В Госдуме обсудили изменение нескольких статей КоАП, и одним из наиболее интересных вопросов стала смягчение наказаний за оставление места ДТП. Нынешние Правила не оставляют водителю альтернативы даже в случае лёгких аварий, обязывая либо оформлять происшествие по европротоколу, либо вызывать ГИБДД. За неисполнение этого требование грозит лишение прав либо арест. Бывают случаи, когда авария настолько малозначительная, что водитель не замечает её момента и уезжает неумышленно. Кроме того, суровость КоАП используют мошенники для вымогательства у водителей денег за якобы имевшее ДТП. Чтобы побороться эту практику, депутаты предлагают добавить в КоАП альтернативы лишению прав или аресту.
Статья 12.27 КоАП, часть 2. Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Как разводят у торговых центров
Случаются аварии, момент которых водитель не заметил (вот пример): машины могут незначительно шоркнуться зеркалами или притереться на парковке. Нынешние нормы не разделяют серьёзные и мелкие ДТП, уравнивания наказания. Этим пользуются мошенники, и схему их работы описал автоэксперт Юрий Панченко:
— Обычно они действуют около торговых центров, — говорит он. — Выбирают машину, шкуркой оставляют на кузове потёртости и ждут. Водитель уезжает, проходит 2-3 дня, ему звонят и обвиняют в оставлении места аварии. Записи с регистратора уже нет, обычно и записи с камер через такой срок уже не достать. С водителя требуют крупную сумму «за молчание», угрожая сообщить в полицию и лишить его прав.
Это особенно чувствительно для водителей, которые работают на автомобиле или, например, возят инвалидов и пожилых родственников. Обычно вымогаются суммы в несколько десятков тысяч рублей.
Кстати, ранее использовалась похожая схема, но водителя-жертву догоняли практически сразу, едва он отъезжал с парковки. Мы уже разъясняли, что если водитель не скрылся из поля зрения или вернулся на место аварии до приезда ГИБДД, он уже не подлежит лишению прав. В этом случае его наказываются по части 1 статьи 12.27 КоАП — штраф в 1000 рублей за невыполнение обязанностей после ДТП. При этом отъезжать с места аварии запрещено и другой стороне, поэтому если вам звонят с подобными претензиями, в первую очередь предложите тут же явиться на место якобы имевшей место аварии. Даже если мошенники вызовут ГИБДД в этот момент, вполне вероятно, что вы успеете приехать раньше, что исключит риски лишения прав.
Что предлагают депутаты
Обсуждение состоялось в комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Альтернатив предложили несколько. Например, дополнить статью 12.27 КоАП ремаркой, что если в ДТП не пострадали люди и не причинён существенный ущерб, а также в случае возмещения вреда, квалифицировать деяние по части 1 статьи 12.27 КоАП (штраф 1000 рублей). При этом критерий незначительности ущерба не приводится, что оставляет территорию для споров. Ещё одна идея — дополнить часть 2 статьи 12.27 КоАП нормой об умышленности деяния: если водитель докажет, что он уехал, просто не заметив момент ДТП, его действие опять же будут квалифицировать по мягкой первой части статьи. Но более реалистичным сценарием участники обсуждения посчитали добавление во вторую часть статьи 12.27 КоАП альтернативного наказания в виде штрафа. Тогда в случае незначительности аварии судья сможет не лишать водителя прав. Наконец, обсуждается и введение третьей части указанной статьи, которая бы оговаривала критерии незначительности ДТП и неумышленности отъезда.
Юрий Панченко говорит, что проблема в самом деле достаточно острая, при этом формально у судей и сейчас есть право вменять водителю штраф. Он делится опытом:
— Несколько лет назад ко мне обратился водитель, который на автомобиле Skoda шоркнул автобус ПАЗ. У Skoda были небольшие потёртости, у ПАЗика в принципе не осталось следов, поэтому водители решили вопрос на месте и разъехались. Когда водитель автобуса приехал в автопарк, его начальник поднял скандал, велел писать жалобу, представил дело так, что там чуть ли не половина ПАЗа была снесена. Водителя Skoda в итоге лишили прав на год. Мы написали жалобу, и дело рассматривал судья Центрального района. Он не поленился выйти к автомобилю, посмотрел повреждения, понял, что владелец ПАЗа преувеличивал и отменил решение о лишение прав, сославшись на малозначительность происшествия. Такую практику ранее допустил Конституционный суд.
Но, по словам Юрия Панченко, подобный результат является, скорее, исключением из общей практики, а мировые судьи (то есть первая инстанция) почти всегда лишают водителей прав вне зависимости от ущерба и обстоятельств ДТП. Поэтому эксперт считает разумным дополнить наказание штрафом, например, 5 тысяч рублей, а также оговорить критерии незначительности ущерба:
— Обычно при мелких авариях остаются потёртости на кузове и требует перекраска элементов, так что разумным уровнем является ущерб в пределах 10-20 тысяч рублей, — добавляет он. — Этого обычно хватит на перекраску одного элемента, хотя, безусловно, нужно учитывать удорожание запчастей и работ.
Что важно знать об оставлении места ДТП
В России очень широкая трактовка понятия ДТП: под ним понимают происшествие, связанное с движением автомобиля и повлекшее материальный ущерб, либо травмы или гибель людей. Поэтому необходимость вызывать ГИБДД возникает довольно часто. Сдавали задним ходом и зацепили дерево? Это ДТП. Разбили шаровую опору на выбоине? Аналогично. Покорёжили оранжевую полусферу на парковке? То же самое. Иногда ДТП считают даже обливание грязью пешехода, если он сможет доказать наличие ущерба (предъявит чеки из химчистки и так далее). Но, например, удар соседней машины дверью к ДТП не относится: в этом случае не было факта движения автомобиля.
Правила требуют от водителя сразу же после ДТП остановить автомобиль, но если водитель уехал слишком далеко или стал где-то вне дороги, это не считает побегом с места аварии: в этом случае водителя могут оштрафовать на 1000 рублей, также как за отсутствие знака аварийной остановки. В ряде случаев правила даже требуют от водителей освободить проезжую часть (если нет пострадавших, а машина мешает проезду других автомобилей).
В случая тяжёлых травм или гибели людей оставление места ДТП не наказывается отдельно, но серьёзно усиливает уголовную ответственность водителя. Так, например, максимальный срок лишения свободы за ДТП с одним погибшим — 5 лет. Но если водитель скрылся с места такой аварии, наказание ужесточается, как за ДТП в пьяном виде, а предельный срок лишение свободы возрастает до 12 лет.
И помните: никакие расписки об отсутствии взаимных претензий не освобождают от ответственности за побег с места аварии. Впрочем, для возбуждения дела по части 2 статьи 12.27 КоАП чаще всего требуется, чтобы один из участников аварии почувствовал себя обиженным, вернулся на место аварии и вызвал полицию, а этим занимаются далеко не все.
Что мешает подставщикам согласиться на встречу возле ТЦ и уже там продолжить разводить? Единственное, прошло несколько дней, факт установления вины и виновной стороны будет невозможен.
Если водитель приедет на место, и там стоят подставщики, то можно зафиксировать все обстоятельства (повреждения на их машине, на своей), вызвать ГИБДД, настаивать на том, что повреждения не сопоставимы. Подозреваю, что они тут же сольются. По крайней мере, уже точно не будет лишения прав. По идее, лучше всего вернуться на место, если их нет — звонить в полицию и сообщать обо всех обстоятельствах: что я тут, их нет, я готов дождаться экипажа ДПС… Думаю, это все вопросы снимет.
Может быть, они бывают хитрее: типа, не говорят место, мол, сам должен знать. Вот и гадай, в каком дворе ты их зацепил. Но с другой стороны можно всё равно обращаться в полицию и фиксировать тот факт, что ты не скрываешься.
И ещё: у меня было два или три случая, когда люди приходили и жаловались, что их лишают прав, хотя они никого не задевали. Они считали, что их подставляют, разводят, и думаю, что считали так совершенно искренне. Но потом после долгих разборок выяснялось, что инцидент всё-таки был: человек или забыл, или лукавил, или не придал значения. То есть иногда бывает, что задел чью-то машину и даже внимания не обратил, так что всё-таки лучше предложить приехать на место
Я согласен и не спорю, что в таких случаях надо стараться все сделать по закону: съехаться, обсудить. Вообще, эта ветвь незаконного обогащения существует только за счет гипертрофированных страхов и спешки. В эту же категорию попадают ворюги номеров и прочее. По идее, подставщикам нужны деньги, им незачем морочиться с вызовом ГАИ. Это может быть крайний случай с их стороны пойти до конца и «наказать» противную сторону. В общем, я за то, чтобы сделать по правилам. Но вот, есть момент, когда не можешь так поступить: например, был в другом городе проездом, условно, при движении летом в сторону захода солнца, через пару дней тебе звонят и говорят, что ты в Самаре что-то пошоркал. Здесь крайне сложно вернуться на место и доказать. Единственный вариант, как ты говорил, звонить в ГАИ Самары и убеждать, что ты добропорядочный. Опять же, следующая ситуация: ты едешь, впереди грузовик и он камушком с дороги садит тебе трещину на стекло. ДТП? Вроде да. Ты можешь остановиться, вызвать ГАИ, зарегистрировать случай, показать номера обидчика с регистратора и его лишат. Но он даже и не подозревал об этом.
С другим городом сложно, да — тут вполне можно попасть.
Камешек из-под колёс не всегда квалифицируется как ДТП: на вскидку, где-то было разъяснение ВС. Если правильно помню, это ДТП, если было явно нарушение водителем ПДД, скажем, он газовал по обочине и забрасывал всех камнями.
Ну, а так это развод из серии «вам звонит товарищ майор, на вас возбуждают уголовное дело». И тут важнее всего не паниковать, а делать всё максимально по закону. Если дело реальное, то всё быстро выяснится, а если нет, то педантизм отпугнёт злоумышленников. Мне недавно звонил человек, говорил что я по какому-то там делу прихожу. Я ответил: окей, вызывайте повесткой или могу прямо сейчас к вам приехать. На этом разговор закончился)