 678 тысяч рублей. Но если нужна более-менее разумная комплектация с двумя подушками безопасности, кондиционером, аудиосистемой и подогревом сидений, цена подскакивает до 781 тысячи. Двигатель будет безальтернативным, 90-сильным, как и механическая коробка передач, а АБС нет в принципе.

Чуть дороже «Гранты» стоят Niva Legend (от 809 тысяч) и Niva Travel (от 999 тысяч рублей). Следующая остановка — это УАЗы: «Патриот» с мотором под «Евро-2» и в скромной комплектации стоит уже от 1,5 миллиона рублей.

Дилеры Lada продают в основном Granta и Niva, но изредка встречаются и «Весты»

Ниша новых автомобилей 1–1,5 миллиона рублей пустует. Небольшие китайские кроссоверы, которые в старые времена стоили бы чуть более миллиона рублей, теперь минимум в полтора раза дороже. Так, Haval Jolion начинается от 1,9 миллиона, Cherry Tiggo 4 Pro — от 2,05 миллиона рублей, Geely Coolray — от 2,3 миллиона и так далее.

А если, например, нужен кроссовер формата полноприводного Nissan X-Trail и в хорошей комплектации? Можно посмотреть Chery Tiggo 8 Pro Max (младшие модели компании бывают только моноприводные). Но его цена стартует от 3,9 миллиона рублей, что в былые времена позволило бы купить аналогичный автомобиль премиум-класса.

Снижение неизбежно?

Основной причиной роста цен участники рынка называют резко снизившуюся конкуренцию, что позволяет оставшимся игрокам (в основном китайским) диктовать условия. Коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов надеется, что в следующем году ситуация изменится: приход новых брендов и моделей усилит соперничество и может вынудить китайские компании пойти на корректировку прайс-листов.

Другая причина высоких цен — остановка местных производств. Промсборка обеспечивала финансовые льготы компаниям типа Volkswagen, Renault и Hyundai и снижала себестоимость машин. Сейчас в режиме промсборки работает лишь завод Haval под Тулой, а большая часть иномарок ввозится в готовом виде. Помимо высоких таможенных пошлин, на цену влияет и стоимость доставки, потому что санкции очень усложнили логистику.

Ситуация особенно ударила по сегменту бюджетных иномарок класса Hyundai Solaris и Creta, что и привело к образованию рыночной бреши в сегменте цен от 1 до 2 миллионов рублей: предложения здесь можно пересчитать по пальцам. Для недорогой машины пошлины и доставка слишком критичны, поэтому, например, машины В-класса редко везут по схеме параллельного импорта (но примеры есть).

В Узбекистане наладили производство седана Chevrolet Onix, близкого к Hyundai Solaris. Стоимость в России, по нашим оценкам, составляла бы в районе 1,3–1,6 миллиона рублей, но ввоз осложнен из-за позиции General Motors

Частично исправить ситуацию призван проект АВТОВАЗа по перезапуску бывшего завода Nissan в Петербурге: здесь планируется «партнерская сборка» иномарок под брендом Lada, причем речь о седанах и кроссоверах С- и D-класса: сейчас у АВТОВАЗа таких нет. С учетом преференций, которые АВТОВАЗ обычно получает от правительства, такие иномарки могут частично компенсировать нехватку машин средней стоимости. Но проблема даже не в этом: завод в лучшем случае начнет работу во второй половине 2023 года, а план выпуска — пока лишь 10 тысяч машин. Для сравнения: в 2021 году только корейская троица Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta разошлась тиражом более 210 тысяч автомобилей, а были еще Renault Logan, Lada XRAY, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. Так что даже в случае успеха «питерского филиала» АВТОВАЗа ожидать серьезного демпинга не стоит: конкуренция останется невысокой.

Сбить цены могло бы изменение таможенных пошлин и других сборов (например, утилизационного), но пока в правительстве РФ даже не рассматривают такой сценарий. Одним из приоритетов является перезапуск вставших заводов, а с этой точки зрения сложности параллельного импорта только на руку.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр видит в таком подходе проблему:

— Стимулятор для снижения стоимости — это или конкурентная среда, или товар недостаточного качества. Если открыть границы для ввоза машин, то возникнет конкуренция, в том числе между китайскими производителями, между теми, кто ввозит машины параллельным импортом. Таможенные пошлины у нас заградительные, и раньше они способствовали росту производства на территории РФ, но роста не произошло, произошел регресс, и, кроме трех калек-заводов в Липецке, Москве, Тольятти, производства почти не осталось, а пошлины на месте. Но когда к Минфину обращаются с предложением снизить их, он говорит: «Извините, нам деньги очень нужны». А для страны нужны автомобили, чтобы развивалась экономика, потому что каждый автомобиль — это шесть рабочих мест, это ГСМ, обслуживание, мойка.

Но для импорта серьезным фактором риска являются курсы валют. Нескромные цены на автомобили сформировались в период, когда доллар стоил порядка 60 рублей, сейчас — 70 рублей, и эксперты прогнозируют колебания курсов в будущем году. В таких условиях импортеры автомобилей работают по внутреннему курсу, который устанавливают с запасом, чтобы нивелировать возможные риски. А значит, стоимость машин может подняться просто из-за негативных ожиданий.

На дальнейший рост цен настраиваются и представители автобизнеса, хотя количественные оценки расходятся. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов пообещал, что стоимость автомобилей Lada в следующем году будет расти медленнее инфляции, которая оценивается Банком России в 5–7%. О необходимости постоянного контроля автомобильных прайсов говорил и президент РФ, но эксперты сомневаются, что его предложения всерьез повлияют на рынок.

Получается, что предпосылки к некоторому снижению (или хотя бы стабилизации) автомобильных цен есть, и главная из них — приход новых брендов на место ушедших. Но много и непредсказуемости: уровень инфляции, курсы валют, доходы россиян. С учетом незначительности нашего рынка в сравнении с китайским эксперты сомневаются, что компании из КНР пойдут на серьёзный демпинг, хотя точечные регулировки цен вполне возможны.

2 Comments

  1. Ага, бля, подешевеют:)) Будет отрицательное снижение цены. А еще станем первыми в космосе, ИТ, медицине и других областях.

  2. «Эх, Петька, вот перебьем всех белых — тогда заживем!» ….. (анекдот , уже 50 лет ему, а воз и ныне там).

Добавить комментарий