Законопроект, обязывающий инспекторов ГАИ информировать водителей об эвакуации автомобиля, готовится внести с Госдуму депутат партии ЛДПР Ярослав Нилов. Он считает, что водителям нужно дать шанс на устранение нарушения, чтобы избежать «демонстративной эвакуации» в случаях, когда автовладелец готов был убрать автомобиль.
Что предлагается
Предлагается дополнить КоАП РФ требованием к должностному лицу (например, инспектору ГАИ) известить автовладельца ещё до принятия решения об эвакуации. Делать это предполагается через специальные интернет-порталы, где автовладелец должен предварительно зарегистрироваться. Вероятно, такую функцию можно встроить в Госуслуги, обеспечив информирование водителей через электронную почту, SMS или мессенджеры. Время отправка уведомления инспектор будет указывать в протоколе о задержании.
Точный временной промежуток, в течение которого водитель обязан вернуться к автомобилю, в законопроекте не указывается. Возможно, подразумевается, что это время определяется сроком оформления документов и погрузкой автомобиля, то есть речь о паузе в несколько минут.
— Наибольшие нарекания водителей и специалистов вызывает практика «демонстративной» эвакуации, а также в случае, когда эвакуация осуществляется и тогда, когда причина задержания транспортного средства устранена до начала движения эвакуатора, — говорится в пояснительной записке к проекту. — В подобных случаях действия сотрудников ГИБДД и «эвакуаторщиков» доведены до автоматизма. Погрузка автомобиля на эвакуатор может занимать всего 3-5 минут.
По действующим нормам эвакуация (точнее, задержание транспортного средства) является не формой наказания водителей, а лишь мерой для освобождения проезда или парковочного места. Если водитель в состоянии устранить правонарушение до начала движения эвакуатора, ему выписывается лишь соответствующий штраф.
— А если водитель нарушил ПДД, и есть основания для принудительной эвакуации, его необходимо сначала проинформировать и дать возможность устранить правонарушение, — разъясняет свой замысел Ярослав Нилов. — Без наказания не останется — административный штраф ему в любом случае выпишут. Тем более, подобное информирование (звонок по телефону, смс) — не проблема, все контакты есть в базах.
В случае одобрения Госдумой поправки могут вступить в силу уже с 1 января 2025 года.
«Достаточно будет 5 минут»
Автоэкспет Юрий Панченко считает, что в целом это здравое направление мысли:
— Остановка в неположенном месте — это длящееся нарушение, и эвакуация машины на штрафстоянку предусмотрена лишь для того, чтобы прекратить его, — поясняет он. — Если водитель способен устранить нарушение сам, нужно дать ему такую возможность. Я не думаю, что речь идёт о паузе в 10-15 минут, скорее всего, достаточно будет пяти минут, чтобы водитель вышел к своей машине. Часто бывает, например, курьер остановился вторым рядом, зашёл, вышел, а машины уже нет. Ему не хватило, может быть, одной минуты.
Юрий Панченко подчёркивает, что и по существующим нормам эвакуаторщики обязаны вернуть водителю автомобиль, если он появился до начала движения эвакуатора.
— Сегодня эвакуация поставлена на конвейер, и есть злачные места, куда сотрудники ГАИ и эвакуатор прибывают уже с частично подписанными документами, быстро вносят данные стоящих машин и за пару минут осуществляют погрузку, — говорит он.
В результате эвакуация стала формой наказания, зачастую гораздо более жёсткой, чем сам штраф. Так, за остановку в неположенном месте без «отягчающих» положен минимальный штраф в 500 рублей, который можно заплатить со скидкой 50%. Эвакуация стоит не менее 2400 рублей и сопряжена с большим стрессом для водителей. С другой стороны, многие считают её эффективной именно поэтому.