Toyota Fortuner. Японский патриот

Класс внедорожников переживает своеобразный ренессанс: Mitsubishi наладила выпуск Pajero Sport под Калугой, на рынок выходит новый «Гелендваген», а Toyota привезла в Россию Fortuner. Паркетники все равно давят массой, и шаг «Тойоты» выглядит почти контркультурно. Что такое «Фортьюнер» — формальность или рыночная необходимость?

Логика Toyota читается между строк: основной конкурент, Mitsubishi Pajero Sport, разошелся в прошлом году тиражом свыше 4,6 тысяч единиц, причем только в декабре продана тысяча экземпляров. Такой рынок не грех поделить на двоих.

Рецепт создания Fortuner тот же, что у Pajero Sport: в основе – ходовая часть пикапа, в данном случае, Toyota Hilux, от которого сохранена рамная конструкция, пружинная подвеска и неразрезной задний мост. Силовой агрегат заимствован от LC Prado, включая 2,8-литровый дизель (177 л.с.) и шестиступенчатый автомат. Кузов — обычный пятидверный универсал.

Но вот первый нюанс: Mitsubishi еще в старые добрые времени разработала сложную, но функциональную трансмиссию Super-Select, очередная генерация которой используется на Pajero Sport. Она позволяет ездить на заднем приводе или на полном, причем неограниченное количество времени: есть межосевой дифференциал.

Fortuner межосевого дифференциала лишен, передняя ось у него подключается жестко, и в народе такую схему называют Part Time, подразумевая, что включать полный привод можно только при штурме бездорожья или на дорогах с плохим сцеплением. И это серьезный минус на фоне «Паджа», потому что кому нужен громоздкий внедорожник, который при рутинной езде по городу будет в основном заднеприводным?

И тут Toyota делает нестандартный шаг. Не знаю официальную позицию марки, но менеджеры по продажам настаивают, что с полным приводом можно ездить постоянно, на любой скорости и по любым покрытиям. Я почитал тест-драйвы коллег, и, в общем, то же самое: им также разрешали не отключать 4WD на асфальте.

Будь Fortuner моим, я бы не стал ездить с 4WD постоянно, потому что с точки зрения грубой физики отсутствие дифференциала негативно влияет на управляемость, повышает нагрузку на трансмиссию и износ шин. Но коли он не мой, включаю 4WD прямо у автосалона.

Как минимум, Toyota не лукавит насчет управляемости: если иные внедорожники при включении «парт-тайма» обретают флегматичность ледокола, полноприводный Fortuner в докритических режимах управляется более-менее естественно. Нет и задумчивости на входе в поворот, по крайней мере, с поправкой на его весовую категорию.

При езде по укатанному снегу отсутствие центрального дифференциала позволяет более активно работать газом, сначала выставляя машину в нужную сторону, а потом затягивая ее в поворот за счет тяги четырех колес.

Но на асфальте без полного привода все-таки лучше: руль становится чуть легче, а реакции быстрее и натуральнее. К тому же Fortuner не отличается первоклассной курсовой устойчивостью, за что можно винить задний мост. На прямой приходится то и дело подруливать, и без полного привода делать это легче: уходит вязкость руля и прорезиненность реакций.

Настоящий ли он внедорожник? Да, чем хуже дорога, тем больше кайфа. Например, съехав на обледенелые проселки возле озера на заднем приводе, я спровоцировал истеричное моргание индикатора системы стабилизации: Fortuner едет, но с натугой. Включаешь полный привод, и машина расслабляется, реакции становятся плавные, система стабилизации засыпает. При езде по полю можно травить тягу по чуть-чуть, и даже в момент троганья на колеях и ухабах Fortuner не склонен к пробуксовке: движение начинает с плавностью танка. Для тяжелых условий есть понижающая передача и блокировка заднего дифференциала.

Неплоха и геометрическая проходимость – просвет 225 мм. Бампера и прочая бахрома расположены выше металлического «фундамента», поэтому на сильных уклонах или в колеях первый удар принимает на себя защита двигателя, рама или задний мост.

Просвет 225 мм под защитой двигателя — бампера значительно выше
Задний мост

Что еще интереснее, Fortuner изжил один из главных минусов пикапов – тряскость. Он не кажется дискомфортным ни на грунтовых дорогах, ни на асфальте, и хотя дорогу чувствует, но большая часть болезненных для легковушек выбоин вязнут в толще его высокопрофильных шин и длинноходных подвесок. Нет и назойливого зуда заднего моста.

А вот с шумоизоляцией дела обстоят хуже. Еще на стоянке слишком отчетливо чувствуешь дизель по назойливым вибрациям, которые передаются и на педали, и на селектор. На ходу вибраций вроде бы меньше, но появляется гудение, которое нарастает к предельным 4000 об/мин. Слышно шины, слышно шум ветра.

Но зато в его характере нет грузовых черт: Fortuner кажется более флегматичным, чем соразмерные кроссоверы, но не настолько, чтобы обращать на это внимание. Ни посадка за рулем, ни реакции не выдают в нем автомобиль, который бы, например, мне претило использовать в городе каждый день.

Его массивность проявляется, скорее, во время обгонов: даже дизелю нелегко таскать такую тушу. Разгоны получаются натужными и без особенного запаса на ошибку: почти всегда обгоняешь в режиме «педаль в пол», тщательно выбирая дистанцию атаки. Субъективно динамику портят настройки автомата, который ведет себя как вариатор: обороты постоянно гуляют, дизель то взрывается гудением, то вдруг затихает, и от этого рвется связь с автомобилем, теряется чувство разгона. По паспорту он делает «сотню» за 11,5 секунд, что является более-менее среднестатистическим результатом, но в дальней поездке я бы предпочел больше прыти в диапазоне 80-120 км/час.

Все это можно счесть придирками к японскому «Уазику», если бы не его цена. Прайс-лист стартует от 2,6 млн рублей, и чтобы оправдать его, Fortuner имеет богатую комплектацию с 7 подушками безопасности, системой стабилизации, климат-контролем и так далее. Логика здесь такая: даже пустой Fortuner, импортируемый из Таиланда, стоил бы очень дорого и при троекратной разнице в цене все равно не бросил бы вызов тому же «УАЗу Патриоту». Для любителей машин попроще есть тот же Hilux (от 2,086 млн), а Fortuner метит в состоятельного клиента, который мог бы купить и премиальный внедорожник, но чурается их электроники, сложной гидравлики или алюминия. Может быть, Fortuner купит преданный фанат Toyota, уже имеющий Land Cruiser, которым жаль рисковать на бездорожье.

Впрочем, попытки сыграть в премиум получились не бесспорными. Салон отделан кожей и вставками под дерева, причем на руле они явно лишние – скользко. Интерьер не кажется подчеркнуто роскошным: например, у задних пассажиров нет подогревов сидений, а кожаная обивка промораживает до костей. Зато есть регулируемые дефлекторы вентиляции, что ускоряет прогрев «тылов».

Магнитола управляется только виртуальными кнопками сенсорного и бликующего экрана, что неудобно. Можно пользоваться кнопками на руле, но, например, шаг регулировки громкости очень мелкий, так что тыкать приходится в режиме азбуки Морзе.

Инструкция

Впрочем, система стабилизации, ксеноновые фары, парктроник, камера заднего вида, датчики дождя и света облегчают жизнь.

Селектор автомата старомоден, да и логика его работы не вызвала восторгов

Есть у Fortuner и зимний пакет: подогрев руля, передних сидений, зоны покоя стеклоочистителей. Дизель остывал до минимальной отметки каждый раз, когда мы останавливались для фотографирования, но у Fortuner есть догреватель и электротены мощностью полкиловатта, которые позволяют обогревать салон даже при холодном моторе.

Задние места тесными не назовешь, но запас по высоте минимальный – я почти подпираю потолок, а скользкие сиденья с отлогой спинкой не очень удобны, когда ты одет в зимнюю болонь. Но зато есть место перед коленями, и, несмотря на раму, нет чувства, будто сидишь на полу с выпирающими вверх коленями.

Запаска под задним свесом

Багажник у Fortuner большой, и, в отличие от Pajero Sport, здесь есть две дополнительные сидушки третьего ряда. Ездить на них взрослым получится едва ли, но для экстренных случаев подойдет. Сам багажник помимо объема иных достоинств не имеет: высокий уровень, отсутствие подпола, провал в дальней части, куда будет закатываться мелочевка, отсутствие шторки (хотя сиденья перекрывают боковые окна). Современные паркетники как правило удобнее и функциональнее, хотя при перевозки чего-то действительно громоздкого экс-пикап подходит хорошо.

Нужен ли Fortuner в России? Если судить по относительному успеху Pajero Sport, то рынок у таких автомобилей есть. Оба близки по характеристикам, как близки они по цене: Pajero Sport в базовой комплектации с механической коробкой передач дешевле (от 2,25 млн), но если оснастить его до уровня базового «Фортюнера», получится на 100 тысяч рублей дороже (2,7 млн), что можно оправдать восьмиступенчатым автоматом и трансмиссией SuperSelect.

У Fortuner есть и внутренний конкурент в виде LC Prado, который на 250 тысяч рублей дороже, но престижнее, крупнее и попросту привычнее.

Тем не менее, найдется клиент и на Fortuner. Это может быть человек с деньгами, но лишенный избыточных амбиций, а потому чурающийся премиум-сегмента или автомобилей-тяжеловесов, вроде Land Cruiser. А может быть, он уже вкусил прелести современных кроссоверов с их сложной и капризной начинкой, и теперь хочет вернуться к истокам: к раме, «железному» полному приводу и минимуму электроники в ответственных узлах. Ведь у Fortuner даже усилитель руля – гидравлический.

 

Видео Андрея Винникова:

30 комментариев

  1. Парящий над дорогоЙ

    «ксеноновые камеры» — это что за фича такая? Или просто очепятка?

  2. Артем Краснов

    В качестве оффтопа: какая ужасная нынче зима. На фото поля, еще более-менее прикрытые снегом, а полно мест, где снега вообще нет: только бурая трава и голые кусты. Чет не помню за последние годы такого января-февраля. Озимым, наверное, конец.

    • Парящий над дорогоЙ

      Не стал про это гундеть уж. Фотки и правда унылые с такими полями без снега. Зима нонче ахтунг. А еще совсем недавно очень любил зиму, и поелозить на авто по каше.

      Был в деревне на прошлые выхи, там таже задница. Снега почти нет, а вот морозы весь январь 30-38 почти каждый день. ХЗ как озимые, но вот за деревья и саженцы высаженные с весны/осени чот переживаю. Хоть и накидал немного снега под них, по всему двору ходил сгребал (ппц), но чет кажется это как мертвому припарка. Тем более озеро в прямой видимости.

  3. ЯРиК

    Отчет норм. На запаску чехольчик надо будет покупать, а то пачкаться пизнес как будешь (особенно после наших посыпушко-поливушек). У меня такая же запаска. через 2голда эксплуатации одел чехольчик.
    смотрел как белорусы сравнивали ( почти не сравнимое), хавал9 и фортунер, кому надо тот найдет.
    О пишу хавалVSфортунер на русском (а яндекс пишет Хавал мы Фортунер -эпичненько)

    • Артем Краснов

      Запаска да, пачается так. Впрочем, и колесо, которое меняем, будет прилично в говне (хотя и не так, как запаска), так что грузить его в багажник тоже удовольствие не всегда. Поэтому к такой схеме размещения запаски отношусь с пониманием))

      • ЯРиК

        да не так за запаску и грязь переживаешь как, за механизм опускания ( вот тут частенько засада) столько грязи что его просто клинит, сорвать механизм с этого куска грязи проПлематичненько.

        • Артем Краснов

          Это да, наверняка имеет место быть. Сам ни разу не пробовал такой механизм в полевых условиях, судить не могу.
          При этом отдаю отчет, что субтильные лица, вроде меня, из багажной ниши запаску Крузака вытащат только с перепуга) Так что расположение под свесом удобно еще и с точки зрения физических возможностей водителей.

  4. ЯРиК

    Тьфу бляха муха, надел чехольчик, и одел запаску

  5. Антон Л.

    Для меня без разницы сколько стоит машина, 3 млн или 6. Так что я бы ТЛК выбрал:)

  6. ЯРиК

    А что за граверный штамп на заднем мосту (AMZ) — типа завод изготовитель. И выпускной тракт на новом авто в цвет с салоном ( это в зависимости от комплектации?)

    • Парящий над дорогоЙ

      Это ещё раздатку не видно. Там штампик ЧТЗ имеется. Ох, не те стали японцы, не те.

  7. Серегин

    «Поздравляю, Шарик! Ты-балбес». Долго думал над названием статьи, почему именно эта машина патриот Японии. Потом дошло 🙂

    • Артем Краснов

      Название Андрей Винников подсказал. Вернее, он в ответ на какие-то мои ремарки сказал: «Короче, японский уазик». Я говорю «японский уазик уже чересчур избитое клише». Но Андрей нашелся: «Японский патриот»)))

      • Серегин

        До меня не сразу дошло, что патриот = УАЗик. На другой волне просто

        • Парящий над дорогоЙ

          Интересно, на какой говноволне вот эти многочисленные комментаторы на 74.ru?

          Откуда они все? — http://chelyabinsk.74.ru/text/gorod/393105413320704.html#comments/c368e614b-a5fc-4c9c-8ed9-8c860ee33868/page/1

          • Серегин

            Это категория профессионально недовольных. Недовольны всем и всегда. При любых раскладах. Они будут недовольны. Я называю таких девочка с пельменями.

          • Парящий над дорогоЙ

            А разве бывают девочки БЕЗ пельменя? ))))

            Чур меня, чур!

          • Сиплый

            Да….прочитал-прослезился…были ж времена, и мы тут тоже бадались по этим вопросам…

          • В Тае много без пельменЕй (чур меня), но вот по перек ни у одной не видел

          • Парящий там хоть про политику, тут же (http://chel.74.ru/text/economics/392531749945344.html) даже самогон и тот при политике

          • Серегин

            Просто это анекдот про слепую девочку. Которой все время казалось, что ей не докладывают еды. Тогда родители сварили тазик пельменей и поставили перед ней. Девочка ощупала тазик и сделала вывод: «Если они мне столько дали, то сколько ж они сами жрут?»

          • Парящий над дорогоЙ

            «были ж времена, и мы тут тоже бадались по этим вопросам…»

            Сейчас бодание в прошлом. Сейчас другое оружие — https://www.youtube.com/watch?v=E5q0Qzn11jY

          • Сиплый

            ЯРиК, алкоголь — стратегический продукт. Походу слишком большую нишу стали занимать самогонщики…прибыли у барыг убавляются…скоро начнут прижимать частное самогоноварение…

          • Сиплый, а я как гнал, так и буду гнать, вино вишневое раз в два года ( иногда подряд) тоже получается ( литров по 60-70), осталось пивасик варить начать и усе. Полный цикл алкоголезамещения (стратегический продукт- трохе для сэбэ)

  8. Парящий над дорогоЙ

    Чет немного запутался. Фортунер и Форанер это один и тот же пепелац, или однояйцевые братья?

    В конце 90-х года полтора юзал Форанера леворукого. Три, или три с половиной литра, бенз. Вполне прикольный аппарат. Правда достался по бартеру сильно поюзанным, после одного наездника. За полтора года не мало туда ввалили. Вплоне резвый. Поля, грунтовка — его стихия. В городе потяжелее. На трассе тоже вполне вменяемо себя чувствовал. Но вот расход 20 + напрягал. Да и запчасти не дешевые были. В итоге так же по бартеру отдали, правда почти в два раза дороже. Но впечатление от него осталось хорошее.

Добавить комментарий