Цены на автомобили: идеальный шторм?

Месяц назад возрос утилизационный сбор, и можно подвести первые итоги. Хорошая новость в том, что резкого скачка цен не произошло. Для новых машин с моторами 1-2 литра утильсбор вырос на 256 тысяч рублей, но в октябре прайс-листы корректировались в среднем на 50 тысяч рублей. Есть исключения, например, Jetour T2 подорожал на 200-250 тысяч, а Jaecoo J7 на 150 тысяч (из них 50 тысяч — это превентивная сентябрьская наценка). Но в целом машины прибавляли в районе 1-2% цены, что пока не выглядит устрашающим. Держится и АВТОВАЗ «Веста» подорожала, но не так сильно и за счет улучшения комплектации (возврата ESP, боковых подушек и ряда других опций).

Пожалуй, это все добрые вести на сегодня. Плавный характер подорожания предсказуем: с одной стороны, идут распродажи машин, ввезенных до начала октября, с другой, мы видим охлаждение спроса в течение месяца, что делает скачкообразный рост цен невыгодным. Маркетологи понимают, что людям нужно привыкнуть. В любом случае утилизационная наценка в 256 тысяч никуда не денется, и цены рано или поздно отыграют ее. С 1 января утильсбор вырастет еще раз, на 367 тысяч относительно сентябрьского уровня и, думаю, более-менее реальную картину мы увидим к весне, когда кончатся запасы прошлогодних машин.

На это наслаиваются три других фактора: инфляция, курсы валют и высокая ключевая ставка. Что касается инфляции, то она составляет сейчас в районе 8-9%, то есть вдвое выше планового уровня, и это само по себе толкает цены на машины вверх. Я ожидаю, что к апрелю следующего года прайсовые 2 млн превратятся в 2,4 млн.

И это, если не учитывать курсы валют. Доллар с августа вырос с 84 рублей до 98 рублей (+17%), и если перевести это в цену иномарки за 2 млн, выйдет прибавка в 333 тысячи рублей, то есть примерно как утильсбор. Подорожал и юань: с июля по ноябрь он прибавил примерно те же 17%.  Конечно, стоимость иномарок не привязана к валютам жестко: компании используют свои курсы, чтобы не реагировать на их флуктуации. Но если рубль подешевеет основательно, игнорировать это явление не получится. Тут тоже есть отсрочка в 2-3 месяца, пока машины по новым ценам дойдут до шоурумов, но январское подорожание в этом году может оказаться круче обычного.

Ну, и хит сезона — повышение до 21% ключевой ставки Банка России. Ставки по автокредитом без субсидирования составляют теперь и 25%, и 30%, хотя с оным они меньше: в рекламе автобрендов встречаются даже 2,8%. Но мы понимаем, что субсидированные ставки, по сути, являются лишь формой скидок на машину (производитель или автосалон компенсирует часть переплаты), поэтому тут все зависит от щедрости автобрендов. И повышение ключевой ставки  давит на автокредиты в любом случае. А для авторынка они крайне важны, потому что резко выросшие цены сделали покупку за нал для многих просто недоступной. По китайским брендам в кредит продается до 80% машин.

Рестайлинговый Chery Tiggo 4 избавился (слава богу) от приставки Pro

Вот небольшая прикидка: на днях вышел обновленный Chery Tiggo 4. Комплектации с механической коробкой и атмосферным мотором больше нет, а ценник начинается от 2,33 млн. Предположу, что к весне в силу описанных факторов базовый «Тигго 4» будет стоить в районе 2,5 млн или выше. Допустим, вы продали свою машину за 500 тысяч и покупаете Tiggo 4 в кредит на пять лет со ставкой 25%. Ежемесячная выплата получается почти 60 тысяч рублей. Меня такая сумма пока шокирует. И это за весьма скромный автомобиль: компактный переднеприводный кроссовер В-класса похуже  Hyundai Creta.  Ну да, будут разные маркетинговые «выгоды» и распродажи, но глобально экономику не обманешь.

Для авторынка зарождается идеальный шторм. Я скептически отношусь к предсказаниям «вот теперь все рухнет, дилеры разорятся», потому что жизнь проверяет авторынок на прочность уже пять лет, но он держится. В этом году продажи составят в районе 1,5 млн машин, что близко к доковидным значениям. Однако я бы и не переоценивал эту прочность, потому что сейчас авторынок (и экономика в целом) похожа на бегуна, который сбивает жар все возрастающей дозой лекарств. Повышение цен компенсировалось вливанием огромных денег в экономику и негативными ожиданиями потребителей (они торопились успеть по старым ценам). Но такая схема не может работать бесконечно: ей нужна постоянная подпитка деньгами и кредиты. Но, судя по действиям Банка России, запасы жаропонижающих иссякают и обезволивающие работают все хуже, и эти факторы накладываются друг на друга. По сути, хороших новостей-то нет вообще: везде сплошной минус. Поэтому не удивлюсь, если в следующем году мы увидим приличный спад продаж. Впрочем, может быть более явным будет перераспределение в пользу АВТОВАЗа, ведь он в этой ситуации имеет все козыри, а на подходе Lada Iskra.

Возможно, в следующем году средний класс сможет позволить себе только «Ладу», а китайская иномарка в общественном восприятии превратится во что-то вроде премиум-автомобиля. Купил «Тигго 4», и все замечают твой успех. А если хватило на Tiggo 8 — ты элита.

1 Comment

  1. «Если шторм запускают, значит это кому-нибудь нужно» (с) Конспиролог

Добавить комментарий