
Смотрел «Игру престолов» и размышлял, почему в наше цивилизованное время происходит вся та же самая жесть? И большинство это даже не коробит. А потом понял, как все работает. Мысль не нова, но как будто недостаточно проговоренная, а потому поговорим.
Принципы «не убий», «не воруй» шлифовались тысячелетиями и вдалбливались нам годами. Но есть у этих принципов один изъян, тоже из тысячелетнего опыта: они всегда распространяются только на своих (свою страну, свой род, свое племя). На чужих ничего из перечисленного не действует. Прям вот совсем. И достаточно признать кого-то чужим, как можно творить все, что хочешь, и оставаться при этом как бы высокоморальным человеком.
Это как галочка в установщике программы, которая просит вас подтвердить согласие с условиями лицензии. Нет галочки «свой» — нет морали. Она просто отключается, как ПДД в поле. И это удобно: применительно к своим люди бесконечно спорят о нюансах морали, осуждают смертную казнь и пытки, требуют доказательств вины и прений в суде. А по отношению к чужим — щелкнул затвором и правосудие состоялось. И, главное, дома одобрят: домохозяйки, которые учат мальчиков не бить девочек, с легкостью согласятся, что насиловать женщин врага допустимо, потому что они же чужие. Если и не согласятся, то и думать об этом много не будут.
Люди всегда так жил. Когда-то линия свой-чужой проходила по ареалам племен. Позже критериями были раса, народность, религия, культура или просто внешний вид. Когда общества стали разрастаться, дробление началось уже внутри: скажем, элитная группа может распространять свою мораль только на саму группу, но не народ в целом (наверное, этому учил Макиавелли). Условные воры в законе одобрят кражу у «фраера», но накажут за воровство из своего общака.
Эта галочка «свой-чужой» все крайне упрощает. Убить человека де-юре сложно: в каждом развитом обществе есть масса ограничений. Но сложность уходит, если обозначить человека «чужим». Раз — и как вуаль спала. Перестроить моральную систему сложно (ведь может и по себе отрикошетить), а назначить кого-то чужим — легко. И система координат резко переворачивается, а кровожадность вдруг становится благородством.
Большевики не считали зазорным убивать знать, потому что аристократия для них была «чужой». Американцы бомбили Ирак или Афганистан, потому что там жили чужаки, замышлявшие против них (иракцы, вероятно, считали американцев такими же). Сталин и его режим боролись не со своим народом, а с его внутренними врагами, опять же — чужими.
Этот рычаг удобен, потому что не требует доказательств: если мораль создают поколения, то назначить кого-то чужим лидер данного социума может мгновенно. Враг и все. Обосновать «чужесть» можно как угодно, но чаще это делается с помощью недоказанной экзистенциальной угрозы, исходящей от чужих (такой посыл будит у населения историческую память о временах, когда чужаки действительно были опасны). Даже религии зачастую вводят такие исключения и допускают жесть в отношении неверных или врагов.
Принцип свой-чужой — не бессмысленный. Исторически он имел свои резоны. Когда люди жили племенами и за их пределами все было враждебным, хомо сапиенсы вынуждены были оставаться агрессивными и бескомпромиссными к пришельцам извне, будь то хищники или туземцы. Однако этот принцип — он как огниво. Был полезен, но сильно устарел.
Поводов для сотрудничества между людьми куда больше, чем поводов для вражды: наша цивилизация тому подтверждение, ибо все, что она создала — она создала сотрудничеством, а не взаимным уничтожением. Экзистенциальная необходимость истреблять все, что не мы, давно отпала. Когда-то человек выбивал хищников, сейчас он борется за спасение их популяций, потому что осознал единство биосферы.
То же касается популяций самих людей: никаких «чужих» на принципиальном уровне нет. Люди слишком похожи генетически и слишком долго живут вперемешку, чтобы говорить о фундаментальных различиях в интеллекте или разумности. Нет умных или глупых наций. В каждом обществе есть слабоумные и психопаты, но если брать в среднем, внутри человеческого вида нет настолько разных подвидов, чтобы они исключали друг друга. Я не вижу ни одного убедительного доказательства, что такая граница существует.
Сама фривольность, с которой правители назначают чужих, а потом снимают эти статусы, говорит о волюнтаризме процесса. Когда-то, наверное, француз и англичанин поверить бы не смогли, что они из одного теста, а сегодня они соседи по ветке на дереве европейской цивилизации. То же касается любых пар антагонистов, будь то русские и американцы, евреи и арабы, черные и белые. Есть культурные и ценностные различия, но это капля в море того, что является общим: способность понимать язык, стремление к развитию и лучшей жизни, забота о своем потомстве и так далее, далее — общего гораздо больше, потому что люди — это нейросети с одинаковой архитектурой и обучением.
Можно представить что-то «совсем другое». Вирусы, возможно, являются чем-то чужеродным для нас, и различия с клеточными организмами фундаментальны (хотя со временем мы, вероятно, преодолеем и этот барьер). Но что касается людей и даже животных — я не верю ни в каких чужаков на фундаментальном уровне.
Подчеркну, что не призываю к мифическому единству и всеобщей доброте. Понятно, что есть плохие люди и агрессивные звери, с ними нужно иметь дело, а методы борьбы не всегда красивы. Разница лишь в том, что в здоровом обществе даже с трудными людьми/животными работают не по беспределу, а в рамках все той же морали (и просто здравомыслия). То есть не пытаются уничтожить лишь на том основании, что кто-то признал этого человека, коллектив или биологический вид чужим.
Однако политическая традиция делить на своих и чужих сохраняется, и война на Украине — еще один пример в длинной цепочке.
Принцип деление на чужаков и своих эффективен тем, что он не проговорен. Если предложить человеку сделать что-то аморальное в лоб, у него включится тысяча стоп-кранов. Он, как Достоевский и Толстой, отрастит бороду мудреца и будет годами мусолить вопрос о всемирном счастье на слезинке ребенка. Но скажи ему, что он имеет дело с чужим, и все — никакой достоевщины, топор в руки и поперли. Человек сам не поймет, как это получается: вчера дочку на руках качал, а сегодня черепа ломает. Но вот так. Потому что не осознается.
И нужно про эти галочки «свой-чужой» говорить чаще. Чтобы назначать чужих стало сложнее. И чтобы податливое моральное большинство не попадало в этот капкан поколение за поколением.
Абсолютно точно!