Lada Niva — один из трёх мамонтов нашего автопрома. Из серийных моделей старше только уазовская «Буханка» и, собственно, кириллическая «Нива» ВАЗ-21213. Модель же с латинским названием Niva дебютировала ещё 1996 году, а массовый выпуск стартовал пять лет спустя, так что в этом году у автомобиля двойной юбилей. За это время она выпускалась под маркой Lada (в 2001 году), потом Chevrolet, а с 2020 года снова Lada. Чтобы мы не запутались окончательно, АВТОВАЗ переформатировал её внешность и присвоил модели новое название — Lada Niva Travel. Изменился ли её характер?
Подтяжку лица делали люди, не лишённые азарта. Нивино лицо они тянули, пока оно не встало вровень с приподнятым капотом, который продолжает подоконную линию автомобиля. Фары теперь пристальны, как взгляд следователя, а чёрная решётка радиатора в иных ракурсах напоминает о стилистике Mitsubishi. Вкупе с увеличенными накладками колёсных арок автомобиль кажется чем угодно, но не привычной старушкой-Нивой.
Правда, образ высоколобого внедорожника размывается при виде в три четверти: потяжелевший передок визуально перетягивает среднюю часть, а корма скромностью форм по-прежнему напоминает замёрзшую собачку. Фронтон Niva Travel в изолированном виде прямо-таки неплох — типичный фейс современного внедорожника. Но поскольку стилистам не дали порезвиться вволю, результат получился компромиссным, и бывший дизайнер АВТОВАЗа Валерий Семушкин даже обрушился на модель с критикой, заявив «Ежедневному автомобильному журналу»:
— Не сочетается дизайн передней части с характером всего автомобиля. Наломанные углы, черное пятно, полностью перекрывающее передок. Я хотел бы, чтобы автомобиль был более цельным. Кузов не соответствует биодизайну, который был в девяностых годах. Тогда он имел самостоятельную пластику, сейчас же этого не получилось.
Впрочем, дизайнеры всегда хотят неограниченной свободы (и столь же неограниченных бюджетов), но реальность расходится с нашими хотелками. Рестайлинг был вынужденной мерой, чтобы Niva продержалась ещё минимум три года до выхода новой модели уже на французской платформе. И сдаётся мне, клиентам, не очень отличающим стилистику биодизайна от, допустим, баухауса, обновлённая Niva придётся по душе просто потому, что она кажется крупнее и солиднее. А соседям вообще можно сказать, что новая модель.
А за рулём главным следствием нового дизайна является хорошо видимый капот, который солидно вздыхает на косогорах и обозначает предел возможного при попытках протиснуться между деревьев.
Кроме того, буксировочных проушин теперь две, слева и справа. Они и сделаны лучше: раньше приходилось цепляться за утопленную в бампере петлю (иногда через промежуточное звено), теперь же скобы более открытые и удобные.
К сожалению, рестайлинг не коснулся салона от слова совсем. Даже нарост мультимедийного экрана по верху центральной консоли появился ещё на прежней Chevrolet Niva в 2019 году.
И дело даже не в старомодном дизайне, который смотрелся свежо ещё в допутинскую эпоху. И даже не в эргономике — с поправкой на возраст, она вполне целесообразна: подумаешь настройка зеркал вынесена в нижнюю часть центральной консоли, а руль не регулируется по вылету. Скорее, настроение снижает ощущение пластмассовой хлипкости салона с его дышащими кнопками, строптивым рычажком рециркуляции, плохо читаемыми приборами. Но логика здесь та же, что и с дизайном: новый интерьер — это большие вложения, которые на фоне беднеющего покупателя и валютных интриг просто не оправданы. Niva ведь берут не ради эргономического совершенства.
К сожалению, технических изменений не последовало — это именно рестайлинг, а не попытка апгрейда модели. Все недостатки, включая тесный салон и недостаточно тяговитый мотор, остались при ней вместе с «рюкзаком» запаски на задней двери, которая требует осторожности при парковке.
Сохранились и ездовые впечатления: если вы катались на Chevrolet Niva, ничего нового вы не узнаете. Из-за маломощного двигателя и шумности Niva кажется машиной более громоздкой, чем есть на самом деле, и после тех же кроссоверов едет натужно. На трассе ощущается дефицит лошадей: ленивый двигатель нужно как следует крутить, а динамика на 4 и 5 передачах валидольная.
Впрочем, чего-то критичного в её повадках нет. Да, она погуливает в полосе, усилитель руля гудит на больших углах, а мягковатая педаль тормоза требует решительных нажатий. Но со временем привыкаешь и перестаёшь обращать внимание. Зато у Niva почти безупречная обзорность, в том числе по зеркалам, что несколько символично, потому что модель и является своеобразным взглядом назад.
А ещё она покоряет подвеской, которая создана для штурма самых выматывающих дорог. Энергоёмкость сочетается с известным комфортом, и если обычно выезд на грейдер или полевую дорогу вызывает тревогу и уныние, то в случае с Niva — почти ликование. Разминая сайлент-блоки, она с аппетитом поедает разнокалиберные ухабы и при этом не донимает качкой. В классе компактных проходимцев подобную отрешённость демонстрирует разве что Renault Duster.
Системы стабилизации нет даже в качестве опции, хотя в некоторых режимах Niva склонна к заносу — например, при резком маневрировании после торможения. С другой стороны, в сравнении с короткими «Нивами» она менее вертлява, а если въехать в поворот слишком быстро, просто плужит носом, расширяя радиус. Niva вообще не любит спешки и нервозности, и склоняет, скорее, к вдумчивой (если не задумчивой) езде. При этом полный привод придаёт ей некоторый запас устойчивости в заносе, если водитель имеет навыки езды с такими трансмиссиями.
И, конечно, машине многое прощаешь, едва появляется случай оценить её полный привод с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала. Niva Travel осталась честным внедорожником и даже после застревания продолжает упрямо и неспешно бороться с рельефом, мало-помалу выползая к спасению. Ей, конечно, не хватает всё того же тяговитого мотора — первые метры в снегу я частенько глох. Проблему решило включение пониженной передачи: с ней Niva уже прёт с флегматичностью танка, а если и зарывается, то не намертво. Вперёд, назад, снова вперёд… Эх, ещё бы задняя передача включалась помягче, но такова Niva — отступать она не любит.
Одним словом, это привычная нам Niva со всеми её плюсами и минусами. А мотив для её обновления понятен: если в 2018 году Chevrolet Niva и Lada 4×4 продавались почти одинаковыми тиражами на уровне 30 тысяч автомобилей в год, то по итогам 2020 года младшая модель сохранила темп, а вот спрос на Niva сократился раза в полтора. Отчасти это объяснялось пересменкой брендов (модель переехала из салонов Chevrolet к дилерам Lada), но наверняка сказывается и моральное устаревание — уж больно примелькалась «Шнива» с её обмылочным дизайном. И приделав ей новый лик, АВТОВАЗ надеется всколыхнуть интерес к модели.
Что потом? Определённости нет, но АВТОВАЗ отказывается от собственных платформ в пользу технологий Renault, и следующая Niva получит французскую тележку CMF-B — запуск планируется на 2024 год. Разработка нового внедорожника в планы АВТОВАЗ (точнее, материнской компании Renault) явно не вписывается, что, впрочем, не мешает выпускать классические Niva Travel и Niva Legend после 2024 года. Вопрос, скорее всего, будет решаться ситуативно: будет спрос, останутся «Нивы».
Цены после обновления выросли на 10-25 тысяч рублей в зависимости от комплектации, но дело тут не только в рестайлинге, но и общем подорожании автомобилей. Базовая Lada Niva Travel в комплектации Classic стоит 748 тысяч рублей (+10 тысяч в сравнении с дорестайлинговой машиной). Версия Comfort с магнитолой, кондиционером и легкосплавными колёсами обойдётся в 805 тысяч (+17 тысяч), при этом сразу имеет подогрев сидений — раньше он полагался только топовой комплектации. В версии Luxe за 891 тысячу (+20 тысяч) появляются пассажирская подушка безопасности, парктроник, камера, обогрев лобового стекла, мультимедийная система, регулировка водительского сиденья по высоте, противотуманные фары, 16-дюймовые колёса и замок с дистанционным управлением.
Есть ещё версии Comfort Off-Road и Luxe Off-Road, но отличия, скорее, имиджевые. Они заметны благодаря чёрному обвесу и шноркелю для преодоления бродов глубиной до полуметра. Доплата за такие версии составляет 15-40 тысяч рублей. Итого самая дорогая Niva Travel стоит 906 тысяч рублей.
Дорого? Да, но, с другой стороны, Niva Travel может себе позволить ценовой волюнтаризм, ведь конкурентов почти нет. Пятидверная Lada Niva Legend стоит в диапазоне 645-730 тысяч рублей и ориентирована, скорее, на жителей села. Более крупный «УАЗ-Патриот» обойдётся минимум в 939 тысяч рублей. А иностранные внедорожники и того хлеще: даже за малыша Suzuki Jimny сегодня просят от 1,7 млн рублей — две топовых Niva.
Таким образом, АВТОВАЗ при минимальных затратах умело создал иллюзию, будто перед нами чуть ли не новая модель. И цель достигнута: «Нивка» ягодка опять.
Кстати, целью нашего «тревела» было святилище Большие Аллаки: ансамбль скальных глыб весьма причудливой формы, которые, по мнению ученых, считались святым местом древних людей. Жили они в этих краях якобы с эпохи верхнего палеолита (более 40 тысяч лет назад), и причины их ветхозаветного восторга, в общем, очевидны — в камнях можно увидеть очертания слонов, черепах, летающих тарелок и палачей в масках. На камнях есть древние рисунки, сделанные охрой, которые, к сожалению, очень пострадали от вандалов, красящих поверх дурные надписи.
Однажды Алдару-Косе надоело ездить на ишаке и он купил конское седло, длинные стремена и конскую уздечку. Но почему-то никто не подумал, что он купил коня. Все смеялись с того, что он на ишака нацепил конскую сбрую.
Выглядит интересно. Внешне. Усаживаясь в салон понимаешь, что ты внутри ВАЗ 2115. Терпимо, но не за эти деньги. Впрочем, это классика. Не читайте до обеда советских газет. Так других-то нет! (с)
У меня много лет сидит в бошке незакрытый гештальт — купить классическую Ниву 3х дверную. Такой проходимости не даст ни один кроссовер/паркетник с их подключаемыми муфтами. Даже сами конструкторы нивы считали, что ее проходимость избыточна и порой рассматривали другие концепции (типа как у первого паркетника — первого RAV4). В итоге прикидываю возросшие расходы на бензин, вспоминаю, что в ней не очень то комфортно ездить каждый день с воем раздатки, и про то, что такая проходимость нужна обычно 3 раза в году, а обычно вполне достаточно монопривода, хорошего просвета и хороших шин. И в очередной раз откладываю подальше этот гештальт купить себе Ниву. Наверное надо дожить до пенсии, смотрю на них зачастую пенсионеры ездят, будет такая давно желанная машина в последний путь так сказать.
У меня тоже есть что-то подобное, но горожанам Нива, по большому счёту, не нужна. Всегда можно найти подходящую локацию или чуть более крюковатый путь и проехать на легковушке. А если уж совсем в глушь ехать, то и на Ниве застрять можно.
Чтобы ощутить кайф от Нивы, думаю, нужно жить где-то на отшибе, где месяца три в году дороги заметены снегом, а ещё три месяца выглядят как грязевые ванны.
С другой стороны, всё равно машина должна ездить и по трассам, и по городу, а вот здесь на Ниве (даже Шниве) уже дискомфортно. Жаль вообще, что АВТОВАЗ полностью просрал потенциал Нивы, которая могла бы дать жизнь целой линейке внедорожников. А они 40 лет почивали на лаврах и рассказывали всем, как в 76 году их осенило и какие они молодцы))) За это время можно было сделать более комфортный внедорожник с независимой задней подвеской и более длинной базой, поставить ESP, подобрать нормальный мотор и так далее. Но нет, тупо доили старушку (ну и продолжают доить).
Сейчас Нива-трёхведрка — это что-то вроде квадроцикла. Автомобиль для досуга и совсем уж тяжелого быта.
Я разработал другой план. Купить древнюю, тысяч за 100, и тысяч за 150 отремонтировать, включая замену сидений и прочего. Рассмотрите такой вариант. Но мне лень. А гештальт такой же.
В 2012 году забирал новую Шниву из автосалона и проехал на ней почти 3000 км до Красной Поляны. В Уральских горах меня обгоняли все фуры, а расход стремился к 20 л/100 км. После Самары, к моменту когда Шнива проехала уже 1000 км, динамика чуть улучшилась. А на М-4 «Дон» я смог разогнать ее «аж» до 157 км/ч! В качестве бонуса возможность объезжать все ремонты дорог по обочине не снижая скорости. В Красной Поляне, где L-200 других подрядчиков весело бегали по горам, Шнива начала регулярно кипеть и разваливаться. За 1,5 года в ней сломалось….всё!!! В итоге ее там и продали кому-то за бесценок.
В 2015-2016 году была возможность детально сравнить дизельный Тигуан 1 поколения и новенькую классическую Ниву. Про разницу на асфальте говорить бессмысленно, и так все понятно. А вне дорог машины оказались почти одинаковыми по проходимости. Нива выше, у нее больше ходы подвески. При этом Тигуан за счет тяговитого дизеля и хорошо работающих электронных имитаций блокировок едет примерно также. Только ест ровно в 2 раза меньше Нивы в любом режиме и, в отличие от нее, не разваливается на ходу.
В прошлом году купили тестю очередную шниву. Я бился в истерике, что полный привод ему, как зайцу стоп-сигнал, мол давай икс рей купим. Типа кроссовер, но не сравнить с нивой. С асфальта ты не съезжаешь. Нет. купили. Но речь не об этом. Была у меня в качестве разъездной машины «пятнашка». И тесть, когда в неё садился, приговаривал: Вот же резкая какая машина! И я удивлялся всё время. Так вот, купили мы очередную шниву. Я еду на старой, тесть на новой. И я понимаю, почему ему пятнашка резкая.
>>> Пятидверная Lada Niva Legend при прочих равных пример. но на 70 тысяч рублей дешевле
читал что в данный момент ее производство приостановлено. И вроде как ходят слухи что не факт что будет восстановлено.Полагаю причина может быть во внутренней конкуренции.
Да, возможно именно поэтому. Тоже думал, что классическая Нива честнее, что ли. А Шнива как бы между ниш попадает: как по мне, лучше уж до Дастера натянуть, он более сбалансированный под ежедневные поездки, да и надёжность небо и земля
Чё то ни чЁ в голову то и не лезет. Был тут в одном салоне, с клиентом по работе, пока ждали посмотрели на это со шноркелем и на половину для рекламы облитую грязевым слоем. Ну да морда чуть симпатичней, а в остальном, сгниет все кхуям уже через год. А если посмотреть в гарантийный талон, автоваза, то вообще становится не смешно. Уж слишком все ограничено, китайцы и те уже пять лет гарантий дают, а автоваз все на месте топчется, во всем, даже в этом. Последнее что обновили, это регламент выдачи документов гарантийных ремонтов при обращениях клиентов с признаками потребительского экстремизма. А машина, да за такие деньги, ну его нах. Реально, эти машины брать, выгодней б/ушными, за дарма и вкладывая в них немного, юзать пару раз в год. тогда ни утопить, ни ударить будет не жалко, и лужи объезжать не будешь, и через мелколесье не жалко. А так, прежде чем поехать в лес, эта покупка за миллион должна немного состариться, до состояния не жалко.
А как оптимистично выглядит сайт по продажам это ваяния. прям как у настоящих: показать все двигатели, показать все КПП, а по факту, выбор цвета, и переплата в сто тысяч за шноркель, и нехненужные окрашенные бампера с камерой заднего вида, ну не стоит это все плюс сто ( а да забыл «дисплей». Да и приподнятые основания релингов над крышей чуть ли не на 5 мм меня прям возбуждают. прям представляю, как после мойки да на морозе религи, гуляют то вверх то вниз, за счет льда и гнется крыша
С учетом того, что камера заднего вида с дисплеем стоит около десятки с установкой
Сразу видно мечтателей о ниве, у которых её раньше не было:)))
Это аппарат пиздец какой:) Пару минусов опишу:
1) Она гниёт и сильно. Уже начиная с первого года появляются очаги коррозии на кузове, это расстраивает оч сильно.
2) Кондиционер работает отвратительно. Дует не пойми куда и как, совсем не так как на иномарках. Направляешь в рожу, но при этом в ноги дует горячий воздух. Хз как это всё работать должно, но от слова кондиционер там только название.
3) Шум и вой в салоне оч сильные. 2 часа езды по трассе изматывают, прям честно. Приезжаешь уставший с гудящей головой.
Всё это чувствуется, конечно, на фоне нормальных машин. И всё это никак не отменяет её положительных качеств, которых, на мой взгляд, больше, чем отрицательных значительно)
Это я ничего не сказал про всякие неработающие штуки, которые постоянно ломаются, в основном мелочи)) Да и проходимость у неё не самая уж прям выдающаяся — мотора не хватает. Тот же дастер получше на бездорожье, на мой взгляд. ЕСП и 2л мотор реально компенсируют просадки относительно нивы.
Niva на фоне «дуси» выигрывает, когда буксовать нужно долго, потому что у того муфта через некоторое время перегревается и кирдык. Правда, они её совершенствуют, так что сейчас вроде бы нужно совсем уж увлечённого её греть. Но в любом случае с заблокированным центральным диффом уверенности поболее
Так я же и говорю — квадроцикл 😀 Какой с него спрос? Прёт и прёт. А сгниёт, утопим и за новым пойдем 😀