«Гольф» стоит от 2,5 млн. Что вообще происходит с авторынком?

В минувшем месяце продажи новых автомобилей выросли аж в четыре раза относительно апреля прошлого года — максимальный прирост за всё время ведения статистики. Цены при этом взяли новые высоты, а неожиданным следствием пандемии стал дефицит машин из-за глобальной нехватки микропроцессоров.

Сколько стоят новые машины

Лучше всего абсурдность нынешней ситуации иллюстрирует Volkswagen Golf восьмого поколения, продажи которого стартовали весной 2021 года. Базовая версия стоит как минимум 2,558 млн рублей, и это — за компактный городской хетч с мотором 1,4 TSI. Комплектация, правда, сразу хорошая с восьмиступенчатым «автоматом», климат-контролем, мультемидийной системой и даже электроприводом сидений, но ещё несколько лет назад такие деньги просили за Audi A5.

Volkswagen Golf VIII дебютировал в Европе ещё полтора года назад

Впрочем, Golf нужен марке Volkswagen, скорее, в имиджевых целях как напоминание о её идейных корнях. Хуже, что ползучее подорожание не прекращается и в массовом сегменте, например, после майского скачка Lada Granta стоит от 520 тысяч рублей, хотя ещё до Нового года её можно было купить на 31 тысячу дешевле. Lada Vesta в мае прибавила до 744 тысяч рублей в базе, при том, что в апреле АВТОВАЗ уже переписывал ценники на топовые версии модели, а до этого ещё раз в начале года. За четыре месяца стоимость «Весты» распухла аж на 67 тысяч.

Не отстают и популярные иномарки, например, Kia Rio сейчас не купить дешевле 890 тысяч (без учета скидок), тогда как перед Новым годом он стоил от 835 тысяч. То же касается Hyundai Solaris — сейчас прайс-лист начинает от 840 тысяч, хотя в декабре 2020 года он стоил на 50 тысяч дешевле.

Автомобили Renault в мае подорожали скопом, например, Logan добавил 16 тысяч, новый Duster — до 35 тысяч, Arkana — до 32 тысяч.

Новый Renault Duster очень похож на предшественника, но построен на существенно модернизированной платформе

Заметно прибавили японские модели, например, в апреле по 50-100 тысяч рублей накинули к ценникам Honda, Mitsubishi, Mazda, Nissan, Subaru и Suzuki. Последняя дополнительно корректировала цены в мае, и самая доступная модель, Vitara, стоит теперь от 1,519 млн рублей.

Opel тем временем начинает продажи модели Crossland, унифицированной с Citroen C3 Aircross. Цены кусаются — от 1,7 млн рублей за машину испанской сборки

В целом, дорожает всё: взяв диапазон в четыре месяца, вы едва ли найдёте модель, сохранившую цену. То же самое мы наблюдали весь прошлый год.

Что стоит за рекордным спросом

Четырёхкратный прирост рынка в апреле 2021 года, разумеется, лукав, ведь на эту же величину продажи упали в мёртвом апреле 2020 года. С другой стороны, 152 тысячи машин, проданных в нынешнем апреле, — это достойные показатель даже по меркам предыдущих лет. Например, в 2019 году дилеры реализовали 141 тысячу машин, за год до этого — 152 тысячи, в 2017 году — 130 тысяч. То есть явного падения спроса нет даже с учетом диковатых цен.

Начало 2021 года стало сравнительно успешным для автодилеров, например, лидеры рынка Lada, Kia, Hyundai, Renault, Skoda увеличили рыночную долю. Отрицательная динамика в первой десятке — только у Nissan.

А в лидерах с точки зрения динамики продаж — китайские марки. За первую треть 2021 года Haval увеличил продажи вдвое, Chery — почти в пять раз. Оба бренда на пороге того, чтобы войти в десятку самых популярных марок в России (сейчас они на 11 и 12 местах соответственно).

Haval начинает продажи кроссовера Jolion тульской сборки — конкурента Kia Sportage и Volkswagen Tiguan. Правда, у него нет полного привода

Директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отмечает, что общий объем российского рынка по-прежнему невелик на фоне китайского, но тамошние производители уделяют России всё больше внимания. В перспективе 3-5 лет китайские бренды будут стабильно увеличивать суммарную долю на российском рынке по 1-2% в год. Мешает этому, по мнению специалиста, ассоциации с невысоким качеством, ненадежностью и недолговечностью, поэтому главной задачей китайцев является слом этого стереотипа.

Среди аутсайдеров апреля помимо Nissan — российский УАЗ, продажи которого стагнируют, и Mitsubishi, потерявшая четверть продаж.

Впрочем, иллюзии насчёт денежности россиян рассыпаются, стоит взглянуть на рейтинг продаж моделей: когда-то в нём лидировали Kia Rio и Hyundai Solaris, затем — Vesta, но сейчас там безраздельно властвует самая дешёвая модель на рынке, Lada Granta. Преимущество над ближайшей иномаркой, Kia Rio, более чем двукратное.

В сегменте крупных седанов тоже есть мини-сенсация: новый Kia K5 (наследник Optima) практически догнал некогда доминирующую Toyota Camry. Правда, модель прошла плановый рестайлинг, который, вероятно, подстегнёт интерес.

Обновленная Toyota Camry мало изменилась внешне, зато получила другую линейку моторов и коробок передач. Для неё теперь доступны вариатор и восьмиступенчатый автомат. Цена стартует от 1,846 млн рублей

Среди внедорожников доминируют две Lada Niva (Travel и Legend), забравшись аж на пятое место в общем рейтинге, но результат объясняется слиянием статистики двух моделей, которые раньше продавались под разными брендами. А в сегменте кроссоверов помимо предсказуемых лидеров Hyundai Creta (первый) и Renault Duster (третий) стоит отметить куда более дорогой Volkswagen Tiguan, пробившийся на второе место.

Почему все говорят о дефиците автомобилей?

Причина весьма неожиданна: у автопроизводителей кончились микропроцессоры, без которых не работает ни двигатель, ни системы безопасности, ни мультимедиа автомобиля. Связано это с глобальным «полупроводниковым кризисом», спровоцированным пандемией. Отложенный эффект возник из-за длительного срока изготовления процессоров, кристаллы для которых выращиваются в течение полугода и более. Локдауны в азиатских странах и пессимистичные прогнозы прошлой весны существенно снизили производство полупроводников, и в конце прошлого года весь мир ощутил нехватку полупроводниковых элементов. Из-за этого пострадали и производители электроники, например, Apple отложил выход нового iPhone, в Sony снизила ожидания от продаж игровой приставки PS5.

Но для автопрома кризис ощущается ещё острее. С точки зрения «полупроводниковых королей» автомобильная промышленность — миноритарный потребитель, который обеспечивает порядка 10% мирового спроса на микросхемы, и его нужды удовлетворяются по остаточному принципу. Весной сразу несколько крупных заводов, включая Volkswagen, Ford, Toyota и Nissan остановили выпуск отдельных моделей в Европе и США.

Российские производства пока работают, но дефицит микросхем осложняет им жизнь

До начала марта российские производители и сборщики машин компенсировали нехватку микросхем за счёт складских запасов, но весной кризис обострился и возник риск остановки производств. Опрошенные дилеры отмечают, что перебои с поставками возможны.

— Да, есть такая проблема и она приобретает всеобщий характер, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов. — Нехватка ощущается практически по всем брендам и моделям за редким исключением. Мы, в свою очередь, принимаем меры, чтобы обеспечить поставки новых машин в соответствии со спросом.

Он также отметил, что на этом фоне продолжает рост цен, и людям в любом случае выгоднее купить сейчас: возможные перебои могут подстегнуть цены ещё больше.

Ситуация стала настолько серьёзной, что вмешался Минпромторг. В ведомстве отметили, что пока российские автозаводы продолжают работать и как такового дефицита ещё нет, но спрос на некоторые модели превосходит предложение. Чтобы не допустить развития кризиса, в Минпромторге приняли ряд мер:

— Мы подключили торгпредства для ускорения поставок комплектующих и отработали экстренную логистику, — рассказал агентству ТАСС представитель Минпромторга. — Российская автомобильная промышленность продолжает работать, несмотря на то, что в мировой практике начиная с февраля-марта этого года мы уже видим немало случаев, когда крупные заводы останавливаются из-за недоукомплектованности машин электронными системами.

В Минпромторге ожидают, что ситуация стабилизируется не ранее августа 2021 года.

10 комментариев

  1. Антон Л.

    Ну дастер под мои запросы стоит 1.4кк. В целом норм, если не считать, что ровно три года назад я такой покупал за 950к. Правда и доходы выросли… вот только не у всех они растут. В общем, если раньше я немного стремался в светском обществе показываться на дастере, то купив новый буду стрематься чуть меньше, ахах:)))
    А вообще, конечно, лучше докинуть еще тысяч 500 и купить форд мустанг 5 летний.

    • Антон Л.

      А еще лучше получать такой доход, чтобы выбирать не по цене, а по вкусу. И быть здоровым еще))

  2. Смотрел мимолётом, что есть в пределах 1,5 млн. Так себе выбор. Вообще не хотел ничего покупать — дорого, да и Ситроен проехал пока 85000 только с 2013 🙂 Жене нравилась Аркана, сам хотел Дастер 2. Зашли посмотреть: ну капец, вроде интерьер нарисован дизайнером норм, но прямо дышит качество салона Логана от туда. Сиденья такие мягкие, как будто из ваты, а не поролона. Багажник у мастера маленький, у Арканы ещё меньше. Субъективно кажется дорого за это, хотя аркана на экстерьер — норм.
    Пока делал очередное ТО для Ситроена, зашёл в Планету посмотреть Чери Тигго 7 про. Рекламы много, на вид гуд. Вроде норм качество. Через неделю зашли с Женой возле Алмаза посмотреть его: ей очень понравился. Спонтанно купили, отдав ситрик в трейд ин. С прайсовой цены 1,679 млн за среднюю комплектацию скинули 180к за трейдин и кредит. Итого 1,495 млн.

    Что нравится:
    0. Дизайн.
    1. Отличный головной диодный свет.
    2. Размер: дети довольны ))
    3. Цена/качество — опций за эти деньги до кучи.
    4. Турбодвиг+вариатор. Едет очень неплохо после Ситроена ))) По отзывам эта связка лучше, чем у Хавейла Ф7 с роботом с двухдисковым сцеплением — тот стартует слишком резко.
    5. Багажник по цифрам больше, но подростковый велик влазит только с съёмом переднего колеса как и в Ситроен (без складывания кресел.), так что тут хз.

    Что не нравится:
    1. Бак. Объём вроде 52 литра — не сильно меньше чем ситроеновские 62-65. Но запас хода на 250 км меньше. Может пока обкатка.
    2. Надёжность — хз что с ней и как. Но вроде этот разработан совместно с Лэнровер-Ягуаром… хз ладно хоть гарантия 5 лет и 150 000 км и на коррозию )))) Будем смотреть.
    3. Логика работы круиза и расположение его кнопок на руле.
    4. Глянцевый пластик в салоне — зло.

    Резюме: за 1.5 ничего лучше не нашёл, если хочется повыше и побольше да и из наличия, чтобы сразу. Аркана только если, но глядя на салон, жалко за это 1,5. Да и не универсал она. Дастер 2 тоже маленький и те же проблемы. Креты/Селтосы тоже только переднеприводные за 1,5 да и с атмосферными движкам и маленькие.

    Вот так 🙂

    • Киноман

      Я в кроссоверах ничего не смыслю, если что, но джили атлас за 1.5 вроде говорят неплохой вариант — атмосферник + гидротрансформатор (многие молятся на такие связки). Правда раньше за эти же 1.5 вроде мазда cx5 попадала (тоже атмосферник + гидротрансформатор). А сейчас вот так, только китайцы)

    • ЯРиК

      С обновкой Вас. Теперь главное не разочароваться в сервисе. котрый один из самых похуистичных в городе. Меня, после сданого им Чери Тигго3, более не обслуживают на Чери Тигго5. Пришлось ездить в Катю на ТО, то еще удовольствие. В общем возникнут проблемы с какими либо неисправностями и недостатками, вроде бы не критичными для Вас, пишите сначала мне, а потом…. Хотя ни на чем не настаиваю. И мне Атлас поболее вкатил (хотя опять же ни а чем не настаиваю, фломастеры то разные).

      • А кто был у вас Диллер? Я так понимаю это ещё в доавтомировскую эпоху?

        • ЯРиК

          Дилер в городе Чё всего ODiN, как вы.
          поэтому про автомировскую эпоху я не совсем в курсах, хотя в этом бизнесе кручусь с 2006 года.
          Предыыдущий дилер в лице КАРАТа мне нравился больше, хоть и уровень немного гаражный.
          Моему Тигге 5 всего третий год и на спидометре 34000 км. Последнее ТО (как и написал ранее) на позапрошлой неделе делал в Кате. потому что здесь что на Копейском что на Кашириных послали нахуй, не прямо конечно но…
          Ну да лажно будем учить их работать вместе. НУ да поменяю пятерку на семерку, и буду как владелец с владельцем дискутировать. Атлас на трубо вполне бы устроил, если дело в турбе. Во все остальном есть ощущение что тот же коленкор только вид сбоку. К круизу на руле привыкнете, так даже лучше. Алгоритм и логика работы круиза, у чери мне вообще ни когда не был понятен на автоматических КПП ( и в том числе явился причиной сдачи Тигги 3).
          пластик глянец зло, как и полироль придающая блеск и лоск после мойки на торпеде.
          Что касаемо гарантии откройте сервисную книжку, и посмотрите а все ли так радужно про 5 лет и 150 тыщ. возможно много чего имеет гораздо меньшие сроки гарантийной эксплуатации, и вы будете «приятно удивлены». Я буду только рад если от сквозной коррозии чери стали давать 5 лет. У меня всего два года по книжке. Удачи и радости в эксплуатации.

      • Атлас совсем нет то 🙂 7ка про хоть эмоции дарит положительные на первых порах 🙂

  3. Киноман

    Я один чувствую депрессию от этих бесконечных: «людям в любом случае выгоднее купить сейчас: возможные перебои могут подстегнуть цены ещё больше.»? Давайте попробуем восстановить вкратце хронологию отечественного авторынка в 21 веке. Просто, чтобы понять, как мы начали с форд фокус 1 за 300 тыс и пришли к ублюдочным поло-седан за 900 тыс с балкой сзади и дизайном для стран третьего мира? Кризис 2008, кризис 2014 и обвал рубля, наши цари прочухали, что им мтак не плохо с таким курсом живетмя и можно ничего не менять(нефте- и газо- баксы текут в карман, а зарплаты граждан по прежнему платятся в ничего не стоящих рублях, вот и профит), затем пандемия 2020, рост цен из-за дефицита машин, теперь же дефицит микропроцессоров из-за пандемии эхом, снова рост цен из-за дефицита машин.

    Что дальше? Есть идеи? Рынок как и многие системы ведь стремится к равновесию, когда-нибудь он качнется к потребителю? К нам все давно пришли(немцы, китайцы, французы, корейцы, японцы), некоторые из них вроде всерьез и надолго, так может у нас будет уже наконец рынок потребителя(когда ты выбираешь, кому деньги отдать и продавцы из кожи лезут, чтобы продать своё, а не как сейчас — без допов на 30-50-200 тыс не отдают, у них логика — не будешь, ну и фиг с тобой, завтра другой Иван из деревни с одобренным кредитом приедет и молча возьмёт, с допами и прочим, и даже не заикнется о скидке.

    • ТотЧувачок

      ну, теория заговора гласит, что дальше будет только хуже. )))

Добавить комментарий