Коронавирус автопрома грозит остановкой производств

Провинция Хубэй, где в декабре прошлого года появился коронавирус Covid-19, является одним из центров китайского автопрома, но это лишь вершина айсберга. Внезапно с проблемами столкнулись производители, которые никак с Китаем не ассоциируются, например Hyundai и KIA. Мы попытались выяснить, возникнет ли дефицит новых автомобилей в самый разгар торгового сезона — в марте и апреле.

Сам Китай из-за карантина рискует «недоделать» за год миллион машин, но главная проблема — недовыпущенные компоненты. Вспышки зафиксированы ещё в двух автомобильных странах — Южной Корее и Италии, и из последней вирус стал распространяться по другим государствам Европы.

DFM AX7 — пример автомобиля, который собирали в эпицентре вспышки коронавируса

Самым крупным автопроизводителем Ухани является Donfeng, который имеет здесь и собственное производство, и три совместных с Renault, Honda и PSA (Peugeot и Citroen). Впрочем, прямые поставки из Ухани в Россию включают только одну модель — кроссовер DFM AX7. На наш запрос представители китайских брендов ответили, что пока проблем с поставками нет, потому что большие складские запасы (не только DFM) обеспечивают буфер. Путешествие из Китая занимает 2–3 месяца и даже больше, так что пока вырабатывается старый запас. Плюс же DFM не пользуется большим спросом: в январе, как и год назад, было продано чуть более 80 машин на всю Россию.

Удар по корейцам и японцам

Но китайская примесь есть сегодня почти в каждой машине, хотя это и не всегда афишируется. Ещё в начале февраля начались перебои с запчастями на японском заводе Nissan, который делает X-Trail и Serena.

Ещё сложнее пришлось альянсу Hyundai-KIA, который в феврале остановил производство в Южной Корее из-за недостатка китайских запчастей. В частности, речь об электрической проводке, половина которой поступала от компаний Kyungshin и Yura Corporation. Kyungshin сейчас наращивает производство в США, Индии и Камбодже, но эти меры требуют времени.

В середине февраля вспышка коронавируса произошла в самой Корее, хотя от города Тэгу, эпицентра заболеваемости, до Улсана, где сосредоточены заводы Hyundai и KIA, более 200 километров.

Впрочем, прямые поставки из Южной Кореи для российского рынка не очень значимы: все бестселлеры выпускают в России, на заводах под Питером и Калининградом, а ряд моделей (например, Hyundai i30) завозится из Чехии. Тем не менее российский кластер зависим от компонентов, произведённых в Корее и Китае. Тот же калининградский «Автотор» уже столкнулся с дефицитом деталей и рассматривает вопрос о приостановке производства: помимо корейских брендов, здесь делают BMW и коммерческие Ford.

На днях Hyundai презентовал обновлённую версию Solaris, но речи о сбое поставок пока не шло. Вопрос в том, что будет весной

Например, российские бестселлеры Hyundai Solaris и KIA Rio используют двигатели серии Gamma, собранные в Китае — провинция Шаньдун находится недалеко от Пекина, который также пострадал от коронавируса. Мы направили запрос в пресс-службу Hyundai о возможной приостановке производства, но ответа пока не получили.

В целом автозаводы России имеют определённый «иммунитет», потому что работают с большими складами запчастей — в этом разница, например, с корейскими заводами, которые получают запчасти из Китая напрямую без складских запасов. Но это лишь означает, что перебои могут начаться позже. Так, например, в ряде стран дилеры Hyundai получили уведомление о грядущих проблемах с поставками.

АВТОВАЗ, хоть и является исконно российским производителем, также использует китайские компоненты: например, они есть в приводе дворников Lada Vesta. На заводе создан кризисный штаб, но корректировать планы производства пока не стали. А вот КАМАЗ не исключает сокращение выпуска уже в марте, если коронавирус продолжит набирать обороты. Довольно зависим от азиатских производителей УАЗ, но и здесь пока лишь следят за ситуацией.

Итальянская трагедия

Италия, где заболело почти 500 человек, тоже является крупной страной-автопроизводителем. Правда, популярных моделей из Италии к нам не завозят, а крупнейшие итальянские бренды вроде FIAT и Lancia на российском рынке почти не представлены. Почти, потому что тот же FIAT продаёт у нас коммерческую технику, а ещё малыша FIAT 500, производство которого в Сербии, кстати, также остановлено из-за коронавируса.

Штаб-квартира Ferrari попала в зону риска (фото Arnaud 25, CC BY-SA 3.0 / Wikimedia.org)

В поражённых вирусом регионах находятся производители итальянских суперкаров, например штаб-квартира Ferrari расположена в «карантинном» регионе Эмилия-Романья. Компания ограничила доступ на свои заводы ряду «подозрительных» сотрудников, отменила экскурсии и посещения музеев в Маранелло и Модене.

Недалеко, в Сант-Агата-Болоньезе, расположена и штаб-квартира Lamborghini, но сообщений о карантине на её заводах пока нет.

FIAT в свою очередь распространил заявление, что коронавирус представляет угрозу для бизнеса компании, но подчеркнул, что оценивать его влияние пока рано. Производство FIAT в Европе снижено из-за перебоев с поставками запчастей, правда, речь пока о китайских компонентах — например, остановился упомянутый завод FIAT в Сербии. В компании считают, что ситуация со временем коснётся и других производителей.

Российский автопром, включая сборочные предприятия, имеет некоторую автономность за счёт складов машин и запчастей. Опрошенные нами дилеры рассказали, что пока информации о сбое поставок от производителей не поступало. В частности, в группе компаний «Автомир» заявили, что работа идёт в плановом режиме — холдинг представляет в России 15 марок, включая Hyundai, KIA, Nissan, Haval. Той же позиции придерживается автомобильная группа «Авилон» (27 брендов).

Представитель одного из дилеров, попросивший не называть имя, так прокомментировал ситуацию:

— Всё зависит от сроков и масштаба распространения вируса: мы работаем с «лагом» три месяца и даже больше, то есть зачастую те же китайские компоненты на машинах, которые приходят сейчас, произведены ещё до начала коронавируса. Но если вирус продолжит распространяться, запасы сократятся — тогда возможны перебои. Особенно это касается популярных и ликвидных моделей типа KIA Rio, для которых «оборачиваемость» выше, чем для Citroen C4, например.

Распространение вируса повлияло и на ряд автомобильных мероприятий, например отменён китайский этап «Формулы-1» (планировался на 19 апреля), под вопросом этап в Бахрейне, куда вирус перекинулся из Ирана. Отменён и апрельский автосалон в Пекине.

Кстати, вы как относитесь к новостям о коронавирусе? Я недавно забрал деньги за турпутёвку (мама с Глебом хотела поехать в Турцию, и пока не жалею.

16 комментариев

  1. Чебурашка

    как источник информации вполне норм отношусь, тем паче тема эта вполне «автомобильная» 🙂
    а вообще эти перебои обратная сторона глобализации. «за все надо платить»

    кстати в отношениях турция/сирия намечаются похоже новый осложнения и неизвестно как это все развернется
    очучение что мир дробится

    • Артем Краснов

      Мир уж не первый год дробиться. Точнее, он пытается слиться, но слияние уже такое, что кулоновские силы начинают его растаскивать обратно.
      PS вопрос был, считаете ли вы новости о коронавируе фейком или нет. Потому что есть в интернете секта, который считают, что его нет

      • Чебурашка

        видел и такое мнение. аргументация там правда меня не впечатлила
        хотя сам бывает люблю поглядеть всякие сайты прикольные.

        но лично мое мнение (повторюсь) — заболевание не фейк, более того оно очень опасно именно своим «началом» (понятно дело я исхожу из той информации что получаю на общих основаниях как и все)

        мое кредо — смотри что делают а не что говорят. а вот действия как раз красноречивы и они пугают
        но я очень надеюсь что в итоге победят

        • ЯРиК

          «но лично мое мнение (повторюсь) — заболевание не фейк, более того оно очень опасно именно своим «началом» (понятно дело я исхожу из той информации что получаю на общих основаниях как и все)»
          ОСобенно в реалиях нашей медицины. Что страны в общем что города Че.

          • Артем Краснов

            Да тут и в других странах растерянность чувствуется. По сути, выбор-то такой: либо рисковать распространением заболевания, либо ставить полный бан на перемещения людей, что грозит экономическим коллапсом. И коммерсы борются с медиками. По идее, Китай нужно было сразу закрывать, оптом. Но тогда же экономика рухнуть, так что надеялись до последнего. Похоже, прогадали

          • Чебурашка

            я гляжу на некоторые решения медицины иных стран и нахожусь в охренении:
            1. эксперимент с кораблем
            2. больного вроде как норвегии (да не суть) отправили под домашний!!!! сцука карантин к семье

            такое очучение что там какая то деградация с точки зрения дезинфекции, дератизации, дезактивации и прочих дез****.. (да для юмора чутка добавил;) )

            про нас могу сказать тока одно — подозреваемые (поправьте) сбежали из больницы О_о. я бы за такое статью спаял честно говоря после излечения/выздоровления. не планета и толпа не пуганных идиотов.

          • Артем Краснов

            Вот вы точно сформулировали: мы и есть поколение непуганных идиотов. О войнах из новостей и учебников знаем, о пандемиях — из американских фильмов.
            Я удивился, сколько в фейсбуке дебилов, которые считают всю историю раздутой. Объясняют, мол, от гриппа больше помирает.

  2. Вадим Ледков

    В компании Danone Россия из-за коронавируса на полном серьезе запретили сотрудникам ЛИЧНЫЕ поездки в Европу и Азию. Естественно, что это незаконно и проверить это никак невозможно, но компания очень основательно промыла сотрудникам мозги. В итоге люди начали отказываться от уже запланированных отпусков.

    • Артем Краснов

      Да и правильно. В том и проблема сейчас, что вирус распространяется за счёт свободы, а мы уже помешаны на свободе.

  3. Артем Краснов

    Кстати, рынки так сильно обвалились, что всё чаще говорят о повторении кризиса 08/09, который давно прогнозировали с оговоркой что «нужен триггер». Ну, кажись, триггер появился.

    • Чебурашка

      да, тем кому нужны была причина спада ее получили.
      видел комменты что типа нет болезни, есть создание причин для спада. но я думаю тут просто «повезло»

      • Артем Краснов

        Чисто теоретически не вижу причин, почему бы эпидемия не могла возникнуть искусственно. Не настаиваю, но и веских против не вижу. Уж больно удобная точка стартапа — самое сердце промышленного Китая.

        • ЯРиК

          Где то же уже писали, что пидемия, не из за змей началась, а из за сбежавших из лаборатории (китайской) летучих мышей над которыми опыты ставили, которые потом насрали на тех змей, а в итоге получили, всеобщий коллапс.

        • Чебурашка

          возможно все.
          но у меня пока в приоритете все таки естественная мутация. ведь что такое жизнь — суть постоянные изменения/мутации в попытке получить максимальную жизнеспособность 🙂
          хотя конечно вот совсем не удивился бы от новости что это искусственно полученный штамм.

        • Артем Краснов

          Не, я не настаиваю. Гипотеза с естественным появлением… естественней, так сказать

  4. Black’n’white

    Экономические последствия серьезней демографических. Это видно уже сейчас. С учётом временного лага можно предполагать, что это только вершина айсберга.
    Поэтому при всем уважении к семейной трагедии каждой жертвы предлагаю считать коронавирус явлением экономическим.

Добавить комментарий