ДТП на нечищенных дорогах: понятная инструкция

В Челябинске нынче вот так

С момента последнего снегопада прошла почти неделя, а со времен сильных осадков — три недели. Но дороги Челябинска остаются в плачевном состоянии, и автомобилистов достает как сильная наледь и гребенка, так и колеи. Это провоцирует ДТП, но есть хорошие шансы взыскать хотя бы часть компенсации с дорожников. Ниже — ответы на основные вопросы, но если лень вникать в детали, запомните самое главное: основанием для иска будет составленный сотрудниками ГИБДД акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы).

А нынешнее состояние дорог считается ненормативным?

В целом да, как и лексика, которой сопровождается проезд по ним. Требования к зимнему содержанию дорог прописаны в разделе № 8 ГОСТ Р 50597–2017, и если вкратце, то рыхлый и талый снег с многополосных городских улиц должны убирать за 3–5 часов с момента окончания снегопада, а зимней скользкости — за 4–5 часов с момента ее обнаружения. Ледяной накат и гребенка перед светофорами относятся как раз к этой категории. Даже с самых второстепенных проездов следы снегопадов должны счищать в течение 12 часов.

Наличие снега на проезжей части толщиной 1–2 см допускается только во время снегопада или метели и до окончания снегоочистки. Обочины необходимо очищать в пределах 24 часов после снегопада, а нагромождать снежные валы вдоль многополосных дорог не разрешается в принципе.

В таком состоянии дорога может быть лишь несколько часов после окончания снегопада

ГОСТ допускается формирование уплотненного снежного покрова на дорогах с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки: например, это могут быть подъезды к небольшим селам или мало используемые дворовые проулки. Но даже в этом случае колеи глубже 3 см нужно устранять в течение двух суток, равно как и надолбы или углубления. Так что да, многие дороги Челябинска не соответствуют требованиям стандарта.

Как оформить ДТП из-за скользкой (колейной) дороги?

Если вы планируете подать в суд именно на дорожные службы, вызов экипажа ГИБДД на место обязателен. Одна из задач инспекторов — зафиксировать состояние дорожного полотна. Делается это в специальном документе, который называется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии дороги (улицы).

Акт выявленных недостатков — документ простой, но очень важный для суда

В этой бумаге инспектор зафиксирует, например, наличие уплотненного снега, наледи, колеи, надолбов, а также укажет тип камеры, с помощью которой производилась фото- или видеосъемка. Этот акт наряду с прочими стандартными документами (схема ДТП и так далее) является основой для взыскания компенсации с дорожных служб.

А если инспекторы отказываются оформлять такой акт?

Нередко инспекторы ГИБДД склонны считать, что водитель не справился с управлением. В отказе о возбуждении административного дела они указывать пресловутый пункт 10.1 ПДД. Практикующий автоюрист Лев Воропаев говорит, что это довольно распространенная ситуация, и водителю в этом случае необходимо потребовать составление упомянутого акта.

— Если инспекторы не соглашаются, нужно фиксировать их отказ на видео, обращаться к начальнику их подразделения, к дежурному прокурору, в общем, добиваться, чтобы акт был оформлен, — рекомендует Лев Воропаев.

Одна из аварий в последние дни: Renault Logan выкинуло из обочины на снежный бруствер вдоль дороги

Что делать, если вменяют пункт 10.1 ПДД?

Это более чем вероятно: водителя обвиняют в том, что он не выбрал скорость, соответствующую дорожным условиям, или затормозил при обнаружении опасности. Штрафа за подобное нарушение в КоАП нет, поэтому инспекторы оформляют отказ в возбуждении административного дела. Но в любом случае нарушение пункта 10.1 ПДД фиксируется, и для суда это может быть основанием для перекладывания вины на водителя. Впрочем, Лев Воропаев считает, что при наличии упомянутого выше акта это не столь существенный вопрос.

— Практика по таким делам очень подвижна, но если брать нынешнюю ситуацию, в 80–90% случае суды склонны делить вину 50:50 между водителем и дорожным службами, — объясняет он. — То есть даже если водителю не вменили нарушение пункта 10.1 ПДД он вряд ли получит с дорожников полную компенсацию. И да, конечно, бывают ситуации, когда суд приходит к выводу об отсутствии вины дорожных служб.

Вчера снял. По ГОСТу даже в таких случаях снег и зимняя скользкость должны устраняться в пределах 12 часов. А глубина колеи в любом случае не может быть больше 3 см

На кого подавать в суд?

В общем случае — на владельца дороги или организацию, ответственную за ее содержание. Применительно к челябинским дорогам речь идет или о городской администрации, или о подрядчиках, которым поручена уборка улиц. В Челябинске этим занимается несколько компаний, которые мы нанесли на инфографику (подробнее об этом).

Лев Воропаев советует в иске указывать в качестве ответчиков и администрацию Челябинска, и подрядчиков, отмечая при этом, что суды чаще склонны возлагать ответственность на вторых.

В каких случаях дорожников оправдают?

Для иска против дорожных служб важно, чтобы авария произошла именно по причине скользкости дороги, а не просто на участке, где были те или иные проблемы. Условно, если водитель проскакивает на красный свет и сносит другой автомобиль, причиной аварии является грубое нарушение правил. Но если, например, машину выбрасывает из колеи в снежный бруствер, шансы отсудить компенсацию у дорожников высоки.

Опасное место — спуск с моста на пересечении Кашириных и Труда. Как-то мне тут прилетело

Добавить комментарий