Нерыночные отношения. Как Кременкуль воспринял приезд Каширинского рынка

Все фото — Дарьи Пона

На территории размером с небольшое взлётное поле стоят около 150 фур, в основном, с узбекскими номерами. В больших ангарах — коробки с фруктами, сухофруктами, орехами, овощами и прочими дарами южных государств, поставляемыми в Челябинскую область через эту оптовку. Площадка на территории овощебазы на краю поселка Кременкуль стала уже третьим пристанищем бывшего Каширинского рынка, который около года назад начали перемещать с его исторического места из-за строительства жилого комплекса. Рынок, получивший название из-за улицы Братьев Кашириных, перебрался сначала на границу Челябинска в районе ЖК «Парковый Премиум», но после серии конфликтов с его жителями съехал снова.

Большую часть территории рынка занимают стоящие грузовики

Когда на прошлой неделе караваны фур приехали в Кременкуль, жители начали собирать подписи против такого соседства: больше всего их возмущает, что в экосистему небольшого и благополучного посёлка вторглось предприятие, завязанное на большое количество транзитных работников, огромные потоки транспорта и прочую специфику продуктовых рынков. Впрочем, у руководства новой площадки свой взгляд на вещи, и здесь нас заверили, что рынок будет существовать как бы в собственном пузыре.

Мы побывали в Кременкуле, выслушали его жителей, сходили рынок и пообщались с торговцами. Получилось два контрастных взгляда на одну ситуацию.

Торговля идёт из павильонов и прямо с машин

«Боимся детей в школу отпускать»

Подписи жители Кременкуля собирают в магазинах, и в день нашего визита, по оценкам, против высказались уже 500 человек. А вообще, рассчитывают собрать 1000 подписей: говорят, мол, равнодушных к ситуации нет. По данным на 2021 год, в Кременкуле жило 3689 человек, то есть обитатели поселка надеются, что выскажется каждый взрослый дееспособный гражданин.

Список их опасений обширен и в первую очередь связан с наплывом большого количества мигрантов и временных работников, которые не станут относиться к посёлку, как своему дому, скорее, как к заднему двору предприятия.

— Мы сюда переезжали ради безопасности, спокойствия, чистого воздуха, — рассказывает одна из активисток, прося не называть её настоящего имени. — Здесь все друг друга знают, это такая большая коммуна, где мы чувствовали себя своими. А сейчас что получается? Будут сотнями ходить и ездить какие-то люди, которые нагадят, уедут и спросу с них нет! А что будет с уровнем преступности? А вы посмотрите, какие помойки у нас в лесу появились?

Сбор подписей в зоомагазине. Конкретно в этом журнале 75 подписантов (по состоянию на 14:00 29 августа)
Куча овощных ящиков в лесу под Кременкулем. Также есть кучи гнилой картошки, шкур животных. Сложно судить, когда именно они здесь появились: переезд рынка состоялся 26 августа, а кучи как будто старше. Но жители уверены, что такие же свалки теперь появятся повсеместно

Кременкульцы рассказывают, что увеличение числа мигрантов с плохим знанием русского языка ощущалось уже несколько лет, и что в местных школе и садике появились даже группы и классы для детей, которым нужно, скажем мягко, подтянуть знание государственного языка. С появлением рынка эта тенденция не связана, однако жители опасаются, что он притянет волну переселенцев, которые скупят жильё или будут жить на полулегальных правах недалеко от работы.

— Понимаете, мы не националисты, мы всем рады, но только если люди готовы соблюдать правила и законы, — говорит одна из жительниц. — Кто их будет контролировать? Как они будут относиться к нашим детям? Мы сейчас уже боимся детей в школу отпускать, потому что видим уже очень нехорошие признаки. Этот рынок просто убьёт Кременкуль.

Люди пересказывают истории о мигрантах прошлой волны, настаивая, что ситуация становится только хуже.

На территории рынка стоит более сотни фур, в основном с узбекскими номерами. Водитель одной из них на вопрос, сколько времени занимает путь от Узбекистана до России, ответил: «Три дня». Впрочем, нет полной уверенности, что мы правильно поняли друг друга

Отдельной головной болью является большой поток транспорта. Рынок расположен недалеко от объездной дороги вокруг Челябинска, поэтому грамотный дальнобойщик, скорее, поедет именно по ней. Жители же настаивают, что многие движутся по Новоградскому тракту со стороны Челябинска, а потом — через сам посёлок.

— Тут до домов по прямой — сотня-другая метров, — объясняет один из жителей. — Вот представьте: фуры едут круглосуточно, встают здесь в ожидании пропуска, рефрижераторы работают, двигатели грохочут на всю улицу. А детей как отпускать? Все мы знаем, как водят южане.

Вырубленный лес напротив рынка

Ещё один повод для фрустраций: несколько гектаров берёзового леса, который вырубили напротив въезда в рынок. Здесь, по информации руководства рынка, оборудуют стоянку для фур, чтобы они не создавали пробки на дороге в ожидании пропуска на территорию рынка, но проектом занимается отдельная компания (не сам рынок). Жители же Кременкуля негодуют как из-за самой вырубки, так и урона, который причинят посёлку полчища фур.

— Представляете, какая дымовая завеса от них пойдет? — спрашивают кременкульцы. — Люди уже приехали и уже начинают перекраивать тут всё под свои нужды. А что нас дальше ждёт?

Минитранспорт рынка

«Они радоваться должны: всегда будут фрукты»

Поговорив с жителями, мы поехали взглянуть на сам рынок. Он занимает половину территории овощебазы крестьянско-фермерского хозяйства «Набот», техника и торговые площади которого теперь размещаются в стык с рынком. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителем КФК «Набот» с октября 2022 года является Ривожидин Махмадов, деятельность которого, судя по всему, связана как раз с торговлей овощами (например, он числился учредителем ООО «Агро-Союз»).

После жалоб жителей «Паркового Премиум» и существенного поднятия арендной платы на рынке «Караван» торговцы искали новую площадку, и руководство овощебазы решило отдать под неё половину своей территории, которая включает порядка 60 крытых боксов и большую стоянку для грузовиков. Торговля идёт как из боксов, так и прямо с машин. Рынок работает в основном на оптовых и мелокооптовых покупателей, но есть и розница.

— А что плохого? — удивляется один из торговцев. — Чем жители недовольны? Они радоваться должны: у них теперь всегда будут дешёвые свежие фрукты, пожалуйста, приходите.

Товары везут в том числе из Турции

Общение с торговцами затруднено языковым барьером: я обращался к кому-то из них, они звали «толмача» и тот, внимательно прислушиваясь к вопросу, отвечал. Но в целом люди вели себя доброжелательно, и некоторые как будто искренне недоумевали, почему местные жители относятся к ним настолько негативно.

— Люди тянутся туда, где хорошо, — пояснил один. — А у нас будет хорошо. Они это увидят и потянутся.

Я спросил, устраивает ли торговцев новая площадка? Большинство опрошенных заявили, что нравится. В качестве главного плюса отмечали её просторность, потому что на прежнем Каширинском рынке, и на «Караване» было больше суеты и толкучки.

Рынок заточен на оптовую торговлю: сюда товар свозят фурами, увозят — машинами помельче, вроде наших «Газелей»

Но ведь теперь ещё дальше от города, а, значит, сложнее стало ездить на работу, говорю. Один из торговцев, который живёт на улице Вандышева, в микрорайоне около бывшего Каширинского рынка, парирует:

— Конечно, брат, там ближе было, но тут тоже нормально: утром мы едем сюда, пробка стоит нам навстречу, вечером наоборот. Дороги свободные, я за полчаса добираюсь.

Переезжать в Кременкуль опрошенные торговцы не собираются или, по крайней мере, не декларируют этого. Жители Кременкуля при этом говорят, что поблизости от рынка строится несколько многоэтажных домов, и есть подозрения, кто скупит там квартиры. Эта тенденция хорошо знакома жителям микрорайонов близ прежнего Каширинского рынка, где концентрация южан, по субъективным оценкам, выше средней по городу.

Микроавтобус с киргизскими номерами разгружается у одного из боксов

Вскоре к нам вышел человек, представившийся Русланом, и спросил, с чем связан наш интерес. Мы объяснили и продемонстрировали журналистские документы, и Руслан устроил нам небольшую экскурсию по рынку, объясняя попутно, что скоро его ждёт модернизация и все товары будут распределены по боксам максимально логично:

— Вот тут будут сухофрукту, тут вот орехи. Бери, угощайся, — говорил он, сгребая в кулак чищеных грецких орехов.

А затем появился руководитель нового рынка, Игорь Кочкин, который, в отличие от прочих героев статьи, разрешил себя фотографировать. Все вопросы он предложил адресовать ему.

Руководитель нового рынка Игорь Кочкин говорит, что название получившегося предприятия ещё согласовывается

По его словам, реакция жителей Кременкуля на что-то новое и непривычное понятна, но слишком гипертрофирована. Он настаивает, что овощная база была здесь уже много лет и жители даже не подозревали о её существовании. Сейчас же часть базы отдали под работу в другом формате, только и всего.

— Все говорят, что сюда переехал Каширинский рынок, но это не верно, как таковой рынок не переезжал, его закрыли, — говорит он. — Просто есть некоторое количество торговых работников, и что же им теперь, без работы сидеть? Им предоставили вот эту площадку, эти боксы.

По его словам, на территории работают порядка 150 фур и 35 боксов. Количество последних скоро увеличат до 60. Что касается численности постоянных работников, Игорь Кочкин называет цифру 100–200 человек. Территорию планируется модернизировать под новые задачи, в частности, построить мини-гостиницу, оборудовать стационарные туалеты (сейчас стоят биотуалеты), подготовить боксы и обеспечить подъезд транспорта со стороны объездной дороги. А ещё создать весь необходимый комплекс услуг, чтобы у сотрудников рынка и водителей не было необходимости выходить за его пределы.

Многие фрукты и овощи выглядят вполне прилично

Жители Кременкуля боятся, что рынок расползётся на весь посёлок, нарушив его экосистему. Но Игорь Кочкин настаивает, что и сам рынок является замкнутой экосистемой, поэтому такое соседство не скажется на жизни посёлка. Ведь существовала здесь овощебаза, на территории которой также стояли десятки фур и работали торговцы и грузчики, и против неё люди не выступали.

— Сотрудники рынка живут в Челябинске, имеют гражданство и давно ассимилированы, поэтому о заселении Кременкуля речи не идёт, — добавляет он.

Запрос на уединение и спокойствие

Кременкульцы в свою очередь задаются вопросом, почему для трудоустройства бывших торговцев Каширинского рынка был выбран именно их посёлок, хотя есть десятки других площадок: в частности, упоминают недавно открывшийся рынок «Гранат». Они подчёркивают, что оптовый характер рынка не требует размещать его непременно в населённой зоне, и что самим торговцам было бы удобнее там, где нет домов и людей.

— У нас фуры будут ездить под окнами, люди непонятные ходить, мусорить, справлять нужду! — возмущается одна из жительниц. — Они уже у нас лес вырубают! Да, мы понимаем, люди разные бывают, нельзя всех под одну гребёнку. Но рынок на то и рынок, что люд тут будет всякий. Кто поручится за каждого мигранта, за каждого водителя? И говорить, что они будут сидеть только на рынке — ну, это смешно! Они уже ходят на почту нашу, чтобы отправить переводы домой, они в магазины местные ходят. Речь идёт о сотнях людей, что для посёлка размером в несколько тысяч человек очень критично. И после этого говорить, что наша жизнь не изменится?

Основная торговля шла с утра, к обеду в дождливый день на рынке было затишье

Жители подчёркивают, что не страдают ксенофобией, но их волнует, что без согласования с ними в пределах посёлка запускают достаточно крупное предприятие, которое влияет на среду посёлка: и экологическую, и транспортную, и социальную. Они напоминают, что люди расселяются в посёлки близ Челябинска именно потому, что бегут от неблагоприятной среды мегаполиса, и, по их мнению, власти должны считаться с запросом жителей на уединённое и спокойное проживание.

— У нас же все земли так поганят: тут ГОК, там — мусорный полигон, — возмущаются жители. — Должны же быть какие-то границы того, что можно и чего нельзя делать вблизи жилых территорий! Мы совершенно не против рынка как такового, но его нужно разметить там, где его работники и подъезжающие машины не будут никому мешать.

Владелец этой машины сказал, что место ему нравится: главное — подъезжать удобно

У торговцев своя правда. Удивлённо поднимая бровь, один из них говорит:

— Пх-э, это же хорошо, когда рынок у дома есть! Скоро сами все к нам ездить будут. Вот увидите.

Но пока жители настроены решительно, готовят заявления во все инстанции и уже записали обращение к главе СК Александру Бастрыкину. Они боятся, что чем больше пройдет времени, тем сильнее укоренится рынок и тем сложнее его будет переместить.

Оптовая база предполагает большую транспортную нагрузку

О переносе Каширинского рынка, который располагался на улице Братьев Кашириных между её пересечениями с Чайковского и Молодогвардейцев, заговорили весной 2021 года. На его месте планируется строительство жилого комплекса. Попытка перенести рынок к ЖК «Парковый-Премиум» успеха не имела: возмутились жители микрорайона, а арендаторам (по их словам) подняли цены.

Кстати, на проблему с мигрантами жители Кременкуля жаловались ещё до переноса рынка.

Добавить комментарий