«Зад, пожалуйста, подвиньте». О поворотах налево

Повороты налево опасны, неудобны и создают помехи для тех, кто позади. Но есть особый тип поворота налево, когда рядом трамвайные пути: в этом случае можно сместиться на них и не мешать другим. Жаль, многие пренебрегают такой возможностью.

Я вообще мню святое правило: при любых манёврах уступать дорогу трамваям. Но чтить его нужно не вопреки здравому смыслу. Я езжу вдоль трамвайных путей каждый день и постоянно наблюдаю водителей, которые затыкают левый ряд даже в отсутствие трамвая. Или, хуже того, они выезжают на рельсы клочком автомобиля, мешая и трамваю, и тем, кто сзади. Вот этого делать не надо. Если ад все-таки существует, обидно будет угодить в него из-за такой мелочи.

Правила не только разрешают, но даже требуют от нас поворачивать налево с трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью (пункт 8.5. ПДД). Правда, есть две оговорки. Во-первых, не должно создаваться помех трамваю, и если он уже подъезжает к перекрёстку, нужно пропустить его и уже потом выруливать на пути. Во-вторых, если есть знаки движения по полосам, то поворот выполняется согласно их указаниям. В общем случае это означает, что выезжать на трамвайные пути заранее (то есть до перекрестка) не надо, но в любом случае в момент манёвра вы, конечно, неизбежно окажетесь на путях, и лучше, если сразу приберете роскошный зад своего автомобиля, позволив машинам позади ехать прямо.

Перед большинством крупных перекрёстков Челябинска есть знаки движения по полосам, поэтому поворот налево осуществляется из самой полосы. Но уже на самом пересечении выезжать на пути можно смело, если нет помех трамваю

Многие водители почему-то боятся трамвайных путей, как минного поля. Они могут летать 100 км/час по городу и лавировать по рядам с миллиметровыми зазорами, но трамвайные пути вгоняют их в ученический ступор, и они втягиваются на них в темпе похоронной процессии. А власти, полюбовавшись на это, вынуждены менять фазы светофоров или вообще запрещать повороты налево, чтобы «расшить» перекрёстки.

Бывает, конечно, вереница желающих «сходить налево» так велика, что места на путях всем просто не хватит. Тогда вопросов нет. Но есть и очень ёмкие пересечения, например, Молодогвардейцев и проспекта Победы, где на путях может разместиться этак 5-6 машин с каждого направления. И в целом, этой возможностью нужно пользоваться.

Остаётся последний вопрос: как быть с трамваями? Ведь они имеют свойство подъезжать в тот момент, когда мы уже стоим на путях, а создавать им помехи — это грех, умноженный на количество пассажиров. Я пользуюсь таким алгоритмом: если трамвай готов тронуться с остановки перед пересечением или приближается к нему ходом, я остаюсь в полосе и пропускаю его: это занимает секунд 10. Если же трамвая не видно, я убираю машину с проезжей части на пути, а коли уж трамвай прибудет издалека, ему придётся подождать. Но на практике такое бывает редко, тем более перед перекрёстками часто располагаются остановки.

Почти все трамвайные пути вдоль крупных магистралей скоро будут обособленными. На фото — улица Цвиллинга

В некоторых городах разрешён не только поворот с трамвайных путей, но и езда по ним: к чему пропадать целой полосе? В Челябинске от такой концепции отказались, и после масштабной реконструкции пути станут обособленными, что хорошо для скорости трамваев. Но даже так выезжать на рельсы на пересечениях не возбраняется (с оговорками выше).

Добавить комментарий