Объект 750

Первая ассоциация на аббревиатуру БТР? Восемь колес. Запомните, не семь и не пять — ровно восемь. Так думал я, равнодушно проходя мимо «Амура-ГМ», потому что у него колес не было вообще, и выглядел он как гусеничный монстр-трак с крутолобой кабиной. И вдруг из недр памяти всплыла обжигающая мысль, что БТРы были не только колесными…

Очередной пример конверсии военного бронетранспортера

«Амур-ГМ» выглядит воинственно, но является полностью легализованной гражданской машиной. По дорогам с твердыми покрытиями ездить он не вправе, зато им может владеть частное лицо без ксив и мохнатой лапы в каком-нибудь профильном министерстве.

Эй, не стойте слишком близко: снаряженная масса — 11 тонн, полная — 16

Но славное прошлое все же пробивается из-под его просторной кабины, потому что в основе «Амура» шасси от БТР-50П — транспортера, который в 50-х годах создали на базе плавающего танка ПТ-76. В документации БТР-50П назывался шифровкой «Объект 750».

Проходимость исходника сохранена
Жидкая грязь хорошо проявляет плюсы гусеничной техники над колесной
Иную жижу лучше атаковать с хода

БТР-50П считался весьма удачным вездеходом-транспортником благодаря хорошей вместимости, проходимости и как раз плавучести. У него был «задний привод», сравнительно небольшая масса (всего четыре груженых «Газели») и хорошая геометрическая проходимость. А еще лебедка на случай «вы там держитесь» и плавучесть почти как у катера. Правда, его потенциал не был раскрыт полностью, и со временем колесные БТРы, в чем-то компромиссные, но удобные для злободневных армейских задач, вытеснили гусеничных предков.

В салоне два ряда полок, позволяющие организовать ночлег
Основная панель управления
Панель приборов слева от механика-водителя

Оригинальный БТР-50П брал на борт 20 человек, не считая двух членов экипажа. Но был приземист и обеспечивал неважную по гражданским меркам обзорность — примерно как у «Жигулей», на передней панели которых перевозят диван. «Амур-ГМ» отличается от прототипа прежде всего салоном, в который заходишь, как в квартиру-студию: восторг от просторности граничит с зудом «вот тут бы перегородочку». Зато есть верхние полки, куда во время привалов можно забраться с путеводителем «Самые дальние уголки России (и как из них выбраться)».

Посадка по центру необычна, но при трехметровой ширине машины удобна

Водитель сидит в центре комнаты, что теоретически дает ему возможность быть в курсе всех сплетен, если он услышит их через лязг и скрежет экс-армейского транспортера. Обзорность для такого типа машин очень неплохая, если вы в принципе готовы к шоку и трепету от управления гигантом длиной с президентский «Кортеж», но выше и шире.

Штурман прокладывает путь

Для создания микроклимата есть два просторных люка, через которые удобно восхищаться топями, которые ждут впереди. Для зимней эксплуатации предусмотрены «печки», включая автономный обогреватель.

Моторный отсек находится в задней части машины, над которой можно установить грузовую платформу

Двигатель БТР-50П был «половинкой» танкового дизеля В-2, что ставился на Т-34: только у танка был мотор V12, а у «бэтэра» — рядная шестерка мощностью 240 л.с. (дизель В-6). До поры до времени ее возможностей было достаточно, по шли годы, мир разгонялся, и ограничения по удельной мощности поставили БТР-50П в положение догоняющего. «Амур-ГМ» отказался от военного дизеля в пользу агрегатов «Ярославского моторного завода», но не только ради большей мощности: по нормативам гражданская техника такого типа сегодня должна вписываться в экологические нормы Евро-3. Хотя слова «БТР» и «Евро-3» в одном абзаце уживаются не лучше, чем военная форма и легинсы.

Электронный блок управления расположен в кабине, над ним — подвод теплого воздуха

Мощность дизеля может быть разной: на этом вездеходе стоит 230-сильный V6 ЯМЗ-6563.10, который по требованиям клиента можно «чипануть», добавив еще 100 л.с. Для холодного старта имеется предпусковой подогреватель.

Заявленная скорость — до 60 км/час: на четверть выше, чем у БТР-50П

Трансмиссия сохранена оригинальная, и во многом повторяет таковую от танка Т-34. То есть поворачивает машина за счет фрикционов и тормозных механизмов, которые создают разницу в скорости вращения ведущих звездочек. Машина может вертеться практически на месте, а радиус разворота по гусенице заявлен на уровне 1,5 метра — легковушкам на зависть.

Кресло, две педали, несколько рычагов — служившие в бронетанковых войсках освоятся быстро

И управляется «Амур-ГМ» примерно как танк: вы включаете передачу строптивым рычагом (трогаться можно со второй), поддаете газ до характерного свиста турбины, бросаете сцепление, а потом «рулите», дергая левый или правый рычаги. Машина откликается лязгом и клевками, меняя курс дискретно, что требует некоторой привычки, но для людей, которым не чужды термины КШМ, ГСМ и БРДМ (не путать с БДСМ) все в рамках жанра.

По меркам такой техники — несерьезная жижа

Проверить экстремальную проходимость помешало отсутствие в обозримой дали препятствий, которые вызвали бы у бывшего «бэтэра» мурашки по броне. Но тут случилась приятная неожиданность: в грязи, которую с аппетитом утюжил «Амур-ГМ», застрял сначала кроссовер Kia Sorento, что вполне простительно, а потом внедорожник Opel Monterey. Это задало хоть какую-то точку отсчета проходимости, хотя дальние ее пределы мы так и не познали.

Кроссоверу сесть тут не зазорно
Больше удивил Opel Monterey, который и ехал-то вроде с краю
Спасать его приехал тягач МТ-ЛБ

Грязь для вездехода проблемы не представляет, и месит он ее флегматично, как бетономешалка. Или жующий носорог. Он останавливается в самой жиже и, вздохнув турбокомпрессором, трогается снова, не понимая, где тут можно было застрять. Или пролетает со всей дури, полагаясь на энергоемкость торсионной подвески. Разработчики «Амура» подчеркивают плюсы «заднего привода», потому что у МТ-ЛБ с приводом на переднюю звездочку при активном маневрировании гусеница «ломается» и рисует слететь, а наш гусар вроде бы имеет иммунитет.

Въезд на довольно крутой берег машина одолевает без нервов
Холмы тоже не проблема
Просвет — 27 см, угол въезда — 25 градусов

Геометрическая проходимость определяется скошенным под 25 градусов «носом», что, на самом деле, не так и много — угол въезда примерно как у колесного внедорожника. Но добавьте к этому просвет в 27 см и высоту самих гусениц, которые позволяют, например, одолеть метровую ступеньку. К тому же гусеничный вездеход готов ехать до жесткого контакта с грунтом, тогда как колесники, особенно гражданские, все же чураются чрезмерной близости с камнями и рытвинами. Еще он может перемахнуть трехметровый ров и въехать на 80-процентный подъем — скажем, на железнодорожную насыпь.

Открываем купальный сезон
Плывет машина за счет двух водометов
Сопло водомета вмещает кошку
Расположенный сзади двигатель перевешивает штурмана
Готовимся к высадке на берег

И, напомню, он является амфибией. В отличие от многих вездеходов, которые ставят себе в заслугу умение держаться на воде чуть лучше топора, БТР-50П адаптировали под водную эксплуатацию, например, на плаву он не гребет гусеницами, а использует два водомета, струи которых делают его похожим на ракету. По воде он разгоняется до 14 км/час, то есть примерно в два раза шустрее хорошего пловца и раза в три — чем вездеходы, плавающие «на гусеницах».

Щиток-волнорез совсем не лишний при входе в воду или при качке

У него есть фронтальный волнорез, а сама капсула приспособлена для плавания не только в штиль, но и по волнам до трех баллов. Не утопит его и нагрузка в тонну-другую.

Холмы он одолевает с проворством насекомого

«Амур-ГМ» разработан московской фирмой ООО «Спецтехника» в рамках проекта по конверсии БТР-50П. Авторы планируют создать линейку машин с разной компоновкой (грузовые или пассажирские), длиной (с шестью или семью катками) и допоборудованием. Как и любая штучная продукция вездеход допускает кастомизацию под любые фантазии заказчика: кожаный салон, мультимедийная система, телескоп, кабинет зубоврачебной практики… Ну или буровая установка.

Гусеничные вездеходы чаще встретишь около нефтяных месторождений

Основным потребителем подобных машин в России является геологоразведка,чрезвычайные службы (МЧС, пожарные) и нефтегазовый сектор. Авторы не исключают продажу машин в частные руки, тем более, юридических препятствий к этому нет. Цена обозначена на уровне 4,5 миллионов рублей, что есть примерно как у премиального легкового внедорожника.

«Крузер» и «Гелик» — малолитражки на фоне аппарата с расходом топлива 38 л/100 км
Еще одна проблема для частника — доехать от дома до бездорожья, ведь на асфальт выбираться нельзя
Дороги мы пересекали по резиновым лентам
Страшно представить ситуацию, когда его придется откапывать…
Зато какое чувство вседозволенности!

Если вам необходимо возить по бездорожью экскаватор или кран, колесный «джип» подобным машинам не конкурент — это понятно. А для досугово-экспедиционных целей? Пока мы возвращаемся в базовый лагерь, я невольно крыжу в уме плюсы и минусы. Проходимость и вместимость у таких аппаратов — вне конкуренции: с ними правильнее сравнивать не легковой колесник, вроде какого-нибудь Land Cruiser, а внедорожный грузовик на специальных шинах. Да и тот утонет раньше — ну не утонет, так нагребет мостами грунт.

Давление на грунт в 0,5 кг на квадратный сантиметр — примерно как у человека

Но колесные машины экономичнее и быстрее на дорогах, проще в управлении и банально комфортнее. В гусеничных вездеходах акустическое сопровождение не дает забыть, что ты, типа, мужик, а мужик рожден создавать трудности и преодолевать их с нейтральным выражением лица.

Конверсия — это всегда сочетание плюсов военных технологий с их же минусами

Чтобы понять прелесть такой техники, нужно иметь цель в тех краях, о которых боятся петь даже барды. Во время теста наш коллега, военный фотограф Алексей Китаев рассказал, как однажды потерялся в тундре, и спас его из двухметрового снега, засосавшего снегоход, гусеничный «проходимец», вроде этого. И в такие экзистенциальные моменты начинаешь ценить упрямую тягу полувоенной техники. И потом каждый раз при виде ее испытываешь робкий трепет в коленях. Тем, кто ищет бродов, этого не понять.

Ниже фотогалерея с теста, в котором участвовали и другие машины. О двух я уже рассказывал: о совсем уж экзотическом вездеходе «Витязь» ДТ-30П, который считается одной из самых проходимых сухопутных машин, а также о прямом конкуренте «Амура-ГМ» — вездеходе «Снежный барс» на базе МТ-ЛБ. Также в тему — тест-драйв армейского внедорожника «Тигр».

50 комментариев

  1. Парящий над дорогоЙ

    С удовольствием променял бы свою работу в кожаном кресле, на работу каким нить водителем вот таких агрегатов. И пох чо на нем работать — спасать кого то, таскать, или тупо отвезти бригаду в страшные еб*ня, чтоб добывали стране газ или нефть. Главное его суметь не засадить….

    • Артем Краснов

      Ну не знаю, помнишь наш давний разговор про трактор К-700 типа «эх я бы покатался, только там больше 20 минут не выдержишь». Тут примерно такая же ерунда, управление сохранено от машины разработки 50-х (кроме электронной педали газа), то есть по калорийности это примерно как пешком идти это расстояние 😀 Меня бы в поездку мотивировала какая-то восхитительная цель, ну типа никто не может проехать, а мы вот добрались. А чтобы прям на постоянную работу…

      • Парящий над дорогоЙ

        Ну на К700 я катался в позапрошлом году. Правда не на много дольше 30-40 мин, хотя показалась вечность. Пропахал поле в одну и обратную сторону. Одну полосу. Реально тяжковато.

        А тут со стороны вроде как показалось немного полегче в управлении, а адреналину на порядок больше. Ну ок — уговорил. Подумаю еще…)

        • Артем Краснов

          Конкретно этот образец показался лютым в управлении, особенно по коробке передач от Т-34. С места когда включаешь — десять секунд в кабине скрежет, пока передача зайдет. Ну в остальном я, наверное, преувеличил. Устаешь больше от шума, от качки (сидушка как табуретка), от запаха краски в салоне (или какой-то химии). Прелесть все же проявляется, когда начинаются настоящие говна. А так я за колесную технику)

          • Парящий над дорогоЙ

            Ну первые 10 мин и на колесной технике чувствуешь себя дошколенком за рулем Камаза. А шум да — просто зубодробильный.

  2. Парящий над дорогоЙ

    Про Опель честно говоря ни хрена не понял. На фотке это он уже типа встрял? Там же ровно вроде ехай и ехай. Или вывесился? Или колеса совсем не злые? Что там с ним?

    А то вот гляжу на фотку, и почти уверен что на своем Хитром на прямки бы проехал и даже не икнул. Тем более — даже не по таким говнам катался.

    • Артем Краснов

      Я не видел сам момент застревания, может быть, водитель окарал. Развезли гусеницами там прилично, но опытный водитель сходу, наверное, мог бы проскочить, поэтому верю, что тебе и Хитриле задача по плечу.

      • Парящий над дорогоЙ

        «водитель окарал» — это что значит? Видимо не очень хороший?

        • Артем Краснов

          Это такой девчачий глагол. Окарать, сов. неперех.: ошибиться, совершить ошибку, промах.
          Не путать с маралом и аморалом.

      • Парящий над дорогоЙ

        А вообще иногда смотришь видосы покатушек, и думаешь — нуё…тыть!!! Вам бы сидеть на диване и играть в какие нить компьютерные гонялки, а не месить кашу на камеру. Ибо ну реально видно что люди совсем далеки от понимания КАК нужно ездить по месиву, по колее, и в откровенных ховнах. Тупят на ровном месте.

        • Артем Краснов

          Так Opel и не месил на камеру, он, по-моему, мимо проезжал, просто танки дорогу раскатали.

          • Парящий над дорогоЙ

            Я чот уже вообще не уверен есть ли у него 4 везде. Может он вообще заднеприводный?

          • Артем Краснов

            Все они там заднеприводные (с) )))))))))))

          • Парящий над дорогоЙ

            Упс…

            Ну видимо не далеко от истины…))

        • Аяврик

          Тёзка, эт ты так, с восьмой грядки заезжаешь, чтоб Артём тебя на говнотест пригласил? :))

          • Парящий над дорогоЙ

            Ну вот…спалил кусты перед девятой грядкой. Теперь опять в обход через сады…

          • Парящий над дорогоЙ

            За последние 5 лет с ранней весны и до начала снегов натестился и наговнячился по самые не хочу. Практически каждые выходные. Всю местность вдоль и поперек, и вплавь и в болото, и в дождь и в ночь…

            Чет уже отлегло. Успокоился. Да и трактористов жаль, сопьются скоро со мной. ))

          • Аяврик

            Ключевая фраза: «трактористов жаль, сопьются скоро со мной.» Крутой джипер поит трактористов чисто из симпатии?
            Штирлиц ещё никогда не был так близок к провалу.))

          • Парящий над дорогоЙ

            Ну дык за 5 лет с весны и до снега много тонн ховна намотал на «гусеницы». Всякое бывало.

            Однажды даже два трактора утопили/закопали пока меня вытаскивали. Только на след день третьим (гусеничным) и вытащили всех.

            Хоть первые два и не спасли меня, все ровно поить пришлось всех + плата за «аренду» каждого трактора хозяину (как правило фермеру) трактора. Вот и получается, что одна добротная покатушка выливается в итоге огромную водочную реку.

            Опять же — все довольны, все пьяны, есть что вспомнить. При этом мои покатушки по рассказам этих же «спасателей» это просто детский лепет, по сравнению с тем что они устраивали.

            И тут начинается вторая часть «балета» — из серии как мы ходили на рыбалку и утопили Жигуар, Бульдозер или провалил под лед комбайн.

            Так что не скучно было. ))

          • Аяврик

            Онано чо… Артём, видать, в курсе твоих способностей, потому и молчит… Утопишь в болоте тестовую Ауди, и фсё… Вылетит в трубу Ругион-Медиа, а безработному плохо…

          • Парящий над дорогоЙ

            Не, на Ауди бы я и коровьи лепёшки объезжал. А вот плавающий БТР точно бы потопил или закопал. Я б нашел где. ))

          • Аяврик

            …И пошёл бы к Артёму в пожизненное рабство… Этот плавучий сундук с моторчиком 4,5 ляма стоит…

          • Парящий над дорогоЙ

            Ну сундучок то на Артема оформлен. Я ваще не при делах ))

          • Аяврик

            Вот и доверяй теперь людям… Кстати, на северах много техники из болота торчит. Твоя работа?

          • Артем Краснов

            На тест лунохода пригласить несложно, но, как правило, по времени трудно состыкаваться, а потом, экспериментальные машины обычно капризные, это не салонные тачки — сел и поехал. Там сначала 2 часа что-то настраивают, потом полчаса ездим, еще 2 часа перекура. В общем, для полноценного теста нужно в экспедицию с ними ехать. Но все же, думаю, возможности гусянки при опытном механике-водителе такие, что даже Эд бы удивился) Собственно, в ютубе есть ролики, где подобные аппараты по крышу в жиже ползают.

          • Аяврик

            Артём, а какая польза хозяевам этих луноходов весь день с вами, журналистами, возиться? Неужто только ради рекламы эксклюзивного агрегата? Так вы ж не спецы в подобной технике, тут цена-качество-объём багажника не канают…

          • Артем Краснов

            В данном случае это были обкаточные испытания нового аппарата, куда нас просто позвали. Резон, я так думаю, вполне очевидный — засветиться. На нашем ютуб-канале ролики про такие машины по 800 тыщ просмотров набирают, на сайтах сети еще тысяч 200, так что пиар получается, как на федеральном канале https://www.youtube.com/watch?v=13zfvt747V0
            Техническая грамотность их вполне устраивает, другое дело, что мы не лезем в дебри и делаем материал для неискушенного читателя, но для них это тоже плюс — шире охват.
            В Челябинской области еще одна компания УСМ есть в Миассе, после первого сюжета им телефон оборвали желающие посмотреть на «Барсика», пришлось дисклеймер в статье делать, что речь шла об УСМ из поселка Роза )))

          • Артем Краснов

            Для телеканала Russia Today мы как-то замороченный сюжет делали, там машины на автовозах в Миасс возили на специальную трассу — вот это, думаю, недешево было. Но RT разочаровал — выпустил куцый огрызок вместо нормально репортажа.

          • Аяврик

            Чота думал, про БТР ролик, а этот луноход уже видел. Про ТТХ не скажу, но поразило отсутствие элементарных условий для водителя. Сидя на колченогой табуретке, прыгать по кочкам — тот ещё кайф… В БТРе малость поудобней, но всё рравно колхоз.
            Тут недавно в районе Пыть-Яха Витязь видел. Шпарил по болоту быстрей, чем я по трассе:))

          • Артем Краснов

            Там не только по эргономике вопросы, в конце концов, за рычагами сидит наемный чел, который согласился на эту каторгу. Да и не ездят на них шибко далеко — так, час-другой от базы до вышки. Меня больше надежность беспокоила, особенно с учетом форсировки мотора на данном экземпляре до 330 л.с., что перегружает и сам двигатель, и трансмиссию. Радиаторы у него явно не справлялись, температура ползла. Плюс электроника, которая если глюканет в тундре… Но, понятно, что в рамках короткого ознакомления с машиной далеко идущие выводы делать нельзя, тем более это экспериментальный образец. Поэтому это и не тест, а так, демонстрация машины, не более. Заказчику все равно нужно оценивать их самостоятельно, в том числе с учетом своих возможностей по ремонту. А мы просто для фана такие репортажи делаем.

  3. Аяврик

    Кто случайно посмотрит: «О, БТР! 24 комента! Актуальная тема!» А это мы с тёзкой трындим…

  4. Аяврик

    Тёзка куда-то пропал… Видать, считает, сколько техники в болотах утопил, сколько ущерба родине, сколько вреда экологии… Это до утра. Пошёл я спать…

    • Парящий над дорогоЙ

      Да не…. С работы до дому добирался. Щас малого на меня повесили. До двух ночи на мне . К там бы до подушки дотянуть) )

  5. Надежда

    А вот меня как девочку интересует два момента.1. Вот там на фотке за водилой два боковых сиденья, как в поликлинике. Ремней и других крепежных механизмов я там не вижу, хотя другие фотки показывают, что внутри БТРа болтает нехило. Пассажиров, видимо, не жалко?
    2. Разве откапывание поможет такой махине? Ну то есть если он «засел», значит гусеницы не справляются со своей задачей, не тянут по грунту. Тогда и откапывать без толку, ибо из ямы он все равно не выберется. А если речь идет о снеге, который может завалить такого лося, то че ему снег? Включил водонапорную свою башню и перемолотил.

    • ЯРиК

      Надежда
      1. так техника ( та что в обзоре) то пока эксперементальная, ( потом после доработок ( при желании заказчика можно и алькантару из молодого дермантина, или стада мутончиков). Ну а ввиду того что мама папа военские , то, по причине незначительного времени жизни на поле боя (от 10 секунд до 3 минут) особого комфорта, и ремней , препятствующих быстрой эвакуации, просто не предусмотрено.
      2. Да не, у такой техники, лопата, как раз нужна, для целей в точности до наоборот- закапывать, то бишь маскировать. И по времени, на выполнение экипажем данного норматива то, всего от 32 человеко/часов, до 65 ч/часов (при вынутых объемах грунта от 24 до 48 метров кубических)

      • Надежда

        ЯРиК, ну вот разве что экспериментальный образец. Тут согласна. Но вот насчет жизни в бою — не совсем. Может, конкретно на поле боя он и живет недолго, но до поля боя еще ведь как-то доехать надо. Не сразу же с завода он туда телепортируется…

    • Аяврик

      Я вот тоже думаю, если умеючи засадить в болоте эту железяку, то лопата не поможет. Видимо, Артёму в кадр попали остатки пожарного щита, т.е. багор и ведро уже сп…

      • ЯРиК

        Аяврик, вопрос в том что » если умеючи». При разработке транспортеров ДТ (в последствии Витязей) , профессионалы, во всю пытались и потопить и засадить ТС, даже кингстоны не закрывали (но вот незадача, они же профессионалы, этого сделать не смогли). тгда на испытаниях посадили, обычного, мехвода-срочника. 10 минут и транспортер с успехом пошел ко дну

    • Артем Краснов

      Наде
      Глядя на бронетехнику, вспоминаешь концепцию советской армии, где из пары танк-танкист приоритет был у танка, а из пары пилот-самолет — у пилота. Пилота дорого готовить, и работа ответственная, поэтому там и об эргономике думали, и о выживаемости. Что до танкистов и прочих бронетехников — это расходный материал. Убьется — нового призовем. Главное, чтобы машина была живучей и ремонтопригодной. Поэтому эргономика, комфорт, безопасность — это про не советские танки/бмп/бтры. Тот же БТР-50П вмещал 20 человек, а защищенность была низкая (он же плавающий — то есть экономили на массе), поэтому там главной заботой было вообще выжить, не то что с комфортом.
      Лопата — это чтобы клады искать. 😀

      • Парящий над дорогоЙ

        » Пилота дорого готовить, и работа ответственная, поэтому там и об эргономике думали, и о выживаемости.»

        Ну прям про меня с Хитрым )))

        Теперь всем так буду говорить — я пилот, и это дорого!!!

        • Артем Краснов

          Главное, не катапультируйся. Особенно если хитрила без люка 😀

          • Парящий над дорогоЙ

            Люк есть, парашюта нет. А Парить над дорогоЙ долго не получится. Ветра дикие. Унесет в соседнюю деревню или в Казахстан.

          • Артем Краснов

            Парить над дорогоЙ — это пять 😀

      • Сиплый

        Забавно как ты походя отнес четко обоснованные формальной логикой тех.решения к какой-то несуществующей концепции советской армии…обожаю журналистов…:)))

        • Артем Краснов

          Я вообще негодяй.

          • Артем Краснов

            Всё про меня

          • Сиплый

            признание проблемы — первый шаг к её решению…

          • Парящий над дорогоЙ

            «признание проблемы — первый шаг к её решению…»

            Потом напиши книгу — «Как из негодяя сделать годяя».

            Ни и первый экземпляр за мной, не забывай.

          • Сиплый

            Звание негодяя надо сначала заслужить…настоящих негодяев по пальцам пересчитать…у нас же всё много проще.

Добавить комментарий