Год назад владелец Range Rover Sport Николай обратился в официальный дилерский центр компании «Планета Авто» для мелкосрочного ремонта: требовалось заменить пару прокладок, лампочек и несколько технических жидкостей, включая ту, что заливается в активный стабилизатор. До этого он по ошибке залил туда охлаждайку, поэтому требовалась повторная промывка системы. В день, когда автомобилист должен был забирать машину, ему позвонил сотрудник сервиса и велел приезжать на один из перекрестков в Челябинске, где иномарка стоит с заклинившим мотором. Оказалось, в ходе тестовой поездки ради проверки качества ремонта возникла серьезная неисправность, и теперь стороны расходятся во мнении, по чьей вине это произошло. Отдельного внимания заслуживает вопрос: имеет ли сотрудник дилерского центра ездить на ремонтируемом автомобиле без предварительного уведомления хозяина?
«Вызывайте эвакуатор и забирайте машину»
Николай говорит, что все работы в заказ-наряде были мелкими, а выполнял он их по рекомендации предыдущего сервиса ради профилактики.
— Мне сказали, что некоторые прокладки в двигателе и трансмиссии ссыхаются от времени и нужно их заменить, — рассказывает он. — Этот Range Rover выпущен в 2011 году, но использовался как машина выходного дня, и пробег там небольшой, порядка 10 тысяч километров в год. Никакой течи масла или чего-то такого не было, я просто следовал рекомендациям. Попутно мне меняли жидкости в системе охлаждения, раздатке и гидроусилителе руля.
21 февраля прошлого года автовладелец пригнал машину в сервисный центр «Планеты Авто» и должен был забрать его через два дня ближе к вечеру. Но днем 23 февраля ему позвонил сотрудник.
— Он говорит: «Мы вот тут проводили тестовую поездку, и у машины заклинило мотор, вызывайте эвакуатор и забирайте ее», — вспоминает Николай. — Я сказал, что передавал им машину в исправном состоянии и проводить глобальных работ по двигателю не просил, поэтому забирать не буду. Мы с ними встретились уже в сервисе, и, как я потом увидел на записи, они притащили автомобиль туда на буксире, что не полезно для машин с автоматической коробкой передач.
Николай считает, что поломка произошла из-за недостаточного прогрева мотора перед тестовой поездкой.
— Судя по данным одометра, они проехали порядка трех километров в одну сторону до поломки, а день был очень морозный, — продолжает он. — Дизельный двигатель прогревается небыстро, думаю, они просто дали слишком много оборотов, не дав ему как следует поработать. Первоначально они говорили мне, мол, всё дело в плохом качестве масла, мы провели за свой счет экспертизу — масло нормальное.
Николай обратился в полицию и прокуратуру, а также с помощью юристов оформил исковое заявление в суд. Его возмущает как сам факт езды на автомобиле, так и его поломка.
— Мне говорили, что при замене охлаждающей жидкости может требоваться запуск мотора и его работа на частоте 2000 об/мин, чтобы исключить паровые пробки, но для чего было выезжать на дороги, я не понимаю, — недоумевает он.
Впрочем, в компании «Планета Авто» объяснили этот факт тем, что Николай просил восстановить работоспособность активного стабилизатора в задней подвеске, куда до этого по ошибке залил охлаждающую жидкость. Чтобы активировать систему после повторной замены жидкости, потребовалась тестовая поездка.
Что показала экспертиза
Ущерб Николай оценивает более чем в 2 миллиона рублей, подчеркивая при этом, что с началом СВО стоимость деталей возросла, так что актуальная сумма может быть выше. Впрочем, эксперты насчитали сумму порядка 1 миллиона рублей, притом что сам Range Rover Sport 2011 года выпуска стоит в среднем 1,5–2 миллиона.
Как показала независимая экспертиза ООО АКЦ «Практика», у дизеля Range Rover провернуло вкладыши коленчатого вала, из-за чего на шейках и самих вкладышах образовались задиры. Приводим один из выводов эксперта:
— Во время тестовой поездки в результате агрессивного стиля вождения на детали ДВС оказывалась повышенная нагрузка, что привело к образованию критической величины износа вкладышей и увеличению зазора между вкладышами и шейками коленвала, вследствие чего ухудшились условия смазки пар трения. После чего произошло проворачивание шатунных вкладышей 3-го и 6-го цилиндров и коренных вкладышей 3-й шейки коленвала.
Эксперт пришел к выводу, что работы, проводимые компанией «Планета Авто», находятся в причинно-следственной связи с повреждением двигателя этого Range Rover Sport.
Тест-драйв в целях диагностики
Поездки на автомобилях клиента для их диагностики предусмотрены регламентом многих автодилеров, и зачастую владельцы даже не знают о них, пока ситуация не заканчивается ДТП или крупной поломкой. Мы уже рассказывали о почти идентичном конфликте владельца BMW 7 с компанией «М-Сервис»: тогда тоже речь шла о заклинившем моторе. Кстати, схожим является и тот факт, что машина была не новая, а хозяин не являлся регулярным клиентом компании.
Согласие на подобные процедуры обычно прописаны в договоре или заявке на работы, но сотрудники сервисов зачастую не акцентируют на этом внимания. В данном случае под перечнем работ был большой блок информации мелким шрифтом, где в числе прочего указывалось: «Сотрудникам исполнителя разрешается управление автомобилем с целью проверки качества ремонта».
Работники вынуждены садиться за руль автомобиля, например, чтобы загнать его в помещение сервиса и вернуть к зоне выдачи. Но указанное разрешение не распространяется автоматически на дороги общего пользования, для чего как минимум нужно быть вписанным в полис ОСАГО (если машина принадлежит физлицу) и получить доверенность (если владелец — юрлицо).
— Вообще законность такого пункта в заказе на работы вызывает вопросы, — считает автоюрист Лев Воропаев. — По новой судебной практике водитель получает право пользоваться автомобилем, если у него на руках есть свидетельство о регистрации и он вписан в полис ОСАГО. В случае с машинами юрлиц всё еще сложнее, потому что нужна доверенность, путевой лист, предрейсовый медосмотр и так далее. В любом случае для перемещения по дорогам общего пользования мастер сервиса должен получить какое-то явное и недвусмысленное разрешение собственника, которое отражает его волю.
Считается ли такое деяние угоном автомобиля?
— В теории, если собственник автомобиля обнаружит его на дороге и заявит о преступлении, это может быть квалифицировано как угон без цели хищения, — говорит эксперт. — Другое дело, что остается вопрос умышленности деяния: при наличии упомянутой выше сноски в заказе, думаю, деяние будет квалифицировано как неумышленное.
Что ответили в компании «Планета Авто»
Генеральный директор компании «Планета Авто» Андрей Кольцук рассказал следующее:
— Данный клиент обратился к нам для проведения ремонтных работ за пределами сроков гарантийного обслуживания, и ремонт потребовал ходовых испытаний на дорогах общего пользования для проверки системы курсовой устойчивости в поворотах, для чего требовалось прогреть автомобиль до рабочих температур. Данные испытания были произведены, но в процессе автомобиль остановился и был транспортирован в цех для определения характера неисправности. Клиент был вызван в сервис, в его присутствии был проведен забор масла, разобран автомобиль, предложена проверка качества на предмет возможной поломки. Мы сделали независимую экспертизу, согласно которой поломка произошла в связи с износом деталей двигателя, но клиент не согласился и сделал свою экспертизу, после чего решил обратиться в суд. Тот назначил собственную экспертизу, которая будет выполнена в ближайшее время.
В перечне работ действительно есть пункт, сформулированный следующим образом: «Система динамической стабилизации кузова при движении в повороте (ACE) — продувка задней системы». Продувка потребовалась вследствие упомянутой выше ошибки владельца, когда он залил в резервуар активного стабилизатора охлаждающую жидкость. По словам руководства «Планеты Авто», автомобиль выехал за территорию сервиса именно для того, чтобы система динамической стабилизации кузова активировалась после сервисных работ.
Что такое активный стабилизатор поперечной устойчивости? Простые стабилизаторы есть в подвесках большинства машин и необходимы для подавления кренов кузова при прохождении поворотов. Чаще всего они представляют собой обычный торсион, то есть стальной пруток, который скручивается при разнонаправленных ходах подвески левого и правого бортов. Активный стабилизатор сложнее: он имеет гидравлическое устройство, задача которого — свести крены к минимуму. Это особенно важно для высоких машин вроде кроссоверов и внедорожников. Активные стабилизаторы — удел автомобилей премиального сегмента.
Андрей Кольцук подчеркнул, что в судебном заседании представители «Планеты Авто» предъявили заказ-наряд, датированный июлем 2018 года, подтверждающий, что Николай обратился в сервис компании из-за проблем с системой смазки: тогда выяснилось, что в ней не хватает 3,5 литра масла, что составляет более половины общего объема системы.
— То есть клиент ездил в режиме масляного голодания, — подчеркивает Андрей Кольцук. — За объемом масла в двигателе должен следить сам клиент, и есть датчики, которые показывают необходимость заезда в сервис. И если клиент не смотрит на датчики, то поломки, вызванные масляным голоданием, являются его зоной ответственности.
Экспертиза, выполненная по заказу самого Николая, учла этот момент, но пришла к выводу, что масляное голодание не сказалось на работе мотора: эксперт отметил, что с того момента прошло более 3,5 года, а на других деталях мотора не видно характерных следов износа, которые спровоцировал бы масляный голод. Впрочем, для суда будет значима новая экспертиза, результаты которой пока неизвестны.
Заливка охлаждайки в активный стабилизатор и езда с низким уровнем масла, по мнению руководства «Планеты Авто», говорит о том, что владелец не слишком педантичен в вопросах эксплуатации автомобиля.
Сейчас Николай пытается взыскать с компании «Планета Авто» порядка 2,3 миллиона рублей, включая расходы на экспертов и моральный ущерб. Также он обратился в полицию с требованием возбудить уголовное дело против человека, управлявшего машиной за пределами сервиса. В 2022 году уголовное дело возбуждено не было, и в феврале 2023-го Николай написал жалобу в прокуратуру Калининского района: в настоящий момент идет проверка.
Как-то решил попробовать провести диагностику ходовой Патриота в ПА, на тот момент тоже официальном дилере (хз, как там сейчас). Сравнить, так сказать, подходы.
Все вежливо, все хорошо, попросился в ремзону — без проблем.
Но когда слесарь при мне позвал другого, чтоб узнать, как регулируются задние тормоза, а потом я сам был вынужден им двоим об этом рассказывать — спасибо, дальше давайте сами без меня.
А кто-то ведь им верит.
И это у тебя ещё стабилизаторы пассивные. А то бы вообще швах)
Хвала богам )))
Я вот примерно поэтому:
1) никогда не оставляю ключи на мойке и где-либо. Обычно говорят: «Да нам тут такие машины оставляют и т.п.», а я думаю, да и пусть оставляют, а я не буду.
2) дорогие для меня авто обслуживаю сам, а теперь и диагностика мне по плечу. В гараже, не спеша, имея необходимый спец. инструмент можно сделать совсем не хуже, а даже лучше большую часть работ.
3) по возможности присутствую в рем. зоне, если речь, например, по сход-развал.
Параноидален я, в общем))
Тоже во многом перешел на самостоятельное автоковыряние.
Точно никто не сделает так бережно и внимательно, как сам.