
Сентябрь 2024 года предсказуемо стал лучшим месяцем для авторынка с начала СВО. Продажи легковых машин, по данным агентства «Автостат», составили 151 тысячу единиц, и это лучший результат с апреля 2021 года. Говорит ли это о полном восстановлении рынка до предкризисного состояния? Совсем не факт.
Сравниваем с хорошими временами
Продажи на уровне 150 тысяч машин — это типичный результат сентября, и похожие значения были с 2018 по 2020 годы (от 149 до 157 тысяч). А если вспомнить сентябрь 2012 года, тогда россияне купили 260 тысяч машин. И подобные значения были нормой, сейчас же результат преувеличен допингом негативных ожиданий из-за резкого увеличения утильсбора. С 1 октября автобренды повышают цены (например, Chery и Geely), поэтому совсем не факт, что спрос удержится на прежнем уровне.
По итогам 9 месяцев продано 1,155 млн автомобилей, то есть больше, чем за весь прошлый год. Результат в 1,5 млн автомобилей по итогам года достижим, если не будет резкого западения спроса в конце осени. Однако планка в 1,5 млн автомобилей хоть и близка к докризисным объемам рынка, всё же ниже их: в 2018 и 2019 годах было продано 1,8 и 1,67 млн автомобилей соответственно. И сохранится ли спрос на уровне хотя бы 1,5 млн в год — вопрос. С 1 января нас ждёт очередное увеличение утильсборов, и, по нашим оценкам, к весне следующего года с учётом инфляции средняя иномарка прибавит 400 тысяч рублей относительно сентябрьского уровня.
Власть АВТОВАЗа и четырёх «китайцев»
Ещё одна тенденция сентября — всё большая консолидация рынка вокруг пяти марок-лидеров, которые обеспечивают 65% продаж: это Lada, Haval, Chery, Geely и Changan. Их доминирование даже сильнее, потому что эти же марки представлены суббрендами, в частности, Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Xcite, Belgee, Tank и так далее. Это ставит российский рынок в зависимость от АВТОВАЗа и четырёх китайских концернов: о былом разнообразии стран и производителей можно забыть.

Проблемы новых брендов
Небольшим маркам пока приходится сложнее. Например, «Москвич» реализовал в сентябре 2252 автомобиля, что чуть лучше результатов предыдущих месяцев, но не дотягивает до рекорда, установленного в марте — тогда, после резкого снижения цен, марке удалось реализовать 3 тысячи машин. По итогам девяти месяцев продано 15,5 тысячи «Москвичей», и по итогам года ожидаются продажи на уровне 20 тысяч машин, что заметно ниже плана в 27 тысяч. Но даже этот план был снижен: первоначально предполагалось реализовывать по 50 тысяч машин в год, но после серьезного затоваривания складов в начале года, марка убавила амбиции. Локомотивом по-прежнему остаётся кроссовер «Москвич-3», тогда как его электрическая версия и лифтбэк «Москвич-6» обеспечивают в районе 10% продаж каждый. О причинах непопулярности «шестёрки» я рассуждал во время тест-драйва.

Новый бренд Xcite, по которым продают собранные в Питере Chery Tiggo 7 Pro, также не слишком блещет. С одной стороны, сентябрьские продажи кроссовера X-Cross 7 составили 1088 штук, с другой, более дорого Chery Tiggo 7 Pro расходится тиражами по 8 тысяч автомобилей месяц. Впрочем, Xcite вышел на рынок недавно и при правильном маркетинге ещё может закрепиться на рынке. Автомобили продаются через дилеров Lada.

Solaris, запустивший производство на бывшем заводе Hyundai в Питере, с февраля по сентябрь выпустил 17 тысяч автомобилей. Продажи начались весной: с тех пор продано 13,8 тысячи автомобилей. Сентябрьские продажи не указаны, но среднемесячные составляют около 2 тысяч автомобилей. Это примерно уровень «Москвича». Впрочем, если Solaris ещё немного нарастит продажи, ему по силам попасть в десятке лидеров российского рынка: по итогам 9 месяцев её замыкает Tank c результатом 21,4 тысячи машин.
