Nissan Leaf + солнечные батареи. Интересный кейс

Батареи, конечно, стоят на крыше дома: тут её опустили просто для снимка

Сколько солнечных панелей нужно, чтобы беззаботно ездить на электромобиле? Константин, с которым мы списались в отзывах на моём «электроблоге», поделился любопытным опытом зарядки своего Nissan Leaf ZE0 от солнечных батарей. Получается довольно любопытная картина, хотя и не лишённая минусов.

Год назад Константин установил первую порцию из 8 батарей суммарной мощностью 2,5 кВт (8 х 0,33 кВт), а вскоре добавил ещё столько же, поэтому все рассуждения и расчёты ниже приведены для мощности в 5 кВт. Такова же мощность инвертора, и на нём Константин заостряет особое внимание, но об этом чуть ниже.

Главная проблема солнечных батарей — солнце светит не всегда. В Бийске, где живёт Константин, по статистике 115 солнечных дней в году (что, кстати, неплохо), ещё 92 облачных и 159 пасмурных. В пасмурные дни выработка снижается примерно до 30% от максимальной, но куда хуже зима: например, секция батарей пиковой мощностью 2,5 кВт за июнь «накачала» 429 кВ*ч, а за декабрь только 56 кВт*ч.

— Если ты не американская домохозяйка или, скажем, вампир, то днём, когда домашняя СЭС изволит вырабатывать электричество, тебе нужно зарабатывать деньги, а не сидеть дома, наблюдая за уровнем заряда, — смеётся Константин.

Очевидное решение — установить батарею, которая будет копить энергию в солнечные дни и отдавать в остальные. Но по факту это очень дорого, особенно если рассчитывать её емкость с запасом для самых мрачных месяцев. Зимой выработка ниже, расход энергии больше, то есть батарей не напасёшься. И можно было бы ставить на идее крест, если бы не «Закон о микрогенерации» (№471-ФЗ от 27.12.2019), объясняет Константин.

Закон позволяет использовать станции до 15 кВт, не облагая их налогом, и подключать через так называемый сетевой инвертор — он соединяет солнечную электростанцию с внешними энергосетями. В итоге выработанная в солнечный день энергия идёт на обеспечение домохозяйства, а избыток отдаётся в сеть и накапливается на балансе, позволяя затем бесплатно взять то же количество обратно для зарядки электромобиля. Если в конце месяца баланс не сошёлся (потребили больше, чем выработали, или наоборот), то происходит взаиморасчёт: или вы доплачиваете, или вам доплачивают. В сухом остатке внешняя сеть играет роль бесконечного и бесплатного накопителя энергии, позволяя вырабатывать энергию, когда светит солнце, и брать её в любой другой день.

Батареи стоят на крыше. Для зарядки электромобиля, по прикидкам Константина, вполне достаточно 8 секций по 330 Вт при наличии сетевого инвертора

Солнечная электростанция Константина отработала уже более года, и он подвёл итог. Пока были установлены секции на 2,5 кВт в пересчёте на год выработка составила 2800 кВт*ч. Сейчас Константин апгрейдил станцию до 5 кВт (16 х 0,33 кВт) и прикидывает, что выработка должна составить порядка 5000 кВт*ч в год. Достаточно ли этого для зарядки Nissan Leaf?

— Ни я, ни моя жена не являемся поклонниками эко-режимов, поэтому расход электричества у нас лежит где-то в районе 180 Вт*ч/км (18 кВт*ч/100 км), — говорит Константин.

В год они проезжают порядка 13+ тысяч километров, то есть общий расход энергии составляет 2400 кВт*ч или примерно половина того, что вырабатывают 16 солнечных панелей. Но, ещё раз подчеркну, эта мощность балансируется за счёт внешних сетей. Тут как у крестьян: солнечная станция летом пашет за троих, чтобы зимой отдыхать.

Теперь к цене вопроса: Константин говорит, что панели обошлись ему в 280 тысяч рублей, плюс ещё 50 тысяч рублей — это «бесперебойник» на гелевых аккумуляторах. Соответственно, расчёт стоимости кВт*ч зависит от долговечности батарей. Константин посчитал, что если за 20 лет работы станция выработает 100 000 кВт*ч, то то один кВт*ч обойдется ему примерно в 2,8 рубля. Сейчас тариф в его краях составляет 3,98 рубля, а с 1 июля поднимется до 4,34 рублей за кВт*ч.

Панель сетевого инвертора: Константин говорит, что главный минус такого подключения — батареи не будут работать без внешней сети, то есть как резервный источник на случай блэкаутов они не работают

В среднем километр пробега от солнечных батарей стоит 52-58 копеек, что примерно раз в десять ниже бензиновых расходов. Но окупаемость займёт время: чтобы отбить 280 тысяч рублей, нужно намотать примерно 389 тысяч км. Впрочем, если сравнивать с аналогичным бензиновым автомобилем с расходом топлива в 10 л/100 км, получится экономить по 5 рублей с километра, то есть окупаемость батарей наступит через 56 тысяч км, а это 3-5 лет езды.

Пока электромобили проще запитывать по бытовому тарифу от сети, тем более в моих краях, например, ночной тариф в домах с электроплитами составляет 1,64 рубля.

Но есть один нюанс. Нынешняя халявная зарядка электромобилей по бытовым тарифам — явление, скорее, временное. Когда их станет больше и выше станут мощности зарядки, я почти уверен, что появятся отдельные тарифы для электромобильщиков: может быть не 16-20 рублей за кВт*ч, как на скоростных ЭЗС, но повыше нынешних 2-5 рублей. И вот тогда солнечные станции действительно могут стать разумным вложением, особенно если вы пересели на электромобиль на постоянной основе.

Есть и экологический профит. Пусть фактическая зарядка электромобиля происходит за счёт энергии ТЭЦ/ГЭС/АЭС, но в другое время солнечная энергия питает сеть, снижая потребность в энергии от указанной триады. Да, одна солнечная станция погоды не делает, но если их станет больше, а автомобилей с ДВС напротив меньше, эффект станет ощутимым.

Добавить комментарий